«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Не хватает ученого ослика
...А также автомобиля для гастрольных турне


Школьное сочинение
Собака и хозяин


Дом медведя
Экологическая тропа


Живой уголок
Приятные хлопоты


Учитесь падать с лошади

Лекарство от эгоизма

...И я скажу, кто ты

Полный пансион с шестиразовым питанием

Искусственный мир
Детские дома, как замкнутая система, не нужны


Министр - против...
или Сколько стоят слезы директора?


Ничего не вижу, ничего не слышу

Ставка на жизнеспособность
Пожилые люди реализуют свои планы и идеи вопреки мнению, что пора бы им и успокоиться


Скважины души
Любовь сосредоточена в детях


Уравнение со многими неизвестными
Каким быть "самому гуманитарному" из предметов?


Открытое письмо

Честная тройка?
Стопроцентная успеваемость достигается... списыванием


Дневник учителя
Вне оборота


"Золотой" ребенок,
или Мужчины тоже рожать умеют


Литература как порождение истории
Проект учебной программы для 9-11-х классов


От летописца до агитбригады
Итоги конкурса подведены: кто лучший по предмету?


Наедине с тестом
Почему выпускники техникумов боятся такого испытания


Повышенный уровень
Что скрывается за названием?


Финансовая авантюра?
Ссузы не желают переходить на региональный бюджет


Стиль жизни - директор
Будни и праздники Николая Трусова


C праздником Весны!

Когда на душе светло
Мода и этой весной остается демократичной. Носить можно все. Все, что вам идет


Сезон скидок
Распродажа - качество гарантировано


Шапки на полку
Как сберечь любимые вещи


Спагетти для радости
Цепких объятий депрессии вполне можно избежать


Детям - мороженое, супруге - цветы!
А также маме, бабушке, сестре, двоюродной сестре, тете, подруге, соседке, начальнице, классному руководителю...
Без букета 8 Марта не обойдешься.


Большой взрыв?..
Никто не знает, что ему предшествовало. Точно так же никто не скажет, что произойдет в мире после нападения США на Ирак


Я хочу летать, и я летать буду!

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Гражданские мотивы на уроках литературы
Умом Россию не понять, аршином общим не измерить


28 ноября 1866 года появилось это стихотворение Федора Тютчева. И стало одним из самых загадочных в русской литературе. Всегда так бывает: чем меньше сказано, тем более сокрыто. Лишь великий мыслитель мог так глубоко и емко сказать о своей Родине. Тютчевскую поэзию не случайно называют философской. Надо ли использовать на уроках литературы такие произведения? Ответ однозначен. Они помогают ребятам еще и еще раз задуматься над тем, что такое Отечество, родная земля. Гражданственность всегда там, где правда, какой бы горькой она ни была. Как понимают это стихотворение девятиклассники?
Елена И.: Тютчев пишет о непредсказуемости России.
Ирина В.: Для поэта Россия - это что-то неизмеримое, неприкосновенное.
Петр З.: Тютчев пишет, что в Россию можно только верить. Но сегодня уже все понимают, что и верить в Россию нельзя.
Елена П.: Тютчев предстает перед нами дальновидным человеком, видящим будущее страны. Здесь заметна тоска, какое-то отчаяние, охватившее поэта в момент написания стихотворения. Он хочет изменить что-либо, но не может. И это бессилие тягостно для него.
Евгения К.: Россия - великая страна. Поэт показывает глубину чувств, свое восхищение и любовь к Отечеству.
Ирина Ш.: Тютчев верит в Родину. Он хочет для своей страны лучшего. Поэт как бы передает нам эту любовь, веру. Он говорит, что даже если что-то трудно и неясно в нашей стране, все равно нужно не терять надежды.
У каждого из нас свое ощущение Родины. Это чувство приходит исподволь, неожиданно. Заставить любить нельзя - насилие всегда приводит к нравственному надлому. Можно ли заставить верить? Согласны ли школьники с утверждением поэта?
Михаил А.: Я согласен с мыслью Тютчева. Ведь даже сейчас, когда Россия в кризисе, мы верим в нее и надеемся на лучшую жизнь.
Наталья Т.: Я считаю, что для каждого человека Родина должна быть некоторым идеалом веры.
Татьяна Б.: Я согласна с Тютчевым. В России много загадок, как в прошлом, так и в будущем.
Екатерина В.: Россию многие не понимают, не хотят понять. Это неповторимая страна, она выделяется из всех. Некоторые не понимают, как можно жить в России, любить ее. Но для русских людей она всегда будет Родиной.
Павел К.: Поступки некоторых высокопоставленных чиновников иногда, действительно, трудно объяснить. Вряд ли они верят в Россию. Они желают блага только для себя.
Борис Б.: Я принимаю слова Тютчева и желаю России самого лучшего.
В конце урока попросим ребят выступить в роли начинающих поэтов и написать несколько строк на эту тему.
Владимир М.:
Россия огромна,
Красива, стройна,
Люблю я тебя,
Дорогая страна.
Екатерина В.:
Россию понять во многом нельзя,
Но будем мы к ней благосклонны.
Ведь это же Родина - ваша, моя...
И любим ее мы бесспорно!

Любое классическое произведение, как маленькое солнце, озаряющее человеческие души. Оно помогает ощутить зарождение гражданского духа, учит наших детей гражданской мудрости. Только нельзя навязывать им чье-то понимание. Лишь через свое понимание жизни они придут к возмужанию, зрелости.

Александр ИКОННИКОВ,
учитель русского языка и литературы,
член Союза журналистов России

Орел

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.