«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Задача "минимум" - сломить бумажное сопротивление

Задача "максимум" - нормативное финансирование

Мнение

Ловушка бедности
Как мы обходимся без денег


Трех тысяч рублей на жизнь хватит,
считают учителя Воронежской области. Но сбережения необходимы


В одну упряжь запрячь не можно...

Ваш адвокат

Спорное бесспорно

Закон и кодекс
Подводные камни налогообложения внебюджетных доходов


Я всегда прав!
От такой позиции страдают все


Педагогическая ошибка

Лагерная педагогика
Это совсем не то, о чем вы подумали


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

За что в ответе?
Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования


Не роскошь, а средство передвижения
По спутниковому телеканалу можно "перекачать" содержание 15 тысяч учебников за одну ночь


"Джентльмены" удачи
"Липовая" академия умудрилась просуществовать три года


Гонка за бюджет
На 15 мест факультета госуправления МГУ претендовали 218 человек


Миллион за контракт
Выпускников много, а профессионалов не хватает


Сто фунтов помощи
Британским студентам обещают вернуть стипендию


И "мерс" на ходу остановит? И в офис горящий войдет?
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?


Мир ценностей

"Чтоб ненавидела душа..."
Иван Аксаков, подпись под приговором


Прогулки с Мариничевой во сне и наяву

Бери, да помни!
Если вы страдаете хронической забывчивостью, знайте, что виной тому стресс, а вовсе не болезнь потери памяти. Несколько нехитрых трюков - и вы забудете, что такое забывчивость!


Почему женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины?

Возвращение челки

Зима на шпильке

Угощаю курицей - от всего сердца!

Полное собрание наших приложений поможет вам встретить новый учебный год во всеоружии

Валерий Гаркалин: Когда мне надо отдохнуть, я глажу белье

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Лагерная педагогика
Это совсем не то, о чем вы подумали


В России было когда-то два вида лагерей - для заключенных и для детей, и, конечно, для каждого из них была своя педагогика. Одно объединяло лагеря - контингент набирали очень часто или насильно, или исходя из той надобности, что возникала. В одни лагеря попадали порой оппоненты, которых не могли переубедить. В другие - дети. Но если с контингентом первых работать было просто - приказал и пусть выполняют, не выполнили - наказал и все дела, то с контингентом вторых дело обстояло намного сложней: ему не прикажешь, его не накажешь, с детьми ведь нужно работать - умно, ласково и даже нежно.
Настоящая "лагерная педагогика" в высоком смысле этих двух слов создавалась в Артеке, "Орленке", других знаменитых всесоюзных лагерях. Там, где работали лучшие из лучших, с энтузиазмом и удивительным подъемом придумывавшие все новое и новое, удивлявшее не только страну, но и весь мир. Даже у знаменитых скаутов никогда не было того, что рождалось у пионеров. Там, в лагерях, эти замечательные воспитатели реализовывали все то, что не могли по разным причинам сделать в школах, где трудились весь учебный год, причем в достаточно сложных условиях - пестрый и непостоянный коллектив детей, короткий временной промежуток смен, практически 24-часовой рабочий день, необходимость вести воспитательную работу постоянно, без передышки. Но эти сложные условия давали потом огромный спектр самых различных приемов, методик, опыта именно воспитательной работы, все то, что годилось для работы в школе, но никогда не могло быть придумано там.
Но было бы ошибкой думать, что настоящая лагерная, или, точнее, летняя, педагогика рождалась и процветала только в крупных и престижных пионерских лагерях. Были в стране и небольшие, не известные широкому кругу лагеря, в которых работали и продолжают сегодня работать самоотверженные люди. В этом смысле чрезвычайно показателен опыт летнего оздоровительного лагеря "Ласточка", который принадлежит акционерному обществу "Дорогобуж", расположенному в поселке Верхнеднепровский. Лагеря, которому этим летом исполнилось ровно 25 лет. От многих своих детских садов "Дорогобуж" отказался, "Ласточку" же держит на должной высоте, и есть в том великая мудрость коллектива, его руководителей и профсоюзных лидеров.

