«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Не хватает ученого ослика
...А также автомобиля для гастрольных турне


Школьное сочинение
Собака и хозяин


Дом медведя
Экологическая тропа


Живой уголок
Приятные хлопоты


Учитесь падать с лошади

Лекарство от эгоизма

...И я скажу, кто ты

Полный пансион с шестиразовым питанием

Искусственный мир
Детские дома, как замкнутая система, не нужны


Министр - против...
или Сколько стоят слезы директора?


Ничего не вижу, ничего не слышу

Ставка на жизнеспособность
Пожилые люди реализуют свои планы и идеи вопреки мнению, что пора бы им и успокоиться


Скважины души
Любовь сосредоточена в детях


Уравнение со многими неизвестными
Каким быть "самому гуманитарному" из предметов?


Открытое письмо

Честная тройка?
Стопроцентная успеваемость достигается... списыванием


Дневник учителя
Вне оборота


"Золотой" ребенок,
или Мужчины тоже рожать умеют


Литература как порождение истории
Проект учебной программы для 9-11-х классов


От летописца до агитбригады
Итоги конкурса подведены: кто лучший по предмету?


Наедине с тестом
Почему выпускники техникумов боятся такого испытания


Повышенный уровень
Что скрывается за названием?


Финансовая авантюра?
Ссузы не желают переходить на региональный бюджет


Стиль жизни - директор
Будни и праздники Николая Трусова


C праздником Весны!

Когда на душе светло
Мода и этой весной остается демократичной. Носить можно все. Все, что вам идет


Сезон скидок
Распродажа - качество гарантировано


Шапки на полку
Как сберечь любимые вещи


Спагетти для радости
Цепких объятий депрессии вполне можно избежать


Детям - мороженое, супруге - цветы!
А также маме, бабушке, сестре, двоюродной сестре, тете, подруге, соседке, начальнице, классному руководителю...
Без букета 8 Марта не обойдешься.


Большой взрыв?..
Никто не знает, что ему предшествовало. Точно так же никто не скажет, что произойдет в мире после нападения США на Ирак


Я хочу летать, и я летать буду!

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Свой путь
Ирина СЕЛИВАНОВСКАЯ, учитель литературы Нюксенской СШ


Когда думаешь о том, что проблема чтения художественного произведения в школе уже более полстолетия рождает новые методические идеи, позволяющие пробудить у школьников интерес к серьезному чтению, то свои собственные мысли, выстраданные, проверенные и принесшие, как тебе кажется, хороший результат, кажутся лишь отголоском чужого опыта. А значит, я все это время "изобретала велосипед"?
Это все уже было с кем-то, когда-то, а ты лишь повторяешь круг...
А может быть, в этом и есть смысл жизни: пройти свою дорогу так, чтобы остались в этой профессии "твои" ученики? Потому что когда-то на уроке ты открыла для них другой мир в ту самую минуту озарения, доказывая прежде всего себе, что спокойно жить и читать любимые строки невозможно. Так же когда-то и тебе открыли эту истину, и ты сделала свои первые шаги к большой литературе. И вот сегодня уже шесть твоих студенток решают для себя: либо уроки литературы в школе, либо просто литература и жизнь.
А твой урок по Маяковскому и чтение наизусть такого вроде бы совсем не "маяковского" стихотворения "Лилечке" вернулся через пять лет совсем неожиданно. Оказывается, выпускник тогда на уроке, слушая тебя, понял, что сказать женщине о любви можно и так: нежно и по-мужски гордо. И вот уже чуть-чуть хрипловатым от волнения голосом он читает наизусть для всех своих бывших учителей Маяковского, делая те же ударения на словах, которые когда-то делала на уроке ты...
А значит, я вновь войду в класс и "буду изобретать уже кем-то давно изобретенное". И будет витать на уроке аромат бунинской лирики... Запах георгинов на клумбах, последних роз в саду, запах моря и увядающей уже травы... Светлая и грустная одновременно мелодия исходит от этой августовской прозы, где мир запечатлен на пике его красоты - ведь дальше осень... Запах осени от бунинских строк - это память сердца, и поэтому хочется возвращаться к ним вновь и вновь, бередя душу.
И о Родине мои ребята будут знать гораздо больше, потому что Родина - это наша общая боль (поэта, моя и их), наша гордость и счастье. Живя в "глухариной глуши", в краю "черемух, берез и рябин", они поймут, что для них Родина, их сельский край. Вот тогда-то на слова Сергея Чухина:
"Деревня - не лицо России, -
Душа" -
ребятам будет чем ответить. Их стихи - это еще начало. Но главное, что оно есть...
Все замерло в объятиях зимы.
Уже прошла дождливая
певунья-осень.
И долго еще ждать весны...
Но мы об этом и не просим.

Пускай зимой вовсю метут
метели,
Верна погода пусть календарю
Не сетуя на странный нрав
природы,
Свой северный родимый край
люблю.
(Суровцев Иван, 7-й класс)

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.