«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Задача "минимум" - сломить бумажное сопротивление

Задача "максимум" - нормативное финансирование

Мнение

Ловушка бедности
Как мы обходимся без денег


Трех тысяч рублей на жизнь хватит,
считают учителя Воронежской области. Но сбережения необходимы


В одну упряжь запрячь не можно...

Ваш адвокат

Спорное бесспорно

Закон и кодекс
Подводные камни налогообложения внебюджетных доходов


Я всегда прав!
От такой позиции страдают все


Педагогическая ошибка

Лагерная педагогика
Это совсем не то, о чем вы подумали


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

За что в ответе?
Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования


Не роскошь, а средство передвижения
По спутниковому телеканалу можно "перекачать" содержание 15 тысяч учебников за одну ночь


"Джентльмены" удачи
"Липовая" академия умудрилась просуществовать три года


Гонка за бюджет
На 15 мест факультета госуправления МГУ претендовали 218 человек


Миллион за контракт
Выпускников много, а профессионалов не хватает


Сто фунтов помощи
Британским студентам обещают вернуть стипендию


И "мерс" на ходу остановит? И в офис горящий войдет?
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?


Мир ценностей

"Чтоб ненавидела душа..."
Иван Аксаков, подпись под приговором


Прогулки с Мариничевой во сне и наяву

Бери, да помни!
Если вы страдаете хронической забывчивостью, знайте, что виной тому стресс, а вовсе не болезнь потери памяти. Несколько нехитрых трюков - и вы забудете, что такое забывчивость!


Почему женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины?

Возвращение челки

Зима на шпильке

Угощаю курицей - от всего сердца!

Полное собрание наших приложений поможет вам встретить новый учебный год во всеоружии

Валерий Гаркалин: Когда мне надо отдохнуть, я глажу белье

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Педагогическая ошибка


Это было в 1954 году. Шел обычный урок в школе-десятилетке. Он катил по традиционной схеме: опрос - новый материал - закрепление. По теме "Определение объема жидкостей" я приступил к объяснению мензурки.
- Сейчас по шкале мы определим, каков объем воды в мензурке, - вылив в нее стакан воды и держа мензурку за донышко одной рукой, другой показываю классу уровень поверхности воды. Сто... Двести... Двести пятьдесят кубических сантиметров воды...
- Ой ты! Двести пятьдесят! Вранье все это! - Этот голос, вернее выкрик, принадлежал худенькому, маленького роста мальчонке в сером костюмчике. Он сидел на задней парте в полоборота, опираясь щекой на кулачок руки.
- Гвоздков! Ты мешаешь всем. Не хочешь слушать - выйди из класса.
- Пожалуйста, я могу выйти.
Он неспешно пошел между партами, засунув руки в карманы. Весь его вид выражал презрение ко мне и всему происходящему. Ногою толкнув дверь, он вышел. Но через секунду дверь приоткрылась, и его голова просунулась в щель. Глядя прямо на меня, еще более громко мальчишка изрек: "Нет там двести пятьдесят! Вранье, все это!"
Класс замолк. Закончив урок и выйдя в коридор, я тут же увидел нарушителя.
- Ну, пошли поговорим. Он нехотя поплелся за мной в учительскую, где состоялся мужской разговор. Я говорил, а подросток стоял по стойке "смирно", втянув голову в плечи, держа руки по швам, и смотрел в пол. Через пару минут, заметив слезы в глазах, я счел "воспитательный момент" законченным. "Впредь сиди спокойно и не мешай мне работать", - сказал я ему напоследок.
Гвоздков потом вел себя тихо, хорошо отвечал... Вскоре я перешел в другую школу, и он исчез из моей жизни.
Но этот эпизод не давал мне покоя. Какова причина столь неординарного поведения ученика? Я не был педагогом по образованию. Как вести себя в подобной ситуации "по науке", не знал.
И когда я вспоминал о том уроке физики, не находил ответа на вопрос: правильно ли я поступил? Я чувствовал, что в чем-то была и моя вина.
Только лет через семь случайная встреча все расставила по своим местам. Произошла она на катке "Петровка, 26" (его давно уже нет), куда я с детства любил ходить кататься.
Однажды в раздевалке я заметил высокого молодого человека, который, улыбаясь, смотрел на меня. Я начал вспоминать, где я его видел.
- Гвоздков! Вы ли это?
- Да, Григорий Семенович, это я. Я сразу узнал вас.
Мы поздоровались, и я предложил ему вместе покататься, сделать несколько кругов. Мой бывший ученик согласился. Меня интересовало, что он сейчас делает, как живет. Он сказал, что хорошо закончил школу, а сейчас студент. И я решился задать вопрос, который столько лет мучил меня.
- Скажите, Гвоздков, вы помните тот неприятный эпизод с мензуркой? Как надо было понимать ваш экстравагантный выпад? Ведь я считал вас очень толковым учеником.
- Помню, хорошо помню, Григорий Семенович! Я, конечно, виноват, я не должен был так поступать. Но я спутал кубические меры с линейными. Вы сказали: "Двести кубических сантиметров". Я сразу прикинул, что это два метра, высота двери, а зазор между вашими ладонями был сантиметров 25. Вот и все... Простите меня.
У меня перехватило дыхание. Так вот в чем было дело!
- Гвоздков, милый! Да это я должен просить у вас прощения. Я перед вами виноват. Я незаслуженно обидел вас - ребенка тогда. С запозданием примите мои извинения и простите меня. С высоты прожитых лет я понимаю, что все могло быть иначе.
Сразу после первой реплики ребенка можно было наш разговор обратить в шутку, сказав: "Ты не веришь мне - подойди к столу, посмотри сам на шкалу мензурки и убедись, что я не вру". А мимоходом можно было заметить, что слово "мензурка" по латыни значит мера. Сейчас я уверен, что он сам тут же убедился бы в своей ошибке, и этот урок состоявшийся уже человек вспоминал бы с удовлетворением, а не с обидой.

Григорий ЛАПИДУС,
учитель физики

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.