«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Собственное "Я"
Те, кому оно не нужно, идут по жизни серым однообразным стадом


Проснись - и в снег!
Свежий воздух и закаливание укрепляют нервную систему


У вас хандра?
Тогда - на Урал!


Не гоните от себя жизнь

Да здравствует все то, благодаря чему, несмотря ни на что!
К реформе зарплаты снова вернутся в январе


Чиновники против детей
Вокруг здания музыкальной школы разгорелась настоящая судебная война


Учительская верность
У многих она прошла проверку бедностью и нищетой


Имею право,
или Гражданская позиция в красках


Экспериментируем вместе
Итоги года обнадеживают


В шесть, но с семи
Бессердечно забирать у ребенка год детства


Об утверждении учебной литературы по новейшей отечественной истории, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Компьютеризация: цифры и факты

В гостях у Деда Мороза
Глядя в заветное зеркало, старики молодеют, а молодые ума набираются


Из Европы в Россию... и обратно
Литературному образу Деда Мороза 160 лет


"Липы" не будет
На страже - "полиция качества"


Фантастика? Нет, реальность!

Ахиллесова пята
Фэйс-контроль поможет отличить Петрова от Иванова


Проблемы эксперимента по ЕГЭ-2002

Техникум - соперник вуза?

Графиня Дракула, ваш выход
В моде образ загадочной женщины


Ложка плова в бочке веселья
Праздничное меню


Йоулупукки, Корбобо и Дед Мороз

Вес взят!

Повелитель трав
От лекарственной терапии ежегодно умирают около одного процента жителей планеты


Зима - грипп на пороге! Что делать?

Тайна руки,
или Искусство узнавать жизнь, характер и будущее


Что скажут звезды?

Новогодние гости "УГ"

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Бег вдоль стен
Так их "вводят в колею" и превращают "ничто" в нечто


...Двери в зал неожиданно распахиваются, тишина взрывается дружным многоголосым ревом. Он адресован молодым людям, покорно стоящим на расстоянии нескольких шагов друг от друга и ждущим именно этого мгновения. Луженые глотки ревут:
- Вы - ничто!!!
- Вы будете делать только то, что мы вам прикажем!!!
Орут их сверстники в военной форме, врывающиеся в огромный зал, где при желании можно было бы устроить футбольный матч. Однако церемония, которая начинается таким вот многоголосым, оглушительным унижением (естественно, по нашим понятиям), не имеет никакого отношения к спорту. Она представляет собой некий "обряд посвящения", призванный побудить новоявленное молодое пополнение быстрее "войти в колею" военного обучения.
Таким вот незамысловатым образом старшекурсники дают новобранцам понять, что полностью соответствуют истине слова из рекламных буклетов, завлекающих молодежь в Военно-воздушную академию США: "Не важно, что вы собой представляете, стиль жизни курсанта кардинально отличается от всего, что вы когда-нибудь испытывали".
Да уж, новых ощущений масса и стиль жизни "еще тот". В первый год своего обучения молодые юноши и девушки даже передвигаются только вдоль стен и только бегом, не издавая при этом ни жалоб на "стариковщину", ни стонов о "дедовщине". Вот такая там у них военная школа жизни для тех, о ком при каждом удобном случае громко и гордо кричит вся коммуникативная Америка, кто из поднебесья наносил удары по Ираку, по суверенной Югославии во время агрессии против нее США и НАТО, беспощадно оставлял смертоносные ракетно-бомбовые отметины на просторах других стран...

