«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Задача "минимум" - сломить бумажное сопротивление

Задача "максимум" - нормативное финансирование

Мнение

Ловушка бедности
Как мы обходимся без денег


Трех тысяч рублей на жизнь хватит,
считают учителя Воронежской области. Но сбережения необходимы


В одну упряжь запрячь не можно...

Ваш адвокат

Спорное бесспорно

Закон и кодекс
Подводные камни налогообложения внебюджетных доходов


Я всегда прав!
От такой позиции страдают все


Педагогическая ошибка

Лагерная педагогика
Это совсем не то, о чем вы подумали


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

За что в ответе?
Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования


Не роскошь, а средство передвижения
По спутниковому телеканалу можно "перекачать" содержание 15 тысяч учебников за одну ночь


"Джентльмены" удачи
"Липовая" академия умудрилась просуществовать три года


Гонка за бюджет
На 15 мест факультета госуправления МГУ претендовали 218 человек


Миллион за контракт
Выпускников много, а профессионалов не хватает


Сто фунтов помощи
Британским студентам обещают вернуть стипендию


И "мерс" на ходу остановит? И в офис горящий войдет?
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?


Мир ценностей

"Чтоб ненавидела душа..."
Иван Аксаков, подпись под приговором


Прогулки с Мариничевой во сне и наяву

Бери, да помни!
Если вы страдаете хронической забывчивостью, знайте, что виной тому стресс, а вовсе не болезнь потери памяти. Несколько нехитрых трюков - и вы забудете, что такое забывчивость!


Почему женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины?

Возвращение челки

Зима на шпильке

Угощаю курицей - от всего сердца!

Полное собрание наших приложений поможет вам встретить новый учебный год во всеоружии

Валерий Гаркалин: Когда мне надо отдохнуть, я глажу белье

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Трех тысяч рублей на жизнь хватит,
считают учителя Воронежской области. Но сбережения необходимы


Учитель беден и скромен, теперь это подтверждает и наука. Всероссийский центр уровня жизни завершил исследование под названием "Разработка минимального отраслевого стандарта оплаты труда в образовании", которое было проведено по заказу ЦК Профсоюза работников образования и науки. Все доходы и расходы учителей были дотошно просчитаны, что особенно необходимо сейчас, когда назревает реформирование - переход к отраслевому принципу в оплате труда бюджетников. Были определены потребительская корзина и минимальный бюджет для учителя общеобразовательной школы и на этой основе необходимый минимум в оплате труда с учетом его условий.
Исследования проводились в типовых среднестатистических школах: городской средней общеобразовательной с двухсменным режимом работы (г. Воронеж); в районной средней общеобразовательной с двухсменным режимом работы (район - Новая Усмань, Воронежская область); в сельской средней школе (село Новокурлак, Аннинский район Воронежской области).
Относительно низкая зарплата работников образования (в разные годы от 41 до 67% к зарплате в промышленности) обесценивалась и дошла в 1999-2000 гг. до уровня ниже официальной черты бедности. Причем уровень доходов у персонала общеобразовательных школ и учреждений по воспитанию детей традиционно ниже, чем в среднем в отрасли.
Рассчитанная учеными минимальная заработная плата - нижняя граница цены рабочей силы. Она обеспечивает вознаграждение за труд наименьшей сложности, выполняемый в нормальных для здоровья условиях. Минимальный размер оплаты достаточен для удовлетворения самых необходимых потребностей работника. Но зарплата обеспечивает человеку и определенный социальный статус. Поэтому подсчитаны также, кроме расходов на питание, одежду и предметы домашнего обихода, затраты на содержание жилища, медицинское обслуживание, общее и профессиональное образование, социальные нужды работника. Учтены расходы на различные услуги, доходы от подсобных хозяйств. В полный бюджет включены и полученные льготные и бесплатные услуги.
Социологический портрет учителя получился таким. Из каждых 100 учителей 90 - женщины. Средний возраст - 40,7 года. Наиболее часто встречающийся размер семьи (более 35% опрошенных) - 3 человека. Около половины семей не имеют детей в возрасте от 0 до 15 лет. Причем в городе и в селе примерно одинаковое количество семей, состоящих из взрослых людей. Лишь около 30% семей имеют в своем составе неработающих пенсионеров, причем их столько же в городе, сколько и в селе.
На питание работники сферы образования тратят 48,6% бюджета, на покупку непродовольственных товаров - 19,4%, на жилье и транспорт - 22,6%, на оплату прочих хозяйственных нужд (например, проведение ремонтных работ) - 9,4%. Так же нерационален и семейный бюджет в малообеспеченных группах населения России.
Половина еды учителя это хлеб, молоко, картофель, крупа, мука, макароны. В рационе питания значительное место занимают яйца - 318 штук в год, мало молочных продуктов, недостаток овощей и бахчевых, много переработанных мясных изделий (консервов, колбас), что не соответствует общепринятым нормам здорового питания.
В непродовольственной части семейного бюджета на первом месте - траты на одежду и обувь. Вторая по значимости статья расхода - приобретение жилья, дачи. Довольно значительные суммы из бюджета семьи идут на обучение и лечение, приобретение транспортных средств (велосипедов). Невысоки расходы на организацию и проведение очередного отпуска.
Более трети опрошенных считают, что в качестве прожиточного минимума достаточно иметь 3 тысячи рублей. При этом почти 90% учителей уверены, что необходимо откладывать деньги на "черный день", и сумма сбережений составляет от 1 тысячи до 3 миллионов рублей. Однако наиболее часто указывали сумму, равную 10 тысячам рублей. Причем результаты опроса показали, что жители села откладывают про запас чуть больше, чем горожане. Кроме того, горожане практически не участвуют в покупке акций и ценных бумаг, более чем скромные вложения в их приобретение были сделаны сельскими жителями.
Что касается вещей, которыми пользуются учителя, то почти все они имеют предельный срок службы, большинство куплено еще в советские времена или в начале перестройки. Учитывая низкое качество изготовления многих из них, особенно мебели, проблема замены остро встанет перед опрошенными семьями в самое ближайшее время. Однако денег на это нет.
Исследование показывает, что заработная плата работников образования Воронежской области отстает от научно обоснованного размера оплаты труда в 2,8-4,9 раза. В целом же по стране - в 3,7 раза, чуть меньшее отклонение - в Республике Коми, Иркутской и Кемеровской областях; более существенное - в 3,9; 4,5; 4,9 раза - в Краснодарском крае, Приморском крае и Воронежской области соответственно.
Ставка I разряда тарифной сетки - 450 руб. занижена в сравнении с необходимым минимумом по Воронежской области более чем в 10 раз. Для России в целом ставка I разряда должна составлять 5190,7 руб. Однако только в том случае, если тарифные коэффициенты отражают различия в тяжести и напряженности квалифицированного и простого труда. В перспективе для этого будут разрабатываться отраслевые тарифные сетки, включающие тарифные сетки для работников профильных профессий отрасли, специалистов, руководителей и работников межотраслевых профессий.

Ирина Георгиева

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.