«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Задача "минимум" - сломить бумажное сопротивление

Задача "максимум" - нормативное финансирование

Мнение

Ловушка бедности
Как мы обходимся без денег


Трех тысяч рублей на жизнь хватит,
считают учителя Воронежской области. Но сбережения необходимы


В одну упряжь запрячь не можно...

Ваш адвокат

Спорное бесспорно

Закон и кодекс
Подводные камни налогообложения внебюджетных доходов


Я всегда прав!
От такой позиции страдают все


Педагогическая ошибка

Лагерная педагогика
Это совсем не то, о чем вы подумали


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

За что в ответе?
Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования


Не роскошь, а средство передвижения
По спутниковому телеканалу можно "перекачать" содержание 15 тысяч учебников за одну ночь


"Джентльмены" удачи
"Липовая" академия умудрилась просуществовать три года


Гонка за бюджет
На 15 мест факультета госуправления МГУ претендовали 218 человек


Миллион за контракт
Выпускников много, а профессионалов не хватает


Сто фунтов помощи
Британским студентам обещают вернуть стипендию


И "мерс" на ходу остановит? И в офис горящий войдет?
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?


Мир ценностей

"Чтоб ненавидела душа..."
Иван Аксаков, подпись под приговором


Прогулки с Мариничевой во сне и наяву

Бери, да помни!
Если вы страдаете хронической забывчивостью, знайте, что виной тому стресс, а вовсе не болезнь потери памяти. Несколько нехитрых трюков - и вы забудете, что такое забывчивость!


Почему женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины?

Возвращение челки

Зима на шпильке

Угощаю курицей - от всего сердца!

Полное собрание наших приложений поможет вам встретить новый учебный год во всеоружии

Валерий Гаркалин: Когда мне надо отдохнуть, я глажу белье

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ


ВАРИАНТ ДЛЯ V КЛАССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение природоведения в 5-м классе основной школы направлено на достижение следующих целей:
· расширение знаний о многообразии тел, веществ и явлений природы; формирование первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, деятельностью человека и изменениями в окружающей среде;
· овладение начальными естественнонаучными умениями по наблюдению, проведению опытов и измерений, описанию их результатов, формулировке выводов;
· развитие способностей учеников к взаимодействию с миром природы, желания познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;
· воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе и самому себе как ее части; стремления действовать в каждодневных ситуациях общения с природой в соответствии с экологическими принципами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
· приобретение элементов природоведческой, здоровьесберегающей и экологической компетентности:
- умение ориентироваться на местности (определение стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды); действовать в опасных природных условиях (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными и т.п.); владеть простейшими способами оказания первой медицинской помощи (при укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений);
- умение бережно относиться к природе, содействовать мерам, направленным против ее загрязнения, соблюдать правила поведения в местной природной среде (в лесу, на водоеме и т.д.);
- умение применять полученные знания в повседневной деятельности (уход за домашними животными: кошка, собака, хомячки, куры, корова, кролики и т.п., выращивание комнатных и культурных растений: горох, огурцы, картофель и т.п.);
- умение следить за своим рационом питания (наличие продуктов питания, содержащих основные группы питательных веществ и витамины).
Реализация указанных целей и формирование элементов названной компетентности достигаются в результате освоения следующего содержания образования.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Изучение наиболее распространенных культурных и дикорастущих растений, животных и грибов своей местности; редких и охраняемых видов растений и животных. Примеры положительного и отрицательного воздействия человека на окружающую природу. Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения (на примере экономного расходования воды, экономного потребления электрической энергии или др.)
Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий)1 .
МНОГООБРАЗИЕ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ
Астрономические явления. Наблюдение звездного неба. Строение Солнечной системы. Представление о Солнце как одной из звезд. История "вытеснения" Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно и др.)2
Физические явления. Примеры механических явлений в природе (падение тел на Землю, движение планет вокруг Солнца).
Практическое изучение тепловых явлений: опыты с изменением состояния вещества (испарение и конденсация, плавление и отвердевание).
Свет и звук - основные источники информации об окружающем мире. Источники света в природе, цвета тел. Шум и способы борьбы с ним.
Примеры электрических и магнитных явлений в природе, их использование в быту (нагревательные приборы, электродвигатели, магниты и др.). Сборка простейших электрических цепей. Правила пользования электроприборами.
Химические явления. Вещества в окружающем мире (металлы, пластмассы, древесина, смеси, горные породы и минералы и др.), их использование человеком. Простые и сложные вещества. Наблюдение явлений превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение, ржавление и др.).
Биологические явления. Опыты по изучению влияния температуры, света и влажности на растения (на примере прорастания семян или развития плесени гриба-мукора). Наблюдение приспособлений растений к недостатку и избытку влаги и освещенности; животных к низким и высоким температурам. Комфортные экологические условия жизни для человека.

