«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Собственное "Я"
Те, кому оно не нужно, идут по жизни серым однообразным стадом


Проснись - и в снег!
Свежий воздух и закаливание укрепляют нервную систему


У вас хандра?
Тогда - на Урал!


Не гоните от себя жизнь

Да здравствует все то, благодаря чему, несмотря ни на что!
К реформе зарплаты снова вернутся в январе


Чиновники против детей
Вокруг здания музыкальной школы разгорелась настоящая судебная война


Учительская верность
У многих она прошла проверку бедностью и нищетой


Имею право,
или Гражданская позиция в красках


Экспериментируем вместе
Итоги года обнадеживают


В шесть, но с семи
Бессердечно забирать у ребенка год детства


Об утверждении учебной литературы по новейшей отечественной истории, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Компьютеризация: цифры и факты

В гостях у Деда Мороза
Глядя в заветное зеркало, старики молодеют, а молодые ума набираются


Из Европы в Россию... и обратно
Литературному образу Деда Мороза 160 лет


"Липы" не будет
На страже - "полиция качества"


Фантастика? Нет, реальность!

Ахиллесова пята
Фэйс-контроль поможет отличить Петрова от Иванова


Проблемы эксперимента по ЕГЭ-2002

Техникум - соперник вуза?

Графиня Дракула, ваш выход
В моде образ загадочной женщины


Ложка плова в бочке веселья
Праздничное меню


Йоулупукки, Корбобо и Дед Мороз

Вес взят!

Повелитель трав
От лекарственной терапии ежегодно умирают около одного процента жителей планеты


Зима - грипп на пороге! Что делать?

Тайна руки,
или Искусство узнавать жизнь, характер и будущее


Что скажут звезды?

Новогодние гости "УГ"

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Конференция
Дети превыше всего


Мир, пригодный для жизни детей, - это такой мир, в котором все дети получают наилучшие возможные условия в начале жизни и имеют доступ к качественному базовому образованию, включая начальное образование, которое является обязательным и бесплатным для всех и в котором все дети, в том числе подростки, имеют широкие возможности для развития своих индивидуальных способностей в безопасной и благоприятной среде. Мы будем содействовать физическому, психологическому, духовному, социальному, эмоциональному, познавательному и культурному развитию детей как приоритетному направлению национальных и глобальных действий.
Мы принимаем на себя торжественное обязательство, будучи убеждены в том, что, придавая первостепенное значение правам детей, их выживанию и их защите, мы действуем в наивысших интересах всего человечества и обеспечиваем благополучие всех детей во всех обществах. Это выдержки из итогового документа двадцать седьмой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на которой была утверждена резолюция, озаглавленная "Мир, пригодный для жизни детей".
В конце ноября в поселке Московский прошла Всероссийская конференция под этим же названием.