Два директора - Инна Терпиловская и Валентина Пигарева

Как взлетела "Ласточка"
Полет начался тогда, когда стало понятно: химия - занятие ответственное, а потому у химиков ни о чем голова не должна болеть тогда, когда они заняты им. В том числе о том, что делают, оставшись одни, их замечательные дети. Сначала химики возвели так называемый старый лагерь - корпус для отдыхающих детей и палатки для работающих взрослых. Потом решили построить другой, новый лагерь. В немалой степени такое решение было принято потому, что в лагере традиционно отдыхали дети всех директоров (дочка нынешнего, Бочерикова, тоже выросла в "Ласточке"), поэтому руководство о всех проблемах узнавало из личного опыта, что, согласитесь, у нас в стране явление нетипичное. Не знаю, выросли ли дети главного инженера Виктора Ана именно в этом лагере, но то, что он бывает здесь очень часто, факт. Причем бывает не только с приветственными речами по случаю праздников, как это было в нынешнем году, но и, например, участвует в капустниках. Ну а с председателем профкома "Дорогобуж" Александром Александровичем Кульневым вообще однажды случилась парадоксальная история. Как-то раз открытие лагеря совпало с началом его отпуска, уже и путевка была куплена в санаторий, и билет, но решил председатель профкома заглянуть перед отъездом в лагерь и... остался там на пару дней. Сначала увидел, что карниз не так прибит, стал исправлять, потом еще что-то попалось на его хозяйственные глаза, и пошло-поехало. Не потому остался Кульнев, что демонстрировал всем заботу профкома, а потому, что видел, как тут работают люди, и хотел поучаствовать. А Светлана Григорьевна Парамонова летом больше бывает в лагере, чем в профкоме (здесь, в лагере, выросла ее дочь, потом работала вожатой и отлично, между прочим, работала): "Каждая смена - их три - собирает до четырех сотен детей. Это заводские ребята (путевка стоит 2600 рублей, а родители платят 390, потому что и АО, и профком делают существенные доплаты). А кроме того, 60 путевок на смену отдаем облсоцпрофу, и тот распределяет их по разным предприятиям. На третью смену традиционно приезжают на отдых сироты, дети из многодетных, неполных и малообеспеченных семей. Словом, можно сказать, что "Ласточка" берет под свое крыло, не только тех детей, чьи родители работают в "Дорогобуже".
Кстати, в позапрошлом году в лагерь приезжала с подарками и "Учительская газета" - тогда в "Ласточке" отдыхали 60 сирот из Сафоновской школы-интерната. Дети, которые никогда не видели бананов, а потому ели их с кожурой, не имели представления, что такое туалетная бумага, что зубы нужно чистить каждый день. Над их письмами воспитатели потом долго рыдали - школьники таких теплых писем им никогда не пишут.

