«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Задача "минимум" - сломить бумажное сопротивление

Задача "максимум" - нормативное финансирование

Мнение

Ловушка бедности
Как мы обходимся без денег


Трех тысяч рублей на жизнь хватит,
считают учителя Воронежской области. Но сбережения необходимы


В одну упряжь запрячь не можно...

Ваш адвокат

Спорное бесспорно

Закон и кодекс
Подводные камни налогообложения внебюджетных доходов


Я всегда прав!
От такой позиции страдают все


Педагогическая ошибка

Лагерная педагогика
Это совсем не то, о чем вы подумали


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

За что в ответе?
Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования


Не роскошь, а средство передвижения
По спутниковому телеканалу можно "перекачать" содержание 15 тысяч учебников за одну ночь


"Джентльмены" удачи
"Липовая" академия умудрилась просуществовать три года


Гонка за бюджет
На 15 мест факультета госуправления МГУ претендовали 218 человек


Миллион за контракт
Выпускников много, а профессионалов не хватает


Сто фунтов помощи
Британским студентам обещают вернуть стипендию


И "мерс" на ходу остановит? И в офис горящий войдет?
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?


Мир ценностей

"Чтоб ненавидела душа..."
Иван Аксаков, подпись под приговором


Прогулки с Мариничевой во сне и наяву

Бери, да помни!
Если вы страдаете хронической забывчивостью, знайте, что виной тому стресс, а вовсе не болезнь потери памяти. Несколько нехитрых трюков - и вы забудете, что такое забывчивость!


Почему женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины?

Возвращение челки

Зима на шпильке

Угощаю курицей - от всего сердца!

Полное собрание наших приложений поможет вам встретить новый учебный год во всеоружии

Валерий Гаркалин: Когда мне надо отдохнуть, я глажу белье

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение географии на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, о глобальных проблемах человечества, их географических аспектах и путях их решения;
· ознакомление с методами географического познания разнообразных сторон современного мира, необходимыми для участия в жизни гражданского общества и государства;
· овладение умениями применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, для адаптации к современным изменениям в мире; умениями сочетать глобальный и локальный подходы в географической оценке процессов и явлений современного общества;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
· воспитание на основе познания географической картины мира патриотизма, уважительного отношения к другим народам и культурам, нетерпимого отношения к ксенофобии, этнофобии, шовинизму;
· приобретение компетентности в работе с источниками разнообразной географической информации, свободной ориентации в ней; в использовании географических знаний при реализации в гражданской жизни основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя, и т. д.).

