«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Не хватает ученого ослика
...А также автомобиля для гастрольных турне


Школьное сочинение
Собака и хозяин


Дом медведя
Экологическая тропа


Живой уголок
Приятные хлопоты


Учитесь падать с лошади

Лекарство от эгоизма

...И я скажу, кто ты

Полный пансион с шестиразовым питанием

Искусственный мир
Детские дома, как замкнутая система, не нужны


Министр - против...
или Сколько стоят слезы директора?


Ничего не вижу, ничего не слышу

Ставка на жизнеспособность
Пожилые люди реализуют свои планы и идеи вопреки мнению, что пора бы им и успокоиться


Скважины души
Любовь сосредоточена в детях


Уравнение со многими неизвестными
Каким быть "самому гуманитарному" из предметов?


Открытое письмо

Честная тройка?
Стопроцентная успеваемость достигается... списыванием


Дневник учителя
Вне оборота


"Золотой" ребенок,
или Мужчины тоже рожать умеют


Литература как порождение истории
Проект учебной программы для 9-11-х классов


От летописца до агитбригады
Итоги конкурса подведены: кто лучший по предмету?


Наедине с тестом
Почему выпускники техникумов боятся такого испытания


Повышенный уровень
Что скрывается за названием?


Финансовая авантюра?
Ссузы не желают переходить на региональный бюджет


Стиль жизни - директор
Будни и праздники Николая Трусова


C праздником Весны!

Когда на душе светло
Мода и этой весной остается демократичной. Носить можно все. Все, что вам идет


Сезон скидок
Распродажа - качество гарантировано


Шапки на полку
Как сберечь любимые вещи


Спагетти для радости
Цепких объятий депрессии вполне можно избежать


Детям - мороженое, супруге - цветы!
А также маме, бабушке, сестре, двоюродной сестре, тете, подруге, соседке, начальнице, классному руководителю...
Без букета 8 Марта не обойдешься.


Большой взрыв?..
Никто не знает, что ему предшествовало. Точно так же никто не скажет, что произойдет в мире после нападения США на Ирак


Я хочу летать, и я летать буду!

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Управляющий директор Фонда содействия кадетским корпусам России Анатолий ДРУКАРЕВ
Кадеты России: из прошлого в будущее


Анатолий Александрович Друкарев родился в 1932 г. в Воронеже. Окончил Тамбовское СВУ, Тамбовское пехотное училище, Военную академию
им. М.В. Фрунзе. В Вооруженных Силах прошел все командные должности от командира взвода до начальника штаба ракетной армии. Был начальником кафедры, факультета и консультантом в Военной академии им. Петра Великого. Генерал-майор в отставке. Кандидат военных наук, доцент.
С 1993 г. возглавляет объединение выпускников суворовских и нахимовских училищ, проживающих в Москве, - "Московское суворовско-нахимовское содружество". С 2000 г. - управляющий директор Фонда содействия кадетским корпусам России. Организатор Первого Московского Великого князя Дмитрия Донского кадетского корпуса.