Российские дети, включая и тех, которые живут в хороших, благополучных семьях, сегодня нуждаются в защите, в помощи, в том числе способствующей развитию таланта и способностей. О том, что делается в нашей стране для детей, какие проблемы еще не решены, рассказала собравшимся первый заместитель министра труда и социального развития РФ Галина Карелова. Ее доклад назывался "Государственная политика в интересах детей: особенности, приоритеты, перспективы". Она отметила такие положительные моменты, как повысившийся уровень оздоровления детей в летние каникулы, он впервые превысил советский. 11 миллионов детей были охвачены организованным отдыхом. В 90-е годы было принято более 100 законодательных актов, так или иначе касающихся детства. Снизилась детская и материнская смертность. Однако многие проблемы еще ждут своего решения. Это прежде всего бедность, тяжелое материальное положение семей. 70 процентов детей нуждаются в пособиях. Вторая группа вопросов: детская безнадзорность, алкоголизм, наркомания. Наркомания захватывает сегодня детей, уже с 11-летнего возраста. Отмечается снижение преступности среди подростков в летний период. В настоящее время перед государственными организациями стоят следующие задачи:
1. Всемерно содействовать здоровому образу жизни.
2. Обеспечить качественное образование.
3. Улучшить экономические условия жизнедеятельности детей.
В России есть богатые регионы, которые тратят деньги на что угодно, но не на детей.
4. Поддерживать детей в особых обстоятельствах. Искоренять все формы насилия. Эти задачи в течение нового десятилетия должны быть решены.
Представитель Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации госпожа Розмари Маккрири говорила о перспективах развития программы сотрудничества этой организации и Правительства РФ.
Она особо подчеркнула, что нужды детей нельзя откладывать на потом. И хотя в России многие цели, касающиеся благополучия детей, были выполнены, появились новые. Наша задача - создать мир, пригодный для жизни детей. Это всеобщая глобальная задача.
Но пока будущее детей под угрозой. Нередки случаи насилия в семьях, дети с ограниченными возможностями остаются в маргинальных группах. Быстрое распространение СПИДа угрожает благополучию всего общества.
В России есть все условия, чтобы она стала пригодной для жизни детей, где все их права будут защищены, где будут уважать их достоинство. Можно достичь такой России, где дети и подростки смогут проявить все свои возможности. Такой России, где каждая семья будет всячески поддержана. "Основываясь на нашем пятилетнем опыте, мы надеемся, что вашими усилиями будет создан национальный план действия в интересах детей. Он учел национальные особенности, национальные потребности. Он также будет отвечать глобальным целям экономического развития на десятилетие".
Что для этого необходимо? По всей стране создать союзы, ассоциации, общества, в которых будут представлены ученые, профсоюзные деятели. Дети должны занимать центральное место в различных национальных программах.
Необходимо создать условия, чтобы дети и молодежь принимали участие в обсуждении всех вопросов, которые касаются их жизни. Сессии ООН получают новое звучание благодаря участию молодежи, которая внесла свой вклад в разработку последнего документа, касающегося детей. Их участие заставило нас изменить наше к ним отношение.
Заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Вячеслав Гончаров поднял вопрос об использовании социального партнерства в формировании здорового образа жизни детей и подростков. Темой выступления заместителя руководителя Департамента социальной политики Минэкономразвития России Александра Ананьева стали проблемы развития детей в прогнозах социально-экономического развития страны. Он подчеркнул также важность и выгоду вступления России в ВТО. Это, в частности, дает возможность повысить качество образовательных стандартов, приблизить их к мировому уровню. Мы должны повысить качество образовательных услуг, чтобы более комфортно чувствовать себя к 2010 году, для этого в каждую семью должен войти интернет.
Какие трудности экономического характера существуют сегодня? У нас на 20 процентов населения приходится около 48 процентов всех доходов, значительная часть народа живет ниже прожиточного минимума. В тяжелом положении оказались молодые люди. Для того чтобы они стали действительно фактором прогрессивного развития страны, необходимо, чтобы у молодежи была эффективная зарплата и они получали бы хорошее образование.
Профилактика правонарушений несовершеннолетних - тема выступления заместителя начальника Главного управления обеспечения общественного порядка СОБМВД России Владимира Голубовского. По его словам, оперативный штаб, который возглавляет министр МВД, выявляет многие нарушения, которые способствуют тому, что подростки совершают различные проступки. Скажем, во Владимирской области около тысячи подростков перестали учиться в училищах. Оказалось, что у них нет денег на проезд к месту учебы. В Чечне в школах учебники, поступившие от Фонда Сороса, оказались на рынке, а в классе приходился всего один учебник на всех. В Раменском работники милиции проводят работу с футбольными фанатами, с руководителями клубов футбольных болельщиков.
