«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
...А песню подхватит любой!


С каждым годом таких смотров, конкурсов армейских талантов, как фестивали военной, патриотической, солдатской песни, становится все больше, растет и аудитория слушателей: Сочи, Стерлитамак, Зеленоград, Краснодар, Северодвинск, Москва... В десятках городов, поселков, в воинских частях и на кораблях, во многих республиках бывшего Советского Союза выходят на сцену барды в погонах. Это моряки и десантники, пограничники и ракетчики, военные железнодорожники и эмчээсовцы, спецназовцы и мотострелки. Для многих любителей авторской песни с ее общепризнанными кумирами Владимиром Высоцким, Юрием Визбором, Александром Городницким, Александром Розенбаумом, Олегом Митяевым не менее значимы имена тех, кто стал популярен в военной аудитории: Виктор Верстаков, Михаил Михайлов, Юрий Кирсанов, Игорь Морозов, Виктор Куценко и многие другие. Песни армейских бардов набирают известность, все чаще при объявлении победителей на фестивалях авторской песни к именам и фамилиям лауреатов прибавляются воинские звания от рядового срочной службы до генерала.
Песня - своеобразный памятник времени. Поэт Евгений Долматовский считал, что песня как жанр основана на трагедии: драматические сюжеты жизни человека, жестокие повороты в его судьбе... Россия - страна, которую во многом можно понять именно через то, что поет народ. Самодеятельные, авторские песни - особый пласт культуры. Особенно когда люди, их сочиняющие, по роду своей службы постоянно соприкасаются с опасностью. Тогда уходит все искусственное, наносное. Остаются простые, но западающие в душу слова и мелодии, которые очищают и защищают ее.
Гражданская, Великая Отечественная войны дали нам свои песни, имеющие глубоко народные корни либо написанные профессиональными поэтами и композиторами - Алексеем Фатьяновым, Михаилом Исаковским, Матвеем Блантером, Константином Симоновым, Алексеем Сурковым... "Землянка", "Темная ночь", "Прощайте, скалистые горы", "Дороги", "Синий платочек" - мы поем до сих пор эти песни, в которых рука об руку идут по военным дорогам дружба, надежда и любовь.
В 80-х появился новый пласт армейских песен - "афганский" фольклор. "Я в бою не погиб, я вернулся живой, // Мне судьбой предназначено было жить за тех, кто на этой войне был со мной и кого она не возвратила...". "Мы не можем сегодня друг без друга остаться, можно так раствориться, можно так потеряться". Эти слова из песен Владимира Мазура во многом объясняют не распавшееся до сих пор "афганское братство". Памятник той войне прошедшие ее поставили сами - своими песнями. Конечно, это горький повод для расцвета армейской авторской песни. Тем не менее он дал возможность раскрыться многим талантливым людям. Еще тогда, в Афганистане, тот же Владимир Мазур написал: "Это была война, за которую счет предъявляется невиноватым". Песня-провидица словно забежала вперед и вывела свою правду.
90-е годы обожгли сердца событиями в Чечне. Больше всего тоскуешь по прекрасному тогда, когда рядом смерть, кровь, грязь. Когда страх потери родного человека вымучивает душу. И хорошие стихи и музыка лечат тогда порой лучше, чем профессиональные психотерапевты. Вроде бы обычный набор в армейской песне: картинки природы, тоска по любимой, явь, переплетенная с гармонией поэзии и музыки. Но отличают эти произведения особая энергия духа, пронзительная жажда жизни, бескомпромиссная нравственная чистота.
Особенно остро это ощущается во время больших фестивалей. Никакие высокопарные патриотические речи не воспринимаются залом сильнее, чем негромко звучащие под гитарный перебор солдатские голоса. Звания здесь роли не играют, в творчестве все равны. Наверное, это и обусловливает то, что в орбиту армейской песни "втягиваются" все новые ее поклонники. Да и мастерство ее исполнителей растет, все больше появляется военных коллективов, работающих на профессиональном уровне: "Голубые береты", "Форпост", "Русь", "Северное сияние". Более того, военные барды все теснее "сжимают" свой круг вокруг традиционной авторской песни.
