«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Задача "минимум" - сломить бумажное сопротивление

Задача "максимум" - нормативное финансирование

Мнение

Ловушка бедности
Как мы обходимся без денег


Трех тысяч рублей на жизнь хватит,
считают учителя Воронежской области. Но сбережения необходимы


В одну упряжь запрячь не можно...

Ваш адвокат

Спорное бесспорно

Закон и кодекс
Подводные камни налогообложения внебюджетных доходов


Я всегда прав!
От такой позиции страдают все


Педагогическая ошибка

Лагерная педагогика
Это совсем не то, о чем вы подумали


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

За что в ответе?
Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования


Не роскошь, а средство передвижения
По спутниковому телеканалу можно "перекачать" содержание 15 тысяч учебников за одну ночь


"Джентльмены" удачи
"Липовая" академия умудрилась просуществовать три года


Гонка за бюджет
На 15 мест факультета госуправления МГУ претендовали 218 человек


Миллион за контракт
Выпускников много, а профессионалов не хватает


Сто фунтов помощи
Британским студентам обещают вернуть стипендию


И "мерс" на ходу остановит? И в офис горящий войдет?
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?


Мир ценностей

"Чтоб ненавидела душа..."
Иван Аксаков, подпись под приговором


Прогулки с Мариничевой во сне и наяву

Бери, да помни!
Если вы страдаете хронической забывчивостью, знайте, что виной тому стресс, а вовсе не болезнь потери памяти. Несколько нехитрых трюков - и вы забудете, что такое забывчивость!


Почему женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины?

Возвращение челки

Зима на шпильке

Угощаю курицей - от всего сердца!

Полное собрание наших приложений поможет вам встретить новый учебный год во всеоружии

Валерий Гаркалин: Когда мне надо отдохнуть, я глажу белье

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Полное собрание наших приложений поможет вам встретить новый учебный год во всеоружии


Что важнее Пифагора?

Алла Землякова, учитель математики из Ростова-на-Дону, много лет преподает еще и граждановедение в своем классе. Накопленным опытом она не раз делилась на страницах нашего приложения. Год назад выпустила книгу о своем классе "Закон там, где я учусь". Сегодня Алла Семеновна рассказывает о том, как газета "Граждановедение" помогает ей воспитывать юных граждан России.

- Алла Семеновна, среди наших постоянных подписчиков "Граждановедения" встречаются историки, не имеющие отношения к гражданско-правовым дисциплинам, учителя русского языка и литературы, но вы, пожалуй, единственный преподаватель математики. Вот уже пять лет регулярно получаете наше издание. Что вас в нем привлекает?
- Несколько лет назад я прочитала в "Учительской газете" информацию о том, что есть такое приложение "Граждановедение". Публикуемые в нем темы уроков заинтересовали меня как классного руководителя: "Культура общения", "Можно ли корректировать свой характер, свои поступки", "Толерантность", "Готовность к компромиссу", "Как воспитать законопослушного гражданина" и т.д.
Я поняла, что это как раз то, что мне необходимо обсуждать с моими учениками на классных часах. Так я стала подписчицей "Граждановедения", причем в середине девяностых годов XX века единственной на весь город Славянск Краснодарского края.
- Значит, ваши классные часы по существу стали уроками гражданского воспитания?
- Да, я использовала методические разработки, которые предлагало ваше приложение, сначала в 7-м классе, затем в 8-м, а также те учебные пособия, о которых узнавала опять же из "Граждановедения". Несколько лет вела этот предмет вместо классного часа на общественных началах. Знакомила ребят с правами человека, с правами ребенка, готовила их к жизни в рыночных условиях.
- Помню, в одной из своих статей в нашем приложении вы писали о том, что благодаря именно таким занятиям ваши ученики стали более воспитанными...
- Мне стало легче их воспитывать. Назидательные беседы, впрочем, довольно неэффективные, исчезли. Они стали доверительными, откровенными, именно такими, какие ведет ваша газета со своими читателями.
Так получилось, что я стала не только первой вашей подписчицей в нашем городе, но и первой занялась гражданским воспитанием и в школе, и в Славянске. Многие коллеги меня не понимали. Кто-то опасался: "Вот начнут ваши просвещенные ученики свои права требовать, что нам с ними делать? Хоть из школы беги". Другие за детей беспокоились: "Будут они белыми воронами в нашем бесправном обществе. Никто с ними общего языка не найдет".
Опасения скептиков не оправдались. Потом учителя, работавшие в моем классе, говорили: "С вашими учениками так легко. Они ответственны, надежны, искренни.
- Алла Семеновна, сегодня вы работаете в другой школе, в другом городе и по-прежнему являетесь нашим читателем и автором...
- Да, два года назад я переехала в Ростов-на-Дону, работаю в школе N 27. Здесь я нашла полное взаимопонимание. Граждановедение у нас полноправный предмет. Его веду не только я, но и учителя-историки. И приложение они тоже выписывают. Нередко обсуждаем особо понравившиеся материалы, авторские методики. С нетерпением жду каждый номер. Читаю все, потому что во всех публикациях нахожу для себя полезное. Но особый интерес вызывают рубрики: "Уроки граждановедения", "Уроки права", "Точка зрения", "Факультатив", "Зарубежный опыт", "Обратная связь".
Каждый год мой класс участвует во Всероссийской олимпиаде по граждановедческим дисциплинам, вопросы к которой печатаются в "Граждановедении". И каждый раз кто-то из моих учеников становится финалистом.
Считаю везением, что судьба свела меня с вашей газетой, что я стала вести уроки граждановедения, потому что для каждого ребенка важнее знать, как жить в окружающем его сложном мире, в обществе, чем хорошо себе представлять через несколько лет после окончания школы, что такое бином Ньютона или теорема Пифагора.
Маргарита КУРГАНОВА,
шеф-редактор приложения "Граждановедение"