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примере рационального питания, режима дня).
Овладение способами самонаблюдения за самочувствием: настроение, сон, желание заниматься физическими упражнениями и др. Овладение отдельными способами самоконтроля здоровья: измерение температуры тела, роста, веса.
Оценка собственного рациона питания на наличие продуктов, содержащих основные группы питательных веществ и витаминов.
Практические занятия по изучению способов действий в опасных природных условиях (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными и т.п.); овладению простейшими способами первой медицинской помощи (при укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений); соблюдению правил безопасного поведения в окружающей среде.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
В результате изучения природоведения ученик должен
Знать и понимать:
· наиболее распространенных представителей культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных своей местности, в том числе редких и охраняемых видов растений и животных; положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
· примеры механических, звуковых, световых и электромагнитных явлений; процессов изменения состояния веществ; испарение и конденсация, плавление и отвердевание); источников и потребителей тока (различные бытовые приборы); явлений превращения веществ; приспособлений растений к избытку и недостатку влаги; приспособлений животных к низким температурам;
· примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· правильно пользоваться приборами для измерения длины, температуры и времени;
· описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме; различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения и полученные результаты;
· подбирать не менее двух источников информации по заданной тематике (при использовании открытого доступа к 5-8 книгам естественнонаучного характера или к 1-2-м электронным изданиям);
· находить: значение указанных терминов в терминологическом словаре; несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
· кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять в тексте описание природных явлений;
· описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· ориентироваться на местности: определять стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды;
· измерять рост, вес и температуру тела; оценивать собственный рацион питания на наличие продуктов, содержащих основные группы питательных веществ;
· различать некоторые ядовитые растения и грибы своей местности; уметь адаптироваться к особенностям погоды своей местности; следовать правилам безопасного использования бытовых электроприборов; уметь оказывать первую медицинскую помощь при капиллярных кровотечениях и несильных ушибах.

ВАРИАНТ ДЛЯ V - VI КЛАССОВ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение природоведения в 5-6 классах основной школы направлено на достижение следующих целей:
· расширение и систематизация знаний о многообразии тел, веществ, живых организмов и явлений природы; формирование первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также деятельностью человека и изменениями в окружающей среде;
· развитие интереса к познанию окружающего мира природы, способности к его целостному восприятию;
· воспитание бережного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды; стремления действовать в каждодневных ситуациях общения с природой в соответствии с экологическими принципами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
· овладение приемами практической деятельности по изучению природных объектов (элементами наблюдений, опытов и измерений), освоение способов организации познавательной деятельности (умение ставить перед собой познавательные цели и оценивать результаты деятельности, участвовать в работе малой группы сотрудничества); приобретение начальных умений работы с естественнонаучной информацией;
· приобретение элементов природоведческой, здоровьесберегающей и экологической компетентности:
- деятельность в природной среде: умение узнавать в окружающей природе наиболее распространенные культурные и дикорастущие растения, домашних и диких животных, грибы своей местности; ориентироваться в окружающей среде (определение стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды; умение пользоваться планами своего города, картами своей местности; понимание прогнозов погоды и т.п.); применение полученных знаний в повседневной деятельности (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений, помощь родителям в работе по дому и т.д.); стремление расширить свои представления о природе родного края (походы, экскурсии, посещение музеев, чтение книг и т.п.), соблюдать правила поведения в лесу, на водоеме и т.д.
- осознание необходимости заботы о собственном организме и безопасного поведения в окружающей среде: умение оценивать свое самочувствие (настроение, сон, желание заниматься физическими упражнениями и др.); использовать элементы самоконтроля здоровья (измерение температуры тела и частоты пульса); следить за своим рационом питания (наличие продуктов питания, содержащих основные группы питательных веществ и витамины); соблюдать личную безопасность и адаптироваться к окружающей среде (особенностям климата и погоды; сезонным явлениям - морозам, разливам рек, лесным пожарам и т.п.; возможной токсичности грибов, растений, препаратов бытовой химии; особенностям поведения диких и домашних животных); освоение простейших способов оказания первой медицинской помощи (при укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений, кровотечениях и травмах);
- осознание жизненной важности экологической чистоты окружающей среды и необходимости сохранения природы своей местности: умение узнавать в окружающей природе некоторые редкие и охраняемые виды растений и животных; оценивать простейшими способами экологическое состояние воды, растительности и почвы; стремление внести посильный вклад в сохранение природы и решение экологических проблем своей местности (экономное расходование воды, экономное потребление электроэнергии и др.).
Реализация указанных целей и формирование элементов названной компетентности достигается в результате освоения следующего содержания образования.

ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ
Взаимосвязь наблюдений, опытов и измерений при изучении объектов и явлений природы (опыт практической деятельности).
Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки: сочетание огромного труда и творческого озарения. Как используются их открытия: во благо человека или во вред?(на примере 1-2 историй конкретных открытий).
История взаимоотношений человека и природы: от поклонения через покорение к сотрудничеству с миром природы.
Стремление людей осознать место Земли во Вселенной; история "вытеснения" Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно и др.).

МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Наблюдение звездного неба. Строение Солнечной системы. Представление о Солнце как одной из звезд.
Форма и размеры Земли. Способы изображения Земли: планы, карты и глобусы. Распознавание на географических картах условных обозначений, определение географических координат.
Состав воздуха. Вода на Земле: океан, воды суши, водяной пар, ледники. Описание и изучение некоторых свойств наиболее распространенных горных пород, основных типов полезных ископаемых. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.
Разнообразие живых организмов. Основные признаки царств живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Изучение и узнавание в окружающем мире: наиболее распространенных культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных, грибов своей местности; редких и охраняемых видов растений и животных.
Изучение на примере комнатных растений, домашних животных и человека сходства и различий в проявлении основных признаков живых организмов (движение, питание, дыхание, раздражимость, размножение, развитие и смерть).
Клеточное строение живых организмов. Наблюдение клеток под микроскопом.
Наблюдение веществ в окружающей среде (металлы, пластмассы, древесина, смеси, горные породы и минералы и др.), их использование человеком. Простые и сложные вещества. Сравнение свойств веществ в газообразном, жидком и твердом состоянии.

ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ В ПРИРОДЕ
Примеры механических, тепловых, световых, звуковых, электрических и магнитных явлений и их использование в повседневной жизни. Практическое изучение нескольких физических явлений. Сборка простейших электрических цепей. Знакомство с использованием электрических и магнитных явлений в быту (нагревательные приборы, электродвигатели, магниты и др.)
Наблюдение явлений превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение, ржавление и др.).
Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, давление, влажность, осадки, ветер). Наблюдение погоды (измерение температуры и т.п., конструирование простейших метеорологических приборов). Влияние погоды на организм человека.
Описание круговорота воды в природе. Наблюдение на местном материале за процессами рельефообразования (оползни, осыпи, изменение русел ручьев, рек и др.). Наблюдение выветривания горных пород (на примере разрушения облицовки зданий и т.п.)
Представление о развитии жизни на Земле (зарождение жизни в воде, освоение суши животными и растениями; ископаемые животные и растения).

ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ
Солнечно-земные связи. Различия в освещенности на поверхности Земли, смены сезонов года и времени суток как следствия шарообразности Земли, вращения вокруг оси и движения в Солнечной системе /работа с моделями/.
Связь неживой и живой природы. Изучение влияния температуры, света и влажности на растения (на примере прорастания семян). Наблюдение приспособлений растений к недостатку и избытку влаги и освещенности, животных к низким и высоким температурам. Благоприятные условия содержания домашних животных, выращивания декоративных или культурных растений. Комфортные экологические условия жизни для человека.
Взаимосвязи в живой природе. Примеры взаимодействия растений и грибов, растений и бактерий; лишайники. Наблюдение взаимодействия животных друг с другом (на примере поведения домашних животных). Наблюдение ярусного принципа жизни, конкуренции и хищничества в природном сообществе (на местном материале).
Влияние человека на окружающую природу. Примеры сокращения разнообразия живых организмов. Красная книга. Освоение простейших приемов оценки экологического состояния воды, растительности и почвы. Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения (на примерах утилизации мусора, экономного потребления воды, электрической энергии или др.)