- Анатолий Александрович, как вы пришли к идее создания кадетских корпусов в России?
- Мы, члены Суворовско-нахимовского содружества, председателем которого я и являюсь, пришли к выводу, что та система суворовских военных училищ, при которой учеба занимает 3 года, резко отличается от традиционной российских кадетских корпусов, где мальчики учились 7 лет, в худшую сторону. Суворовцы ныне совсем не те. Они приходят в училища уже тогда, когда внутренне сформированы, и правильно воспитать их, а скорее перевоспитать просто не хватает времени. Мы стали добиваться того, чтобы суворовцы вновь стали обучаться в училищах после четвертого класса средней школы. Но не были услышаны. В итоге решили сами создавать подобного рода учебные заведения. Ими и стали нынешние кадетские корпуса.
- Но создать кадетский корпус без денег просто невозможно. Где же вы нашли на это средства?
- Нам просто повезло. В 1992 г. мы приняли в Москве около ста человек бывших кадет, которые закончили русский кадетский корпус в Югославии. Это были дети тех русских офицеров, которые после революции эмигрировали из России. Мы их возили в Санкт-Петербург, показывали, как обстоят дела в Москве. И перед отъездом у них осталась сумма более 10 тысяч долларов, которую они не потратили. Эти деньги они решили оставить на развитие кадетских корпусов у нас на Родине. Так весной 1993 г. и был создан 1-й московский кадетский корпус.
Сначала мы набрали 30 человек, через год еще 30, и так ежегодно. Классы формировались из ребят одной из школ в Царицыно. Посещение - только по субботним и воскресным дням. Но очень скоро мы пришли к выводу, что лучший способ организации кадетского корпуса - это его развитие на базе школы-интерната. Там решаются сразу несколько проблем. Во-первых, это хозяйственная база. Во-вторых, при том распорядке, который существует в интернатах (то есть постоянная жизнь вместе, учеба вместе), тех целей, которые мы перед собой ставили в плане воспитания молодых людей, достичь намного легче. Главной задачей было создание настоящей системы воспитания. Так был организован второй московский кадетский корпус, затем 3-й МКК налоговой полиции и другие.
Ныне в Москве существует 10 кадетских корпусов, из которых 7 являются таковыми в полном смысле слова. "Настоящим" я считаю тот корпус, в котором мальчишки проводят все время, а "не вполне настоящим" так называемые кадетские школы, где нет совместного проживания воспитанников. По-моему, последний подход неверен, так как достичь в таких учебных заведениях всех поставленных нами целей в данном случае значительно сложнее. Не спорю, есть и исключения из этого правила - кадетские корпуса в Волжске и Перми. Я это знаю, так как мы занимаемся всей Россией.
- Скоро ваша организация будет называться по-новому: "Фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Борисовича Йордана". Кто этот человек и каков его вклад в дело создания кадетских корпусов в нашей стране?
- Алексей Йордан один из тех кадет, которые приезжали к нам в начале 90-х. Он являлся лидером и идейным вдохновителем всего движения возрождения кадетских корпусов в России. Каждый год, приезжая из Америки к своим детям - Борису и Кате, которые живут здесь постоянно, он проводил с ними всего 2-3 дня, после чего ездил по уже действующим кадетским корпусам и делал многое для создания новых. Вместе с ним в этом процессе активно участвовал и его сын Борис (ныне генеральный директор "Эха Москвы"). В 1994 и 1995 гг. Борис выделял по 50 тысяч долларов для 5 кадетских корпусов, затем значительные суммы - на другие дела: 30 тысяч долларов - на восстановление рухнувшей кровли здания нахимовского училища в Санкт-Петербурге, 100 тысяч долларов - на восстановление Александро-Невской лавры, в которой похоронены много известных деятелей нашей страны. Но эта помощь была бессистемной. В итоге в 1998 г. созрела идея создания фонда, который бы занимался этими вопросами. Когда такой фонд был создан, Борис Йордан стал его президентом, а я управляющим директором.
- Что представляет собой ваш фонд сегодня?
- Мы являемся единственной организацией, которая помогает кадетским корпусам всей России. Безусловно, каждый из них имеет своих "покровителей". Кому-то помогает налоговая полиция, кому-то - Министерство юстиции. Но - только своему. У нас же более 40 объектов помощи. Я, как управляющий директор, занимаюсь распределением тех 150 тысяч долларов, которые ежегодно Борис Йордан выделяет на нужды организации. Рассматриваю просьбы директоров кадетских корпусов и удовлетворяю их по мере возможности и необходимости. Однако и в распределении этих денег есть один нюанс. Дело в том, что наличных средств у нас нет вообще. Все они находятся на счету фонда. Если какой-нибудь директор хочет приобрести какие-либо технические средства для своего корпуса, форму или что-то еще, он связывается с нами и, если мы даем "добро", высылает нам счет к оплате. Мы его оплачиваем также по безналичному расчету.
Я сам или мои помощники объезжаем все корпуса, которым мы помогаем, и проверяем их. Первым делом, приехав в тот или иной город, я говорю директору: "Покажи, что мы тебе купили". И еще ни разу мы не заметили каких-либо нарушений. Вообще мы со своей стороны делаем все, чтобы наши средства шли именно кадетам. Все оборудование, которое покупается, должно быть полезным именно им. Почему? Да прежде всего потому, что в стране существует всего 7 кадетских корпусов силовых ведомств. Остальные принадлежат Министерству образования. Они на одном бюджете прожить не могут. Именно на них в первую очередь направлено наше внимание. Именно их мы больше всего стараемся поддерживать.
- Чем еще, кроме финансовой помощи кадетским корпусам, вы занимаетесь?
- Мы оказываем и методическую помощь. В начале нашей работы корпусов было 17. Сейчас - около 50. Существует целый пакет документов, помогающих в функционировании новых корпусов. И мы высылаем их всем желающим, которые к нам обращаются, в том числе и через интернет, где у нас существует свой сайт.