Мое правовое досье

Много лет я проработал директором школы в системе Министерства обороны РФ. Хорошее знание законов мне было необходимо как воздух. Теперь же, работая в сфере управления общим образованием, эта необходимость возросла в несколько раз.
До середины 2000 года приходилось искать и находить самые разные каналы, чтобы своевременно получить свежую информацию о событиях в сфере образования. Поиск новой информации требовал много времени и средств.
В один прекрасный день (25 апреля 2000 года) вместе с "УГ" я получил бесплатное приложение к ней, которое имело тот же облик, что имеет теперь "ОП". Это был нулевой номер будущей газеты. Уже тогда я подумал, что ожидаемое событие (регулярный выход со второго полугодия 2000 года газеты "ОП") - то, чего мне так не хватает. Разрешатся многие мои проблемы. Газету я выписал в тот же день. Теперь у меня накопилась целая папка, содержащая все номера газеты, начиная с нулевого.
Иногда бывает так, что требуется срочно отыскать нужный материал. Поэтому информацию о каждой публикации заношу в картотеку, которую веду более 20 лет.
Какие мои проблемы решает "ОП"? А вот какие.
Во-первых, газета распространяется по реальной цене. Она доступна мне и, надеюсь, каждому педагогу. Ведь на те деньги, которые платишь за полугодие, нынче не купишь даже 4-5 школьных учебников...
Во-вторых, каждого работника, причастного к сфере образования, интересуют вопросы труда и заработной платы, а также вопросы, связанные с компенсационными выплатами. И это особенно актуально теперь, когда во всех сферах нашей деятельности и вообще в нашей жизни нет стабильности. А разъяснения нашего адвоката даются на живом, доходчивом языке. Получается искренний диалог с читателем.
В-третьих, благодаря рубрике "Новое в российском законодательстве" получаю сведения о новых федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, приказах (постановлениях) исполнительных органов государственной власти, о том, что в них нового. Документы "из первых рук" публикуются оперативно, что не всегда получается у аналогичных журнальных изданий.
В-четвертых, каждый работник образования, учитель, воспитатель - это обычный человек со своей частной жизнью, которая, как и у других людей, наполнена житейскими проблемами. И в той же газете "ОП", к счастью, ведется систематический, весьма квалифицированный диалог с читателем по самым актуальным правовым вопросам, касающимся решения таких проблем.
В-пятых, я с большим удовольствием читаю публикации в рубрике "Очная ставка". Узнаю для себя много нового. И теперь я жалею о том, что не было газеты "ОП" в то время, когда я был классным руководителем. Мне нередко приходилось одновременно совмещать роли директора школы и классного руководителя. Ведь в этих материалах отражаются не только личная жизнь известных людей, но и их взгляды, философские суждения.
А в каждом классе есть ученики, которым взгляды эти близки по духу. Только успевай ребятам подбрасывать публикации.
Газета "ОП", по моему твердому убеждению, за два года успела сказать свое веское слово. Уверен, скажет еще больше.
Хотелось бы, чтобы каждый ее номер дошел до всех педагогов и работников образования. Хотелось бы, чтобы газету знали в лицо в каждой школе. А нам, читателям, надо пожелать проявления внимания к ней. Знаю, что газета в долгу не останется. Наши дружеские чувства не отвергнет, а ответит взаимностью. И в этом я уверен.
Радиф ГИЛЕМХАНОВ,
ведущий специалист Главного управления Минобороны России