Об опыте работы с детьми и подростками, который заинтересовал многих участников конференции, поведал заместитель главы администрации Костромской области Владимир Виноградов. Здесь удалось создать 34 интерната, которые опираются на муниципальную систему по защите прав детей. В области учитываются нужды каждого ребенка. За короткое время образованы детские учреждения, которых раньше не было. Новые социальные стандарты касаются каждого малыша и подростка. Все, что происходит с детьми, тут же становится известно в администрации области. Отдельно идет работа с малообеспеченными семьями и неблагополучными. Детей лишают попечения родителей только в крайнем случае. Координаторами в этом деле выступают постоянные комиссии, смотр деятельности которых устраивается ежегодно. Лучшим выделяются губернаторские гранты.
Все дети в Костромской области делятся по возрастному принципу. Сначала идут занятия с будущими родителями, медицинское сопровождение продолжается до самого рождения малыша. Забота о детях с 4 до 6 лет возложена на органы опеки. С подростками - на образовательные учреждения. Более старшими занимается комитет по делам молодежи. Пофамильно рассматривается трудоустройство каждого выпускника детского дома. И потом продолжается их послеинтернатное сопровождение до 19 лет, когда они успешно пройдут социальную адаптацию. Этот комплексный подход дал возможность сократить уровень преступности на 39 процентов. Во всех интернатах дети с ограниченными возможностями получают необходимые навыки самообслуживания, а также приобретают умения, связанные с какой-либо специальностью.
В Костромской области государственные и общественные организации заняты формированием нового человека, который умеет отстаивать свои права, способен устроить свою судьбу в современных условиях.
Начальник Управления медицинских проблем материнства и детства Минздрава России Анатолий Корсунский рассказал о мерах, направленных на сохранение здоровья детей: программа антиСПИД позволила снизить уровень младенческой и материнской смертности на одну четверть.
Заместитель главы Республики Коми Вера Скоробогатова предложила интересы детей возвести в ранг государственной политики: дети превыше всего. В Коми в связи с этим пытаются решить прежде всего три задачи: вырастить здорового ребенка. Все беременные женщины в республике берутся на учет. Есть программа "Доброжелательное отношение к ребенку в медицинских учреждениях.
Во-вторых, решается задача правильного распределения государственных пособий на детей. Пока что это можно назвать распылением средств. Многие родители, получив детские деньги, идут в винный магазин. Это порождает иждивенчество, потому что бедным быть выгодно.
В-третьих, необходима целенаправленная работа с подростками. Со всеми, а не только с "трудными". Здесь нужны новые программы. Необходимо наладить уличную социальную работу, предложить новые педагогические технологии.
Начальник Управления по воспитательной работе с осужденными Главного управления исполнения наказаний Минюста России Владимир Хомлюк сообщил, что сегодня в местах лишения свободы находятся свыше 10 тысяч детей, в том числе тех, которые рождены в тюрьмах. Им оказывается психологическая помощь. Создаются реабилитационные центры для отбывших наказание. В этом помогают попечительские советы, церкви, родительские комитеты.
Директор института социально-экономических проблем народонаселения РАН, доктор экономических наук Наталья Римашевская обратила внимание присутствующих на то, что, решая проблемы детей, мы тем самым решаем проблемы нашего будущего. И о нем нужно серьезно задуматься сегодня, потому что поле детства постоянно сжимается, как шагреневая кожа. Сейчас у нас дети составляют пятую часть нашего населения, а в дальнейшем - лишь двенадцатую. Надо задумываться о человеческом капитале нашего общества.
Исследования показали, что каждое последующее поколение оказывается более слабым, чем предыдущее. Сегодня вскоре после рождения здоровье ребенка только ухудшается.
Нынче школа - главная среда, формирующая отношение ребенка к сверстникам, к семье. Она должна оказывать наибольшее воздействие на эти процессы. В настоящее время 2 миллиона детей не посещают занятий. 10 процентов учащихся не могут освоить школьную программу. Школа многое теряет из-за противопоставления бедных и богатых. Здесь все зависит от учителя, который не всегда является образцом для каждого ученика.
Происходит дальнейшая маргинализация детей. Надо понять, какие факторы стимулируют или сдерживают этот процесс. Надо воздействовать на не последствия, а на корни процессов.
На конференции обсуждались и другие проблемы, решение которых поможет создать мир, пригодный для жизни детей. Это и восстановление ювенальной юстиции, и социальная защита детей-инвалидов, и трудоустройство детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и роль культуры и искусства в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
В конце конференции ее участники приняли итоговый документ, в котором, в частности, говорится: "Участники конференции высказываются за постоянное обогащение стратегии государственной политики в интересах детей. Достижение единства экономической, финансовой и воспитательной составляющей в решении проблем детства на основе выстраивания эффективного взаимодействия федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.
Мы поддерживаем призыв сформировать всемирное движение, которое будет помогать строить мир, пригодный для жизни детей, на основе нашей последовательной приверженности сформулированным на сессии ООН гуманистическим принципам и целям: дети - превыше всего; искоренить нищету, не забыть ни одного ребенка, защитить детей от эксплуатации, насилия, войны, прислушиваться к детям и обеспечивать их участие.

Маргарита КУРГАНОВА

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.