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, режима дня, закаливания)
Овладение способами самонаблюдения за самочувствием: настроение, сон, желание заниматься физическими упражнениями и др. Овладение отдельными способами самоконтроля здоровья: измерение пульса, температуры тела, частоты дыхания, роста, веса.
Определение своего физического развития (оценка гибкости тела, правильности осанки, наличия плоскостопия и др.) Оценка собственного рациона питания на наличие продуктов, содержащих основные группы питательных веществ и витаминов.
Практические занятия по изучению способов действий в опасных природных условиях (при сильном ветре, во время грозы, под градом и др.) и чрезвычайных ситуациях (пожары, затопление и т.п.); овладению простейшими способами первой медицинской помощи (при укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений, кровотечениях и травмах); соблюдению правил безопасного поведения в окружающей среде.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Участие в практической деятельности по взаимодействию с реальными объектами природы:
· восприятие с использованием всех органов чувств и описание природных объектов, применение эмоционально-образных способов познания природы; проведение наблюдений и простейших опытов по изучению растений и животных, свойств тел и веществ, явлений природы (в том числе элементов мониторинга окружающей среды: наблюдения за погодой, оценка качества воды, воздуха); наблюдение за собственным здоровьем; измерение величин (массы, температуры и др.); конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов; изучение природы своей местности и ознакомление с мерами по ее охране; участие в проекте (исследовательского характера).
Освоение приемов практической деятельности, начальных умений по поиску и обработке естественнонаучной информации, коммуникативных умений, способов самоорганизации учебной деятельности:
· умение ставить цели и выдвигать гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, при которых с течением времени меняется только одна исследуемая величина, а все остальные остаются постоянными, фиксировать их результаты в виде графиков; правильно использовать простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; формулировать выводы, основанные на результатах личного исследования; выполнять правила безопасного труда при проведении практических работ;
· находить информацию в справочных изданиях: атласе карт, атласе организма человека, атласе-определителе растений и животных, горных пород и минералов, словаре, справочнике (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет); выделять в тексте термины и их определения, описания природных объектов, описания наблюдений и опытов; фиксировать основное содержание учебного текста в виде сложного плана; заполнять предложенные таблицы; составлять простые диаграммы и схемы;
· готовить (с использованием текстовых и графических редакторов) письменный рассказ (50-100 слов) об изученном природном объекте или собственном исследовании с использованием естественнонаучной лексики; выступать с устным сообщением естественно-научного характера на 2-3 минуты с использованием иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); давать краткую рецензию ответов других учащихся; корректно вести учебный диалог при работе в малой группе сотрудничества;
· ставить цели и планировать личную учебную деятельность по предмету при выполнении проектных, учебно-исследовательских или другого типа заданий; оценивать собственный вклад в деятельность группы сотрудничества; проводить самооценку уровня личных учебных достижений по предложенному образцу проверки и критериям оценки.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
В результате изучения природоведения ученик должен
Знать и понимать:
· наиболее распространенные горные породы и минералы, полезные ископаемые; представителей культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных своей местности, в том числе редких и охраняемых видов растений и животных; основные характеристики погоды;
· план, глобус и карту и их основные различия; названия материков, океанов, крупных географические объекты Земли и России (равнины, горные страны, моря, реки), показывая их на карте; положение Солнца и Земли в Солнечной системе; причину смены дня и ночи; возможные пути круговорота воды в природе (по предложенной обобщенной схеме);
· примеры: механических, тепловых, звуковых и световых явлений; источников и потребителей тока (различные бытовые приборы); явлений превращения веществ; приспособлений растений к избытку и недостатку влаги; приспособлений животных к низким температурам; приспособлений растений и животных к жизни в природном сообществе; отрицательного и положительного воздействия человека на природу.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы; различать в описании опыта или наблюдения: цель, условия его проведения и полученные результаты;
· отбирать необходимое оборудование и условия проведения простейшего исследования, при которых с течением времени меняется только одна исследуемая величина, а все остальные остаются постоянными;
· отвечать на вопросы о значении величин по графику зависимости (температуры, давления и др.) от времени;
· следовать инструкциям при работе с лабораторным оборудованием и измерительными приборами;
· подбирать не менее двух источников информации по заданной тематике (при использовании открытого доступа к 10-12 книгам естественнонаучного характера или к 1-2 электронным изданиям);
· находить: значение указанных терминов в терминологическом словаре; несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; названия представителей растений и животных с использованием атласа-определителя растений и животных;
· кратко пересказывать учебный текст естественно-научного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; составлять простой план; заполнять предложенную таблицу; выделять в тексте описание природных явлений; выбирать из предложенного перечня иллюстрации к учебному тексту по изученной тематике;
· описывать: внешнее строение животных и растений по предложенному плану; внешний вид изученных тел и веществ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· вырабатывать краткие рекомендации по содержанию и уходу за комнатными и культурными растениями, домашними животными (по имеющейся информации об их особенностях и потребностях);
· ориентироваться на местности: определять стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды; читать план или карту (своей местности), соотнося условные обозначения с реальными объектами окружающей среды;
· измерять рост, вес, температуру тела и частоту пульса; оценивать собственный рацион питания на наличие продуктов, содержащих основные группы питательных веществ; оценивать отдельные параметры собственного физического развития (гибкость тела, правильность осанки);
· следовать правилам безопасного поведения в окружающей среде; уметь оказывать первую медицинскую помощь при капиллярных кровотечениях, несильных ушибах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений;
· указывать (на примере своей семьи) возможности более экономного использования воды и потребления электрической энергии.

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.