Вот два ярких тому примера: прошедшие недавно Московский открытый фестиваль авторской песни (в Коломенском) и знаменитый Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, который уже получил всероссийский статус и включен в федеральную целевую программу "Культура России" (2001-2005 гг.). Оба мероприятия традиционно "гражданские", до этого лишь "афганец" Валерий Горбачев стал лауреатом "Грушинки" в 80-х. А в 2001 году - прорыв! Впервые по инициативе офицера запаса Михаила Грушина, президента фонда "Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина", и при поддержке полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко на Грушинском фестивале была организована военная площадка. И сразу два ее представителя - полковники Александр Минаев и Виктор Трофимов - в числе лауреатов вышли на прославленную "гитару" - главную сцену фестиваля.
Между прочим, аудитория слушателей, которые оценивают мастерство выступающих, очень даже внушительная: в 2001 году на Грушинском фестивале она насчитывала более 300 тысяч (!) человек. В этом году было немногим меньше. И снова лауреат в погонах - полковник Михаил Калинкин. Как отметил председатель жюри этого года известный бард Вадим Егоров, "мы дали это звание не за военную форму, а за высокий уровень творческого и исполнительского мастерства". Полковник Калинкин вместе с офицером-пограничником Михаилом Михайловым стал лауреатом и на июньском фестивале в Коломенском.
...Лучший и самый строгий судья всегда - слушатель. "По блату" его интерес не завоюешь. Лучшим мерилом этого интереса к бардам в погонах стало то, что армейские площадки сразу становятся своеобразным центром притяжения, недостатка в доброжелательной публике военные не испытывают. И все чаще приходится слышать: а почему бы не проводить всероссийские фестивали армейской песни? Конечно, уже без малого двадцать лет существует Всероссийский телевизионный фестиваль солдатской песни "Виктория", выступать на котором считается престижным даже "звездам" нашей эстрады. Но не все армейские таланты могут на нем себя показать. Их гораздо больше, чем позволяют возможности этого телевизионного проекта. Вот примеры. Только с начала этого года прошло несколько сильных по уровню выступивших на них бардов и общей организации конкурсов, не уступающих "Виктории": в Зеленограде - "Виват, Победа!", в Северодвинске - "Беломорские звезды", в Сочи - "За веру, за Отчизну, за любовь!". Центральный дом Российской Армии совместно с Комитетом по делам семьи и молодежи правительства Москвы и Центром досуга и творчества молодежи "Россия" (жаль, без широкой рекламы) в рамках международного фестиваля "Солнце светит всем" провел прекрасный конкурс-фестиваль "Солдатская песня России", открыв много новых песенных талантов.
Замечательно, что есть люди, которые такие мероприятия организуют, но пора, может быть, объединить усилия и попробовать вывести армейскую песню на более высокий уровень популярности, обеспечив соответствующую информационную поддержку?
Как мы уже неоднократно сообщали, "Военное образование" совместно с газетой "Красная звезда" и Студия военной авторской песни "На Фрунзенской" выступили с предложением провести всероссийский конкурс авторской песни. Информация о нем публикуется и в этом номере. Этот конкурс - попытка объединить бардов в погонах, а также тех, кто выполнил свой воинский долг, и молодежь, у которой ратная служба еще впереди, дать возможность показать себя тем, кто до этого пел только "для себя" или в тесном кругу друзей. Таким конкурсом заинтересовались уже в различных министерствах и ведомствах, в Центре военной песни при Главном управлении воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, в фонде "Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина". Уже пришли десятки заявок на участие. Очень хочется надеяться, что на следующем Грушинском фестивале на военной сцене выступят лауреаты нашего конкурса, а армейская песня займет более значительное, достойное место на российском песенном пространстве.
...Есть у поэта Дмитрия Сухарева строки, во многом определяющие творчество людей в погонах: "А песня готова на бой, а песня на плаху готова, покуда в ней каждое слово оплачено нашей судьбой". И дальше:
А песню подхватит любой,
А песне найдется работа,
Покуда в ней каждая нота
Оплачена нашей судьбой.
Ждем ваших писем и желаем удачи всем, кто решил попробовать себя в песенных состязаниях!

Ирина ПАВЛЮТКИНА

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.