Реализация указанных целей и формирование названной компетентности достигаются в результате освоения следующего содержания образования:
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Географическая картина мира как составная часть научной картины мира.
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Взаимодействие общества и природы в прошлом и настоящем. Основные этапы освоения Земли человечеством. Современные масштабы и типы освоения Земли. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания природных ресурсов, масштабы использования. Человек и природа, прямые и обратные связи между ними. Рациональное и нерациональное природопользование. Учение о географической (окружающей) среде и ноосфере.
НАСЕЛЕНИЕ МИРА
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Географические особенности размещения и миграций населения, его состав, формы расселения, уровень и качество жизни. Урбанизация как всемирный процесс. Крупнейшие города и городские агломерации мира. Крупнейшие расы и народы мира. География мировых религий. Цивилизационные регионы мира.
ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Мировое хозяйство, его географическая "модель". Отраслевая и территориальная структура хозяйства, география его основных отраслей. Главные хозяйственные районы. Взаимосвязь между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. География основных международных экономических и политических организаций.
РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА
Понятие о географическом регионе. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии, наиболее крупных стран мира, их участия в международном географическом разделении труда. Современная политическая карта мира: типологии стран.
РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России. Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений.
СОВРЕМЕННЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Понятие о глобальных проблемах. Глобальные проблемы человечества в прошлом и настоящем, их географические аспекты. Типы и взаимосвязь глобальных проблем. Энергетическая, сырьевая, демографическая и продовольственная проблема, проблема войны и мира, пути их решения. Преодоление отсталости развивающихся стран как глобальная проблема. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Глобальные прогнозы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате изучения географии ученик должен
Знать и понимать:
основные географические понятия, термины и методы; различия в истории заселения и уровне освоения различных территорий; размещение основных видов природных ресурсов; численность населения мира, отдельных регионов и стран, особенности его размещения и миграций, урбанизации, уровня и качества жизни; особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географические особенности отдельных стран и регионов, различия в уровнях их экономического развития, специализацию в системе международного географического разделения труда; причины возникновения глобальных проблем человечества.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· приводить примеры: крупнейших по площади и населению стран мира и их столиц; стран разных типов государственного устройства и уровня социально-экономического развития; основных видов природных ресурсов, их крупнейших месторождений и территориальных сочетаний; источников и видов загрязнения окружающей среды, мер по ее охране; крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков и мировых религий, ареалов их распространения; крупнейших городов и агломераций мира; районов разного типа;
· определять по разным источникам информации основные параметры социально-экономических и экологических объектов, процессов и явлений, тенденции их изменений, особенности размещения по материкам, регионам и странам;
· оценивать обеспеченность природными и трудовыми ресурсами отдельных стран и регионов мира, уровень урбанизации в них, особенности географии их хозяйства, уровень воздействия человека на окружающую среду;
· оценивать последствия: природных и антропогенных изменений отдельных территорий (обезлесения, опустынивания, загрязнения окружающей среды); перенаселения отдельных регионов Земли; развития основных социально-экономических явлений и процессов на определенных территориях;
· проводить наблюдения: за социально-экономическими и экологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате воздействия различных факторов, устанавливать связи между ними;
· получать из разных источников и оценивать информацию о: современных географических исследованиях; географических аспектах происходящих в мире событий, явлений и процессов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· уметь идентифицировать на карте места важнейших текущих событий;
· уметь находить необходимую для повседневной жизни географическую информацию в различных источниках, включая геоинформационные системы и интернет;
· уметь применять эту информацию в различных обстоятельствах современной социально-экономической и политической жизни.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение географии на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы географических знаний, необходимых для познания и понимания: географической картины мира, месте и роли географии в современной науке, жизни современного общества, решении его проблем; успешного получения высшего профессионального образования;
· овладение методами географической науки: для расширения научного кругозора и решения комплексных задач, требующих учета географической ситуации на конкретной территории, знакомства с методиками оценки ресурсообеспеченности, экономического, демографического потенциала, качества окружающей среды, моделирования природных и социально-экономических явлений и процессов с учетом разнообразных условий и факторов на определенной территории;
· развитие первичных навыков географического мышления для дальнейшего научного самосовершенствования, правильной ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой; формирования навыков географически грамотного поведения в ходе решения простейших бытовых и профессионально-ориентированных задач;
· воспитание позитивного отношения к географической среде, социально ответственного поведения в ней в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
· приобретение компетентности:
- в сфере элементарного метеорологического, геологического, гидрологического, ландшафтного, геоэкологического моделирования и прогнозирования;
- в сфере использования разнообразных географических знаний и умений в быту и будущей профессиональной деятельности;
- в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и адаптации к условиям проживания на определенной территории.
Реализация указанных целей и формирование названной компетентности достигается в результате освоения следующего содержания образования.

ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА
Предмет и задачи географии. История формирования географических идей. Место географии в системе наук1. География как естественная и общественная наука. Современная система географических наук. Роль географии и географических знаний в жизни и хозяйственной деятельности. Географическая картина мира.
Методы географических исследований: традиционные (описательный, сранительно-географический, картографический) и новейшие (математический, моделирования, аэрокосмический, геоинформационный). Географические прогнозы. Геоинформационные технологии.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЮ
Основные учения, теории, концепции и гипотезы современной географической науки.
Пространственная эволюция географической оболочки. Пространственная дифференциация и концентрация объектов и явлений. Поляризация пространства. Позиционный принцип. Функция места. Территориальные системы. Самоорганизация территориальных систем. Географические районы и границы: факторы их формирования и типы. Модели в географии.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЮ
Физическая география как наука, ее сущность, структура, методы, источники информации. Система физико-географических наук.
Важнейшие географические особенности Земли как планеты: чередование морей и океанов, материковое и океаническое полушария, закономерности в конфигурации и расположении материков.
Географические особенности северного и южного полушарий. Общие и специфические особенности материков и Мирового океана.
Географическая оболочка. История развития географической оболочки, ее составляющих и представлений о ней. Закономерности географической оболочки, ее вертикальная и горизонтальная дифференциация.
Природные комплексы (ландшафты) и их изучение. Природные комплексы как системы, их компоненты и свойства. Природные комплексы суши и Мирового океана. Группировка природных комплексов по размерам и сложности организации. Физико-географическое районирование. Изменение природных комплексов разного ранга под воздействием деятельности человека. Природно-антропогенные комплексы.
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ ГЕОГРАФИЮ
Экономическая и социальная география как наука: ее сущность, структура, методы, источники информации. Система социально-экономико-географических наук.
Теория экономико-географического положения, его виды, основные компоненты, методы оценки.
Экономико-географическое изучение природных ресурсов и географической среды: классификации природных ресурсов, их экономико-географическая оценка, территориальные сочетания природных ресурсов, типы освоения географической среды.
География населения. Происхождение и расселение современного человека - географический аспект. Динамика численности населения Земли, концепция демографического перехода. Демографическая политика. Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы. Половозрастной и этнический состав населения мира, его занятость, уровень и качество жизни. География религий. Миграции. Геоурбанистика. Прогнозы роста и расселения населения мира.
География хозяйства. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их изменения под воздействием научно-технической революции. Факторы размещения производства. Экономико-географическая характеристика основных отраслей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры. География международных экономических связей. Географическое разделение труда, факторы его развития. Специализация стран и районов.
Политическая география и геополитика: основные идеи и концепции формирования мирового геополитического пространства; территориально-политическая организация общества.
Страноведение и регионалистика: функции, методы и тенденции развития; основные элементы комплексных страноведческих характеристик.
Современные географические проблемы развития России. Геополитическое и геоэкономическое положение России. Проблемы использования природно-ресурсного потенциала. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития страны. Демогеография и расселение. Геоэкология. Географические следствия формирования рыночных отношений. Регионы России. География населения и хозяйства России в будущем: мнения и прогнозы.
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
Природа как среда обитания и источник ресурсов. Стремительный рост потребления природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал территорий, его оценка, меры по его сохранению. Антропогенные изменения окружающей среды и их последствия. Специфика воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. Экологические кризисы, крупнейшие регионы их проявления. Роль географии в решении экологических проблем. Стратегия устойчивого развития.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате обучения географии ученик должен:
Знать и понимать:
· особенности современного этапа развития географической науки, ее предмет, структуру, методы и источники информации, основные учения, теории, концепции и гипотезы, роль в территориальной организации человеческого общества и решении его социально-экономических и экологических проблем;
· теорию географического положения, географического районирования, территориальных систем, комплексного географического страноведения и регионализма, развития географической оболочки и географической среды, природопользования и геоэкологии, географического разделения труда.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· использовать географические идеи, учения, теории, концепции и гипотезы для характеристики современного мира как сложной, противоречивой и динамичной территориальной системы;
· характеризовать разные типы стан и районов, составлять комплексные географические характеристики разных территорий;
· составлять таблицы, картосхемы, простейшие карты, таблицы, диаграммы, разрабатывать учебные проекты и решать прикладные географические задачи;
· составлять простейшие карты, модели и проекты, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные связи и взаимоотношения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для квалифицированного участия в общественных экспертизах и оценках деятельности и нового строительства хозяйственных объектов на территории своей местности;
· для проведения и оценки результатов мониторинга окружающей среды;
· для учета географической составляющей при анализе, оценке и объяснении разнообразных явлений и процессов.

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.