Две "мамы" - Славомира Журко и Людмила Танавская - и их дети

Директор. Он всегда - боеголовка
Директор лагеря - это голова, которая целый год думает о будущем лете, человек, готовый к бою. Когда-то директора "Ласточки" с боя брали финансирование, подбирали строительные материалы, охотились за каждой гайкой или гвоздем, теперь, когда независимо от финансового положения АО поступление средств стало стабильным, директор принимает на себя удары пожарных, санитарно-эпидемиологических и прочих инспекций. По традиции, он сотрудник АО, должностные обязанности которого - подготовка лагеря к летнему сезону. От директора зависит многое, нынче говорят так: каков он, таков и лагерь. Первый директор Тамара Семешкина налаживала быт, озеленяла территорию, закладывала традиции лагеря; Мария Котова придумала дни детского самоуправления; Ольга Вагнер развивала художественную самодеятельность; Галина Калагутина следовала девизу: "В здоровом теле - здоровый дух", при ней в "Ласточке" шли свои олимпийские игры, которые вызывали интерес почище больших. Александр Татаринов не только радиофицировал лагерь, при нем в лагере расцветала педагогика сотрудничества. Директора менялись почти каждый год, пока завод не нашел Валентину Сергеевну Пигареву, та и подхватила на свои руки лагерь на целых 13 лет. После Пигаревой было трудновато работать следующему директору - Елене Святченко, хотя опыт работы с людьми у нее дай Бог каждому. С одной стороны, все налажено, отработано, традиции неплохие, а с другой - ее постоянно сравнивали с Валентиной Пигаревой. Как и нынешнего директора - Инну Терпиловскую. Мне показалось, что Инна Иосифовна очень хорошо понимает, чем обязана Пигаревой. И тем, что работающие в "Ласточке" в первую смену заводские работники оказываются умными и добрыми педагогами, и тем, что достался директору коллектив, складывавшийся годами, и советы может дать ценные, и плечо подставить в трудную минуту. "Между прочим, этот сложившийся коллектив поначалу вызывал у меня много опасений - а вдруг не впишусь? - призналась сама Инна Иосифовна. - Обычно в летних лагерях работают люди временные, а здесь - годами. Хоть я и работала в детском саду воспитателем, заведующей, все же боялась, что с этими людьми у меня ничего не получится. А они так мудро, тонко и доброжелательно поддержали меня, что лето прошло как один день. У каждого здесь своя изюминка, а вместе это удивительный коллектив единомышленников".
Создавала такой коллектив Валентина Сергеевна Пигарева, которая попала сюда, можно сказать, по воле случая. Сама Валентина Сергеевна никогда не отдыхала в пионерских лагерях - семья большая, три мальчика и семь девочек, Валентина, шестая, родилась, когда отец уже ушел на фронт. Когда он вернулся, в семье родились еще четверо, все ходили в детский садик. Валя закончила педагогическое училище, вышла замуж, родила двух дочек. Так бы и жила себе в Иванове, но мужа перевели на химкомбинат в поселок Верхнеднепровский. Валентина Сергеевна не хотела уезжать - только-только ее выбрали председателем профкома местного завода, намечала она много интересных дел, но все бросила, переселилась вместе с мужем на Смоленщину. Поначалу устроилась воспитательницей в заводской детский сад, но стало ей там отчего-то скучно, и сделала она довольно парадоксальный ход. Устроилась на работу в цех, на вредное производство. Муж - начальник цеха серной кислоты, жена - сначала аппаратчица, потом - мастер-технолог в другом цехе. Отработала 12 лет, необходимых для досрочного получения пенсии ("по вредности"!), и пришла в отдел кадров увольняться. А ей там предложили поработать директором лагеря "Ласточка", и, может быть, впервые она сама, без совета мужа приняла в своей жизни такое решение, согласилась и окунулась в лагерь, как в омут, с головой.
Народ для работы Пигарева отбирала так, как когда-то в детском саду, - только тех, кто способен на любовь к детям. Пример заботы показывала сама - сажала деревья, разводила цветы, пела на сцене детям, играла в сказках-капустниках, делала заплывы на соревнованиях. При Пигаревой на все лагерные праздники приезжали и те, кто прямого отношения к лагерю не имел. Причем приезжали семьями так, как когда-то на премьеры в театры, на концерты знаменитостей. Лагерная самодеятельность становилась событием для всего Дорогобужского района, о творческом коллективе было известно всем в области. И всегда на празднике были директор АО, его заместители, все сотрудники соцбытслужб, профкомовские лидеры. Никто никогда не принуждал, просто всем было интересно. В результате лагерь стал почти подразделением АО, для которого все цехи что-то ремонтируют, красят, клеят, в который сектор торговли АО по заявкам привозит продукты, заявки которого удовлетворяются чуть ли не мгновенно.