Еще мы издаем книги, инструкции по воспитательной работе для офицеров, работающих с ребятами. Вышла в свет хрестоматия для кадет, после прочтения которой воспитанники будут иметь представление о том, какими были кадеты в дореволюционной России, какие в то время существовали традиции, а так же вторая книга - пособие для офицеров-воспитателей.
Кроме того, наш фонд проводит различного рода мероприятия. К примеру, когда вышел фильм "Сибирский цирюльник", мы устраивали его просмотр в кинотеатре "Россия" для курсантов московских военных учебных заведений. Это произошло всего через три дня после премьеры в Кремле. А еще мы в 2001 г. провели слет лучших кадет России. Они приехали со всех уголков нашей страны в Москву, и мы проводили для них экскурсии по столице. Показали даже резиденцию Президента России - Московский Кремль. Ведь главная задача фонда - не накормить и одеть кадет, хотя и этим мы активно занимаемся, а повысить качество воспитания. Именно воспитание стоит во главе угла. Если человек не воспитан в широком понимании этого слова, то, даже будучи хорошо образованным, он не принесет большой пользы Отечеству, а может даже навредить ему и согражданам. Поэтому надо обучать через воспитание.
И еще. Долгое время у нас в стране считалось, что только словом можно воспитать людей. Это не так. Можно говорить целыми днями, а толку не будет. На самом деле воспитывает коллектив, но при мудром и чутком руководстве этим коллективом, а также через образ жизни этого сообщества. Подобная система существовала только в кадетских корпусах. По их типу в свое время создавались суворовские военные училища. Главная беда сегодня заключается в том, что уже существует около 50 кадетских корпусов, но нигде не готовят офицеров-воспитателей. Между тем тот же Сталин, создавая систему воспитания молодых офицеров - суворовские училища - отдельным пунктом приказал создать факультет подготовки офицеров-воспитателей при военно-педагогическом институте. Туда принимали офицеров, готовили их три года, давая высшее педагогическое образование. И они приходили в суворовские и нахимовские училища. Сейчас этого, увы, нет.
- Вы считаете, что необходимо уделить внимание не только воспитанникам корпусов, но и самим воспитателям?
- Безусловно. Именно поэтому президент фонда принял решение учредить премию лучшим офицерам-воспитателям по итогам работы за год. Эту премию может получить любой офицер корпуса: директор, его заместители, командиры рот - собственно воспитатели. Ее размер - 7000 рублей. Раньше она была больше, но по просьбам самих директоров ее сократили, но увеличили количество лауреатов.
- Есть ли конкурс в кадетские корпуса?
- Есть, и очень большой. На одно место претендуют 20-30 мальчишек. Родители готовы отдать своего ребенка в наши надежные руки, лишь бы убрать его с улицы, оградить от криминала и наркотиков. Они видят, что дети ухожены, одеты, обуты и, главное, воспитаны! Кроме того, преобразуя интернаты, создатели кадетских корпусов вынуждены что-то делать с той частью детей, которые не подходят нам по своему развитию. Кадетские корпуса - школа для мужчин. Учебное заведение "только для девочек" создано пока только в Красноярске - Мариинская женская гимназия.
Что касается вообще контингента кадетских корпусов, то в них в первую очередь принимают сирот и тех, чьи родители лишены родительских прав. Но надо отметить, что примерно 10% кадет - дети из достаточно состоятельных семей. Родители таких ребят выделяют корпусу, в котором учатся их дети, деньги на благоустройство. Таким образом, восстанавливается дореволюционная система, при которой существовали две категории кадет: те, которые платили за свое обучение, и те, которые учились за счет этих денег. Так что, ничего нового мы здесь не открыли.
- Чем вы можете объяснить то положение, в котором находится ныне армия? И как в этой связи следует воспитывать будущего офицера?
- То, что армия испытывает голод в офицерах младшего звена - это отголосок неправильной политики руководства страны в 60-е годы. Тогда были ликвидированы суворовские училища, а оставшиеся были переведены на трехгодичное обучение. За три года воспитать будущего офицера нельзя. Это глубочайшая ошибка. Вторая ошибка заключалась в ликвидации средних военных училищ и замены их высшими училищами. Это стало ответом руководства страны на резкое сокращение желающих связать свою судьбу с армией. Таким образом пытались вновь привлечь молодых людей на службу. Обратной стороной этого решения стало то, что из училищ пошел отток преподавателей, воспитателей, людей, которые обучали курсантов - будущих офицеров - умению общаться с людьми. А офицера необходимо готовить с детства. Почему балерину мы готовим с четырех лет, а кадры для наших Вооруженных Сил только с 15 или, того хуже, с 18 лет? Да, не спорю, и балерины стране нужны. Но офицеры ей жизненно более необходимы.
Если бы меня спросили, что необходимо сделать, чтобы восстановить армейские кадры, я бы предложил следующие меры. Во-первых, развивать систему суворовских кадетских корпусов в России (я так назвал бы все СВУ и кадетские корпуса). Во-вторых, восстановить набор в них мальчиков после 4-го класса. И, наконец, построить там такую систему воспитания, которая прививала бы любовь к службе. Ведь нам же привили! Вот, к примеру, я закончил СВУ с золотой медалью. Выбирал училище третьим. И выбрал пехотное. У меня и в мыслях не было выбрать какой-нибудь Военный институт иностранных языков. Я хотел стать общевойсковым офицером. А сейчас иной курсант после окончания третьего курса так и норовит сбежать из военного учебного заведения в какой-нибудь гражданский вуз и доучиваться там. Это неправильно, и это положение необходимо менять.
- Что бы вы хотели сказать кадетам в качестве напутствия?
- От имени президента Фонда содействия кадетским корпусам России Бориса Алексеевича Йордана и от себя лично хочу пожелать всем кадетам российских кадетских корпусов и офицерам, которые выполняют тяжелую, но святую обязанность по их воспитанию удачи, исполнения желаний, успехов в учебе и дальнейшей службе на благо Родины!

Беседу вел
Сергей Шурлов

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.