И познавательно, и перспективно

Немногим более полугода прошло со дня выхода в свет первого номера "Военного образования", и уже с уверенностью можно сказать: издание состоялось и перспективы его весьма широки. Газета эта, на мой взгляд, уникальна. В России десятки и сотни тысяч специалистов, так или иначе связанных с военным образованием. И это не только педагоги, слушатели и курсанты военных вузов, но и ветеранские организации, учителя некоторых предметов в общеобразовательных школах, руководители военно-спортивных и военно-патриотических клубов и так далее. А сами наши мальчишки и девчонки? В последние годы интерес к профессии защитника Родины среди них неуклонно растет, а возможностей более подробно узнать о ней не так уж много. И вот появилось "Военное образование".
Среди авторов "Военного образования" - министры и губернаторы, депутаты и известные военачальники, ветераны, прошедшие горнило войн и военных конфликтов, и юноши, только начинающие свой путь на ниве служения Отечеству, преподаватели, слушатели и курсанты военных вузов, суворовцы и кадеты, школьники и студенты, кадровые офицеры и работники культуры... Здесь можно, что называется, из первых уст узнать не только о проблемах и перспективах высшей военной школы, но и о таких частных вопросах, как правила поступления в военные институты и университеты, выбор военной специальности.
Авторы из числа юношей делятся своим опытом подготовки к вступительным экзаменам, рассказывают о первых шагах в стенах военного учебного заведения. Очень важно и то, что газета рассказывает об образовательных структурах не только Министерства обороны, но и других силовых структур. Это отражает тенденции реформы военного образования, которой мы сейчас активно занимаемся.
Мне как заместителю начальника Военного университета по учебной работе особенно приятно отметить и тот факт, что в выпуске "Военного образования" активное участие принимают курсанты нашего факультета культуры и журналистики - будущие военные журналисты. Разумеется, не остались в стороне от такого важного дела и наши педагоги, докторанты, адъюнкты, слушатели. Придется теперь увеличивать подписку на еженедельник, к чему призываю и коллег из других военных вузов. "Военное образование" может и должно стать нашей общей трибуной для выступлений, посвященных решению нынешних проблем в свете общей стратегии реформирования высшей военной школы.

Анатолий МАКУШКИН,
генерал-лейтенант, заместитель начальника Военного университета по учебной работе

C "МП" и суд не страшен!

Жалею тех управленцев и руководителей образовательных учреждений, которые до сих пор не подписались на еженедельник "Мой профсоюз". Ведь информацией о процессах, которые сейчас идут в российском образовании, они владеют не в полной мере. О деятельности пятимиллионного отраслевого профсоюза им также ничего не известно. Нельзя же судить обо всем профсоюзе по работе своего школьного или детсадовского профкома!
Вот и получается, что профсоюзный активист - учитель или воспитатель, регулярно читающие "МП", по целому ряду вопросов уже на голову выше своего руководителя - будь то трудовое право, охрана труда или социальная защита педагогов.
Газета не только отражает позицию отраслевого профсоюза, обобщает опыт региональных и первичных организаций, но и помогает решать проблемы конкретных людей. Благодаря "МП" Вологодскому обкому удалось отстоять в суде право выхода на пенсию по выслуге лет Ирине Александровне Нифановой, музыкальному руководителю ясли-сада N89 г. Вологды. А началось все с того, что в одном из номеров "МП" рассказал о том, как Владимирскому обкому профсоюза удалось выиграть подобный судебный процесс. Прочитали, позвонили коллегам, они выслали копию решения суда. Мы передали ее в Вологодский городской суд. В итоге суд принял решение засчитать для Ирины Александровны - ни много ни мало - 20 лет спорного педагогического стажа для начисления пенсии.
Так что читайте и выписывайте "Мой профсоюз", как это делают педагоги города Вологды, где газету регулярно получает каждая первичная профсоюзная организация.
Олег ДИМОНИ,
председатель Вологодской областной организации профсоюза