Смоленский соловей - Сергей Святченко

И другие воспитывающие лица
В лагере удерживаются только те, у кого есть особое педагогическое мышление, причем, кем работают эти педагоги по жизни, не суть важно. Воспитывают детей и заботятся о них в "Ласточке" все - и повара, и плотники, и технички, и завхозы. В этом году на юбилее дети подарили повару Людмиле Викторовне Кузьменковой целую стопку собственноручно приготовленных блинов. Посвященные сразу поняли все. Дело в том, что Людмила Викторовна работает в лагере уже 17 лет. Когда-то приехала сюда на год - отдохнуть, а отдых затянулся на многие годы, каждый год теперь уговаривает себя Людмила не ехать, но едет и, по ее же словам, не может без "Ласточки". Дети знают, когда смена Кузьменковой, тогда бегут в столовую быстрее обычного. А она трудится не жалея сил. Платят ей, как, впрочем, и всем, за восьмичасовой рабочий день, а работает она, как и все, по 24.
Быть в "Ласточке" педагогом - традиция для всех. Плотники подхватывают "трудных" мальчишек, мастерят с ними декорации, ремонтируют мостки на пляже, занимаются сугубо мужскими делами, после чего мальчишки неожиданно для самих себя становятся потом лидерами не только в лагере, но и у себя в школах.
Работа в "Ласточке" требует огромной самоотдачи и даже героизма от каждого взрослого. Тамара Тимофеевна Некрасова, почти десять лет проработавшая завхозом, например, вспоминает, как однажды зимой привезли в лагерь кровати и они вдвоем с начальницей лагеря таскали их по корпусам - некому было помочь. А Анна Ивановна Агеева, кладовщица, рассказывает такие истории, которые потрясают. Например, о том, что в старом лагере приходилось ездить за продуктами. Через речку перетягивал машину трактор. Однажды в грозу шаровая молния прямо перед машиной буквально срезала и зажгла дерево, в другой раз оборвался трос, и пришлось ломать телефонный столб, снимать провода и ими вытягивать машину, иначе бы утонула. Еще как-то везли в ларе мясо для столовой, началась гроза, электричества не было, в полной темноте пришлось это мясо выгружать. Когда добрались до палаток, вода была по колено, матрацы были мокрыми, а они, завхоз и кладовщица, упали на кровати и заснули как убитые, прямо на воде. Все это, кстати, видят дети, никто ничего детям специально не демонстрирует, воспитанники наблюдают, как работают взрослые, не давая себе скидок ни на условия, ни на объективные причины, ни на обстоятельства. Условия почти фронтовые, но кто сказал, что воспитание - это не бой за детские души? Хотя бывают в лагере бои, и вполне реальные бои.

Главное, чтоб уехали живыми и здоровыми
Здоровье детей - забота врача. Он детей взвешивает, измеряет им рост, пробует пищу, чтоб была вкусной, калорийной и свежей, мажет зеленкой следы комариных укусов, лечит, когда простужаются. Словом, обычная рутинная медицина. Так по крайней мере кажется многим. Тем, кто не знает хорошо, как работают в лагере врачи. Галину Ивановну Хотькину называют в "Ласточке" "спасателем" и "спасителем", но почему это так, особо не распространяются. Иначе нужно рассказать о всех необычных и трудных случаях, когда жизнь ребенка была в ее руках и она эту жизнь сохранила. Галина Ивановна умеет собраться и принять почти мгновенно то единственно возможное решение, которое необходимо. Однажды на глазах всего лагеря старший вожатый потерял сознание от солнечного удара, и весь лагерь видел, как Хотькина вернула ему жизнь. Врачи, приехавшие потом по вызову, удивились, как можно было вдали от медучреждения так качественно и профессионально оказать помощь. И самое главное быстро. Быстрота - залог возвращения к жизни, это Галина Ивановна, видимо, понимает очень хорошо. Однажды девочку ужалила оса. На всякий случай воспитательница отвела девочку к Хотькиной: у девочки аллергия, неизвестно, чем ситуация может осложниться. Почему Галина Ивановна сразу сделала укол в вену, ввела нужное лекарство, она сегодня уже не помнит. Но "скорая помощь" увозила девочку тогда, когда угроза смерти миновала. А однажды случай был вообще уникальным. Мальчик залез на дерево и сорвался. Да так сорвался, что сук проткнул его, к счастью, не задев жизненно важные органы. Галина Ивановна и тут не растерялась, схватила пилу и отпилила сук, на который был буквально нанизан парень. Правда, давно это уже было, пострадавший вырос и недавно женился, но о случившемся с ним помнят в "Ласточке" до сих пор.

