«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Не хватает ученого ослика
...А также автомобиля для гастрольных турне


Школьное сочинение
Собака и хозяин


Дом медведя
Экологическая тропа


Живой уголок
Приятные хлопоты


Учитесь падать с лошади

Лекарство от эгоизма

...И я скажу, кто ты

Полный пансион с шестиразовым питанием

Искусственный мир
Детские дома, как замкнутая система, не нужны


Министр - против...
или Сколько стоят слезы директора?


Ничего не вижу, ничего не слышу

Ставка на жизнеспособность
Пожилые люди реализуют свои планы и идеи вопреки мнению, что пора бы им и успокоиться


Скважины души
Любовь сосредоточена в детях


Уравнение со многими неизвестными
Каким быть "самому гуманитарному" из предметов?


Открытое письмо

Честная тройка?
Стопроцентная успеваемость достигается... списыванием


Дневник учителя
Вне оборота


"Золотой" ребенок,
или Мужчины тоже рожать умеют


Литература как порождение истории
Проект учебной программы для 9-11-х классов


От летописца до агитбригады
Итоги конкурса подведены: кто лучший по предмету?


Наедине с тестом
Почему выпускники техникумов боятся такого испытания


Повышенный уровень
Что скрывается за названием?


Финансовая авантюра?
Ссузы не желают переходить на региональный бюджет


Стиль жизни - директор
Будни и праздники Николая Трусова


C праздником Весны!

Когда на душе светло
Мода и этой весной остается демократичной. Носить можно все. Все, что вам идет


Сезон скидок
Распродажа - качество гарантировано


Шапки на полку
Как сберечь любимые вещи


Спагетти для радости
Цепких объятий депрессии вполне можно избежать


Детям - мороженое, супруге - цветы!
А также маме, бабушке, сестре, двоюродной сестре, тете, подруге, соседке, начальнице, классному руководителю...
Без букета 8 Марта не обойдешься.


Большой взрыв?..
Никто не знает, что ему предшествовало. Точно так же никто не скажет, что произойдет в мире после нападения США на Ирак


Я хочу летать, и я летать буду!

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Материал к уроку:
Любви надо учить


Понятие "патриотизм" за последнее десятилетие было наполнено разным смыслом. Какие только движения не пытались его наполнить своим содержанием. Одно время слово "патриот" стало ассоциироваться чуть ли не с национализмом и экстремизмом. Оно почти утеряло свой первоначальный смысл - человек, любящий Родину. А между тем "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам" - одна из многочисленных составляющих того, что делает человека человеком. Сегодня мы вновь приходим к тому, что патриотизм необходимо воспитывать. Расходимся только в вопросе - как? Патриотическое воспитание очень часто воспринимается как военно-спортивное. Не стану спорить, наверное, детям необходимы спортивные игры, всевозможные ритуальные действия. Не зря же поднятие флага в любой стране - волнующая процедура не только для детей, но и для взрослых. Однако основа патриотизма - любовь, чувство, предполагающее тонкость и глубину, и на внешних эффектах его не вырастишь.
Барахтаясь в мощных неудержимых потоках информации, мы часто забываем, что мир познается не только логически, но и чувственно, что чувства воспитываются так же, как хорошие манеры. Только процесс этот более длительный и кропотливый. Уроки мировой художественной культуры в школе - небольшая, но очень важная часть этого процесса.
Богатейший материал русской духовной культуры в рамках школьной программы остается большей частью невостребованным. Важно знать ключевые вехи родной истории, но не менее важно представить, как жили наши предки, как они чувствовали и осознавали окружающий мир и почему появилась потребность и возможность создания тех бесценных произведений искусства, которыми сегодня восхищается весь мир. Может быть, этому поможет простой рассказ о традиционном крестьянском жилище - хоромине? Вот как рассказывает о нем ученик 7-го класса Алексей Б.:
"Самое безопасное место для древнерусского человека - его родной дом. Хоромина, домашний очаг, двор, большая семья, где вместе жили несколько поколений, - это для наших предков было самой важной частью мира. Даже можно сказать, началом мира. В доме, как в крепости, древнерусский человек уберегался от всех опасностей - шли ли они от недобрых людей или от злых духов, в существование которых раньше верили. Да и сейчас многие верят. Для защиты от врагов хоромину строили из толстых бревен, окружали прочным плетнем или частоколом. Чтобы уберечься от сверхъестественных напастей, при постройке дома соблюдали множество правил. Запрещалось применять бревна "буйных" деревьев (тех, которые росли на перекрестках дорог). Считалось, что такое бревно обязательно выберет момент и разрушит дом, загубив хозяев. Перед началом строительства приносили в жертву домашнее животное. Часто под угол дома закладывали конскую голову - это должно было дать жильцам благополучие. Двери и окна окружали деревянной резьбой, чтоб отпугнуть темные силы. Кровля венчалась коньком - резной головой коня, потому что конь был связан со светлыми солнечными силами.
Дом был не только крепостью, но и первым храмом древнего славянина. Внутри дома находились разные священные предметы: печь, стол, "красный угол" с полотенцами, расшитыми магическими узорами. Печь была жилищем домашнего очага, к которому наши предки испытывали глубокое уважение, оскорблением считалось плюнуть в огонь или ругаться при огне. Выражение "потухший очаг" и сегодня означает угасшую семейную жизнь.
Дом был подобием человека: бревенчатый фронтон назывался лбище, выемка в стропилах - уши, окно - око. От родного дома начинались все жизненные пути человека, к нему они и возвращались. Не случайно с домом связано множество поговорок и загадок:
"Стоит бычище, поклеваны бочища".
"Мать толста, дочь красна, сын храбер, под небеса ушел".
Вот истоки любви к родному дому, к своей малой родине, без которой не может быть любви к великой Родине, ко всей стране.
Однако уроки мировой художественной культуры не должны предполагать исключительно усвоение информации. Творческое осмысление родной культуры - вот непростая задача, стоящая перед преподавателем. Можно сделать сколько угодно докладов по древнерусской архитектуре, но необходимо душой прочувствовать красоту и гармоничность православного храма, постараться выразить свои ощущения:

Стоит одиноко шедевр Руси,
В безлюдьи стоит он красиво, воздушно
И смотрит священно крестом в небеси,
И это приятно, не скучно.
Таня Т., 7-й класс

Очень важно показать место русской культуры в системе мировой культуры в целом. Ведь ее особенность в том, что она развивалась и складывалась на границе Востока и Запада. Русская культура не антагонистична ни одной национальной культуре. Дать ребенку понять, прочувствовать это - значит "выбить почву из-под ног" любой формы национального экстремизма. Ведь само понятие "патриотизм" - плод культурного развития человечества.

Марина ФРОЛОВА,
учитель мировой художественной культуры

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.