Александр СМИРНОВ, учитель года Омской области-1998, учитель истории Цветнопольской СШ Азовского немецкого национального района
Журнал получился очень хороший. Это не только мое мнение. У меня в тот день, когда номер пришел по почте, сразу его забрали и не дали толком ознакомиться. Хорошо, что я внимательно прочитал его на четыре дня раньше. Мне понравилась география журнала, продуманность статей и самое главное - практическая сторона материалов.
У нас в Азовском немецком национальном районе на конкурсе теперь каждый участник получает в качестве поощрительного приза подписку на журнал "Учитель года".

Светлана ЗУБРИЛИНА, учитель года Адыгеи-1999, учитель истории и обществознания красногвардейской образовательной гимназии N1 Республики Адыгея
Каждый номер журнала жду с нетерпением. Сегодня получила августовский номер, и опять пошли воспоминания... Все-таки то, что я побывала на конкурсе, - это что-то необыкновенное, не передать словами. Теперь, когда получаю очередной номер, ищу побыстрее знакомые лица. Сегодня с обложки мне улыбается своей чарующей улыбкой Ира Хачатрян. Она молодец, никогда не унывает.
Когда получила первый номер в прошлом году, мы с коллегами сразу выучили песню Артура Зарубы и Ирины Львовой "Учительский вальс", опубликованную в рубрике "Наши гимны". Хорошо, что она с нотами была опубликована. Теперь поем на школьных мероприятиях.
Ваш (а теперь уже, конечно, наш) журнал очень современен, а главное, нужен. В нем есть материалы, интересные каждому, кто связан с образованием, да и не только. Продолжайте в том же духе, успехов всей вашей редакции. А мы здесь, в провинции, будем вашими проводниками. Будем стремиться к его популяризации.

Алексей КРЫЛОВ, учитель года России-2001, учитель технологии 67-й школы
г. Екатеринбурга
Однажды со мной произошла курьезная история. Очередной номер журнала "Учитель года" по ошибке положили в другой ящик в нашем же доме. Звонок в дверь. Открываю - соседка. Говорит: "Попала ко мне ваша почта, извините, что сразу не принесла, зачиталась". Так увлеклась, что прочитала номер от корки до корки. А ведь наша соседка - не педагог.

Вчера
Четыре года назад школьный отдел "Учительской газеты" придумал заочный конкурс методических разработок "Сто друзей". Конкурс стал популярным. В 1999 году, например, в нем приняли участие шестьсот человек. Они прислали на суд жюри около тысячи работ!

Сегодня
Два года назад родилось новое приложение к "Учительской газете" - газета "Сто друзей". Восемь страниц каждую неделю. С первых номеров существования постоянными стали публикации участников Всероссийского конкурса "Учитель года". Известный факт √ учитель года России-2000, филолог Владимир Морар в 1998 году стал лауреатом конкурса "Сто друзей". После победы на "Учителе года" сценарий его урока был опубликован в "Ста друзьях".

Завтра
С 1 января нового 2003 года газета "Сто друзей" становится частью журнала "Учитель года". И это логично. Ведь подзаголовок журнала √ "Лучшее от лучших". Отныне все лучшие методики публикуются в нашем журнале!
Читателям "Ста друзей" не придется расставаться ни с любимыми авторами, ни с привычными рубриками √ все они "поселятся" на страницах журнала.
И еще один сюрприз. С будущего года журнал станет ежемесячным при прежнем объеме 96 страниц.
Присоединяйтесь!
Оксана РОДИОНОВА, шеф-редактор журнала "Учитель года";
Вячеслав РУМЯНЦЕВ, шеф-редактор приложения "Сто друзей"

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.