А музыка звучит...
Дети любят петь, танцевать, играть какие-то роли на сцене. Все это в "Ласточке" есть, потому что есть там гениальная Шипулина. Ольга Николаевна пишет музыку, играет на всех музыкальных инструментах, делает фонограммы. Ложится спать каждый день часика в четыре утра, потому что днем вожатые и воспитатели не могут участвовать в подготовке концертов, сказок-капустников - все это они делают поздно вечером, а до утра записи шлифует, придумывает ходы и развязки именно Ольга Шипулина. В позапрошлом году на сцене московского ГЦКЗ "Россия" прозвучала песня, написанная ею, но множество песен, которые исполняют на Смоленщине, столице неизвестны. А все начиналось необычно. Была инженер-теплотехник Шипулина, которая работала в техническом отделе АО "Дорогобуж". Однажды в проходной Кульнев столкнулся с ней лоб в лоб, спросил: "Ты же на баяне играешь?". "Играю", - ответила ни о чем не подозревавшая Шипулина. "Так вот поедешь в лагерь, там баянист нужен". Поехала, с тех пор уже четырнадцать лет прошло, сын вырос. Ольга Николаевна Шипулина теперь музыкальный руководитель в ДК "Химик", готовит замечательные детские коллективы, команды КВН, пишет музыку, поет сама. Благодаря ей возникают в "Ласточке" замечательные музыкальные спектакли, Дом культуры присылает на лето в "Ласточку" костюмы для представлений, качественную аппаратуру, декорации. После лагеря дети в своих школах становятся солистами, актерами и танцорами, вообще оказываются, на удивление учителям, весьма одаренными личностями.

Чисто семейное дело
Пигарева любила, когда в лагерь приезжают работать семьями, это и стало традицией "Ласточки". Во-первых, сюда приезжают педагоги с собственными детьми. 15 лет отработала в лагере Славомира Владимировна Журко, а когда-то приехала на смену с двумя детьми, потому что летом некуда было деваться, а тут кормят, поят, зарплату платят, отгулы дают, отпускные сохраняют, дети все время на воздухе, оздоравливаются. Давно уж ее дети выросли, а Славомира все ездит в лагерь. Воспитатель Наталья Теряева, мать 4 детей, работает тут с чужими детьми, как со своими: во всяком случае ей удается полностью выводить каждое утро отряд на зарядку, что считается делом необычайно трудным. Борислав Танавский - глава большого семейства, талантливый физрук и плаврук (в лагере за двадцать с лишним лет отработали и он сам, тренер школы олимпийского резерва, и жена, и сын, и дочь, и даже невестка), научил вожатых убирать территорию с детьми, которые никогда этого делать не хотят. Его рецепт оказался прост: территорию убирать разрешают только лучшим детям, в результате идет нешуточная борьба за то, чтобы заниматься после отбоя этим скучным делом. Сережу Святченко, режиссера массовых представлений ДК "Химик", когда-то послали в лагерь по заводской разнарядке, теперь уже никто не посылает, но ездит он сюда шестой год и страдает, когда смена совпадает со сдачей сессии в институте. В прошлом году, когда директором "Ласточки" была сестра Сережи, он отработал три смены - так совпало. Дети были счастливы: Сергей их кумир, потому что, во-первых, поет лучше Киркорова, а во-вторых, классный ди-джей. Когда Святченко работает на отряде, а он выбирает всегда младших, жизнь ребят удивительно интересна. Тогда, например, происходит акция "Сладкое дерево" - за территорией лагеря где-то в чаще леса стоит наряженное конфетами и пряниками дерево, и нужно найти его, пройдя по карте трудный маршрут, встречаясь со сказочными персонажами, выполняя какие-то задания, участвуя в спортивных соревнованиях.
А семья Ларченковых - папа Евгений Иванович, преподаватель верхнеднепровского профучилища N17, мама Раиса Александровна, заместитель директора дорогобужской школы N2, старший сын Александр, специалист по физкультуре и спорту администрации Дорогобужского района, младший сын Сергей, студент Смоленского института физкультуры, - ездит в "Ласточку" не один десяток лет. Здесь, в лагере, Ларченковы отметили серебряную свадьбу, и весь лагерь внимал удивительной истории любви. Когда-то Евгению Ларченкову дали путевку в дом отдыха на две недели, там он встретил Раису, курортный роман завершился предложением руки и сердца. Рая тогда прыгнула в последний момент на палубу парохода, увозившего домой Евгения, так родилась семья. Удивительная, любящая, счастливая. Дети узнали, как Ларченковы делали пробежки от поселка Верхнеднепровский до Дорогобужа, как не копили денег, не покупали дорогих вещей, но могли все потратить на то, чтобы поехать в Москву всей семьей, чтобы посмотреть футбольный матч. Пусть кинет камень тот, кто не посчитает серебряную свадьбу в лагере отличным воспитательным мероприятием.