Военно-воздушная академия США расположена в не самом теплом месте в стране - в штате Колорадо недалеко от города Колорадо Спрингс.
В отличие от нашей системы военного образования в США принята градация курсов от большего к меньшему. По мере того как кадет переходит с четвертого на третий, второй и, наконец, первый - выпускной - курс, его права и свободы в рамках академии постепенно расширяются.
В самом начале обучения каждый поступивший проходит американский вариант курса начальной военной подготовки - там он называется " Курс основного обучения кадета" и длится пять недель.
Курс состоит из двух фаз: теоретической и практической.
На теоретическом этапе кадеты старших курсов рассказывают о традициях академии, правилах воинского этикета, о Кодексе чести, наследии Военно-Воздушных Сил, учат правилам маршировки. Вся теоретическая часть заканчивается полевым выходом, в ходе которого учебные подразделения соревнуются между собой.
Во время практической части пристальное внимание уделяется физической подготовке. Кадеты получают первые представления о тактике ведения боя и приобретают навыки стрельбы из стрелкового оружия.
Весь курс завершается военным парадом четверокурсников.
Этим заканчивается первый этап учебы новобранцев и начинается другой - каждодневная рутина.
Один "урок" в академии длится 50 минут. Каждый день их бывает семь: четыре утром и три днем. После занятий кадеты участвуют в различных спортивных мероприятиях или тренировках в составе своей учебной группы.
Каждый семестр в академии длится 17 недель. Плюс 10 недель летом, в ходе которых кадеты повторяют пройденный материал или по желанию проходят дополнительные курсы. Кроме того, курсанты ездят в командировки на военно-воздушные базы, некоторые из которых расположены на территории других государств. Учащиеся старших курсов в течение этих недель проходят летную подготовку.
А летной подготовке в ВВС США придается огромное значение. Она начинается с ознакомлением будущих офицеров с принципами пилотирования. Каждого кадета учат летать на планере. Если обучаемый сдаст экзамены на пилотирование летательных аппаратов, то в первый год своего обучения он овладевает навыками управления вертолетом. Но сначала кадеты занимаются на тренажерах. Там они могут почувствовать, что такое боевой самолет, которым им в дальнейшем придется управлять.
При желании любой может пройти курс обучения парашютным прыжкам или получить шанс остаться в академии в качестве инструктора (при очень большом желании и старании).
Естественно, в академии готовят летчиков, однако это еще не все. Большое значение в процессе учебы придается формированию тех особенных черт характера, которые должны отличать военного от штатского: исполнительности, пунктуальности, способности брать на себя ответственность и принимать решения. Для этого существует даже специальное подразделение - Центр развития характера, у которого довольно большой штат сотрудников.
В первый год свободное время ограниченно. Кадет может звонить, принимать посетителей днем и вечером в субботу, а так же утром и вечером в воскресенье. Для этого существует комната отдыха, которая называется: "У Арни". Он может пригласить своих друзей принять участие в спортивных мероприятиях, которые проходят в академии, посетить концерты.
На втором году учебы (третий курс) прав у кадетов становится больше. Они уже могут покидать территорию академии и проводить свое свободное время в близлежащих городках. На втором курсе возможности для отдыха увеличиваются. Ну а на первом (самом старшем) курсе кадетов отпускают из стен академии на весь уик-энд, если в эти дни не предусмотрены парады, тренировки, инспекции и футбольные игры. Объем свободного времени зависит так же от успехов в обучении и физической подготовки.
Кадетам-старшекурсникам (второго и первого курсов) разрешается иметь свой личный автомобиль и ставить его на стоянку академии.
Что касается каникул, то обучающиеся отдыхают три недели летом, две недели на Рождество и одну неделю весной. Отпуск также предоставляется в случае смерти близких родственников. В этом порядки в США сходны с нашими.
После окончания обучения новоиспеченный офицер обязан прослужить в авиации восемь лет. Причем пять лет он служит в боевых частях, а оставшиеся три года может провести в ВВС, не летая на самолетах.
В нашей стране сегодня активно обсуждают: какие нужно создать ограничения и условия, чтобы курсанты высших военно-учебных заведений не могли бы "просто так" отчислиться за несколько месяцев до выпуска? В США такие условия давно созданы. Само обучение в академии бесплатное, но если кадет желает с какого-либо курса вернуться "на гражданку", он должен, во-первых, иметь на это серьезные причины, во-вторых, обязан оплатить весь курс обучения, который он уже прошел, из расчета 39000 долларов за год. Таких, кто захотел бы уйти, заплатив такую цену, находится очень мало.
Согласитесь, нам есть над чем призадуматься. Если уж самая богатая страна в мире, которой доллары девать некуда, в своих военно-учебных заведениях не терпит "халявщиков", не желает "дарить" ни цента тем, кто, отучившись, не жаждет возместить затраты на свою учебу добросовестной военной службой, то уж нашему государству, его армии и флоту, отнюдь не страдающим избытком финансов, как говорится, и сам Бог велел. Если такие правила примут и у нас, тогда из курсантского строя исчезнут "халявщики", которые желают бесплатно и на всем готовом получить высшее образование, да еде и "откосить" от срочной службы. Останутся те, для кого офицерская судьба - сознательный выбор и призвание на всю жизнь.
Ну а "обряды посвящения" и бег вдоль стен перенимать нам, видимо, не стоит. У нас другой менталитет, другие традиции - войскового товарищества, курсантского и офицерского братства. Испокон веку в традициях русской военной школы не унижать, а возвышать будущего профессионала ратного дела до высокой чести - погон российского офицера.

Сергей ШУРЛОВ,
курсант 5-го курса Военного университета
(По материалам зарубежной печати)

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.