Содержание |
|
Архив
номеров |
Архив номеров в текущем номере газеты
|
Реклама |
|
|
|
С точки зрения учителя
В
гимназических классах столичной школы-гимназии N
1106 идет углубленное изучение четырех иностранных
языков, факультативные занятия по различным предметам
ведут педагоги из вузов. Как добиться, чтобы уроки
по ОБЖ не затерялись среди других предметов, сделать
их интересными, а главное, полезными для школьников?
Об этом - наш разговор с преподавателем Владимиром
ЧЕТВЕРИКОВЫМ.
- Владимир Егорович, нравится ли ученикам ОБЖ?
- В гимназических классах у нас очень основательно
дают знания по различным предметам. У большинства
юношей негативное отношение к службе в армии.
Единицы после 11 классов попадают на военную службу
или в вузы Минобороны. Поэтому и стараюсь "не
съехать" на "чистую" начальную военную подготовку,
о чем ратуют многие. К слову, педагогическое "одеяло"
курса ОБЖ пытаются "потянуть на себя" не только
военные, но и ГИБДД, МЧС, медики, пожарные и т.д.
Но опыт последних лет, общее мнение преподавателей,
возрастающий интерес учащихся говорит о том, что
надо решать более объемную задачу, и для этого
в системе ОБЖ уже много сделано.
- Как же вы в обычной школе решаете ее?
- В нашей школе нет военного уклона. Я обычный
и, наверное, типичный учитель ОБЖ. Поэтому изучение
идет в соответствии с программой. Лишь в гимназических
классах используем разработанный Методцентром
ЮЗАО (Юго-Западного административного округа)
межпредметный интегрированный модуль. Темы ОБЖ,
такие как природные и техногенные катастрофы,
экология, проблемы наркомании, здоровья и другие
отрабатываются на уроках естественнонаучного цикла,
физкультуры, права и других. Проводим научно-практические
конференции, такие как, например, "Нефть - яблоко
раздора". Проблема рассматривается с точки зрения
различных предметов, в том числе и ОБЖ.
- Но ведь детям, особенно в специализированных
школах, "привязанным" к партам по 6-8 часов, хочется
двигаться, что-то делать практически?
- Это понятно. Одной теорией навыки безопасности
не привьешь. Хотя мы сильно зависим от программы,
но 25% ее я могу менять, поэтому вношу элементы
действия, практики при любой возможности. Итог
- пятидневные сборы с учащимися 10-х классов в
июне.
- Как они прошли?
- Провести их в виде лагерного сбора при воинской
части не удалось. Не все родители готовы отпустить
своих чад в "эту ужасную армию", да и воинского
коллектива готового нас принять не нашлось. К
сожалению, это типично для Москвы. Поэтому первый
день наши мальчишки проходили подготовку при базовой
школе N794 в Ясенево, изучали оружие и боеприпасы
по макетам, плакатам, а иногда и "на пальцах".
Увы, даже объединившись, учителя ОБЖ не обладают
достойным арсеналом и учебной базой.
Во второй день на военной кафедре института стали
и сплавов, где готовят офицеров-танкистов запаса,
ребята знакомились с бронетехникой. Третий день
- практические занятия по школам. Четвертый -
знакомство с жизнью и бытом военнослужащих в мотострелковой
бригаде. Девочки в это время занимались военно-медицинской
подготовкой. В заключение - зачеты по предмету
и стрельбы.
- А где учите стрелять?
- В подвале школы оборудован тир. Когда-то он
был создан для стрельбы из малокалиберного оружия,
с мишенным полем, вентиляцией и звукоизоляцией.
Но во время разгрома начальной военной подготовки
все было уничтожено, место заняли кооператоры.
Возрождение началось в последние годы, правда,
стреляем только из пневматического оружия. Использую
свой армейский опыт (а стрельба - мой конек).
Восстановили тир и активно его используем. Есть
стрелковая секция, которой я руковожу.
- Как удается активизировать внимание учащихся,
добиться твердых навыков, понимания важности предмета?
Ведь не секрет, что отношение к ОБЖ у детей различное...
- Думаю, одинаково любить и ценить более двух
десятков предметов невозможно. Любители математики
часто равнодушны к изучению языков, пестики и
тычинки на уроках биологии угнетают почитателей
физкультуры, классики литературы не волнуют увлеченных
физикой. Этого бояться не надо. А вот подобрать
материал и выстроить урок так, чтобы дремать некогда
было - наша задача. Жаль, что учебная база преподавателя
ОБЖ слабовата. Это ограничивает учителя. Раньше
предприятия города помогали в строительстве полосы
препятствий, тиров. Теперь этого нет, все делаем
своими руками и средствами. Но зато пришли на
помощь компьютерные технологии, фильмы. Показываю
на уроках даже мультфильмы по тематике ГО и ЧС.
Они смешные, а значит, запоминающиеся.
Практикую и создание фильмов учащимися. По определенной
теме в течение года они записывают на видеомагнитофон
телепередачи, затем защищают проект. Это своеобразный
экзамен перед всем классом. Тематика может быть
разнообразной: катастрофы и аварии, поведение
на дорогах, медицина, армейский цикл и т.д. Таким
образом, создается базовая видеотека. Очень хорошо
себя зарекомендовали диспуты по актуальным вопросам:
"Опасность религиозных сект", "Наркомания", "Национализм
и национальный вопрос", "Терроризм".
- В вашем классе мини-музей - и военные реликвии
и, как и положено географу, сувениры со всего
мира...
- Многое привнесли сами ребята. Вот, например,
пробитая пулей солдатская каска - память об обороне
Москвы в 1941 г. Знамена, флаги, штандарты вышиты
руками девочек, а сувенир - кусок брони крейсера
"Аврора" - подарок от друзей из Санкт-Петербурга.
Наша школа носит имя историка Николая Карамзина,
расположена на проспекте его имени. Неподалеку
усадьба Остафьево, где он жил и работал. Много
лет у нас действует Карамзинский музей. Сейчас
помещение музея реставрировано в стиле XIX века.
В нем - пианино, библиотека с книгами по истории,
культуре, искусству, технические средства обучения.
Проводятся экскурсии на четырех языках.
- Вы упомянули Карамзина, а ведь есть Бородино,
Дубосеково и много других мест, отмеченных историей...
- Мы используем их для экскурсий, но, каюсь, явно
недостаточно. Тому есть и объективные причины.
Впрочем, иногда помощь детскому дому или приюту,
которую мы с ребятами оказываем, дает нашим детям
не меньший заряд патриотизма, доброты, ответственности.
- Не утихают споры вокруг ОБЖ, необходимости этого
предмета. Какие вы видите здесь проблемы?
- Безусловно, он нужен. И все больше учащихся
отдает ему предпочтение на выпускных экзаменах.
А проблемы.... Думаю, главное - достойная оплата
педагогам и внимание руководства. Ставка учителя
ОБЖ высшей категории в Москве - 2,5 тысячи рублей.
Не хватает молодых, энергичных, увлеченных, деятельных
педагогов-мужчин. А они нужны как воздух. Ребята
потянутся к ним. И это сразу скажется на отношении
к предмету. С одним из таких педагогов - заместителем
директора школы Александром Коптевым, руководителем
военно-исторического поискового клуба "Каскад",
мы готовим туристический поход школьников на Кавказ.
Там на практике будут отработаны навыки безопасной
жизнедеятельности, не будет забыта и военно-патриотическая
тема.
Беседу вел
Виктор ЕВДОКИМОВ
|
|
|
|