Старшие бывают разными
Самая сложная работа в лагере - это работа старшего вожатого. От вожатого зависит все, поэтому он должен быть педагогом и просто умным, творческим, энергичным человеком. Успех приходит только к тем, кто, по словам Тамары Николаевны Шороховой, отработавшей в "Ласточке" много лет, всегда и во всем ищет для себя выгоду. Звучит странновато, но верно. Старший вожатый должен сделать так, чтобы работали все, чтобы все проявили себя так, как могут, ведь выгода старшего вожатого в том, чтобы дети развивались, чтобы им было интересно. Шорохову, которая была и старшей вожатой, и замначальника по воспитательной работе, похоже, знают в Дорогобужском районе все, хотя она уже не работает в школе, трудится в ДК "Химик", да и в лагерь ездит не каждый год. Но все помнят, как она готова была в лепешку разбиться, лишь бы детям было хорошо отдыхать в лагере, а вожатым и воспитателям - хорошо работать.
Иру Фетисову тоже знает весь район, но пока, правда, потому, что удивительный педагог ее мама, Тамара Федоровна Русанцева - преподаватель математики и завуч во второй верхнеднепровской школе, потому что талантливый педагог старшая сестра Ольга - выпускница факультета иностранных языков Смоленского госпедуниверситета, как-то даже выигравшая грант для работы в лагере скаутов в США. Младшая сестра Ирина, учитель химии и биологии, работает в одном из смоленских колледжей, но лето всегда проводит в лагерях, то вожатой, то старшей, а в знаменитом смоленском "Соколе" была заместителем начальника по воспитательной работе. Но лучше всего ей работается в "Ласточке". Может быть, потому, что здесь действительно создали модель настоящей умной "лагерной педагогики", позволяющей педагогам реализовывать свой творческий потенциал.

Покуда помнят взрослые о детях, добро не переводится на свете
Педагогика не уходит в отпуск. Она или есть, или отсутствует. Когда в "Ласточку" приезжают педагоги, они тут проходят свою аттестацию, здесь им дают свои категории. В школе для учителя главное - давать качественные знания по предмету, в лагере нужно нечто большее. Людмила Анатольевна Танавская - "звезда педагогики", учительница высшей категории, преподающая в школе N3 поселка Верхнеднепровский русский язык и литературу, в лагере неизменно вот уже 21 год подтверждает свой статус. "Каждое лето работаю, иногда по три смены, причем не из-за денег, а из чистой романтики, хотя это в наше рыночное время звучит непривычно, - говорит Людмила Анатольевна. - Когда уезжаю, сердце сжимается - а вдруг больше сюда не приеду, но настает очередное лето, и я тут, в "Ласточке". Для меня это отличная педагогическая школа. В обычное время дала 26 часов в неделю, и все, а здесь дети с тобой сутки, все 24 часа, здесь отношения воспитателя и ребенка строятся по-другому, они настолько доверительны, что удается уделить ребенку то внимание, которого ему не хватает даже в любящей и заботливой семье. Ты тут и мама, которая разбудит того, кому снится страшный сон, погладит по голове того, кому грустно, и затейник, что научит петь-танцевать, организует интересный досуг, и завхоз, который посчитает полотенца и отведет в душ.Те, кто приезжает впервые, окунаются в такой "педагогический рассол", который меняет уже совсем взрослых людей. В этом году работали в отрядах заводские работники, но микроклимат сразу сложился замечательный, а дети были счастливы".
Простую формулу "Сделать все, чтобы дети были счастливы" трудно наполнить конкретной работой, здравым смыслом, педагогической мудростью. Но с этими трудностями педагоги "Ласточки" справляются уже четверть века. Пусть так будет и в следующие сто лет.

Виктория МОЛОДЦОВА, фото автора
Москва - поселок Верхнеднепровский,
Дорогобужский район,
Смоленская область

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.