«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Задача "минимум" - сломить бумажное сопротивление

Задача "максимум" - нормативное финансирование

Мнение

Ловушка бедности
Как мы обходимся без денег


Трех тысяч рублей на жизнь хватит,
считают учителя Воронежской области. Но сбережения необходимы


В одну упряжь запрячь не можно...

Ваш адвокат

Спорное бесспорно

Закон и кодекс
Подводные камни налогообложения внебюджетных доходов


Я всегда прав!
От такой позиции страдают все


Педагогическая ошибка

Лагерная педагогика
Это совсем не то, о чем вы подумали


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

За что в ответе?
Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования


Не роскошь, а средство передвижения
По спутниковому телеканалу можно "перекачать" содержание 15 тысяч учебников за одну ночь


"Джентльмены" удачи
"Липовая" академия умудрилась просуществовать три года


Гонка за бюджет
На 15 мест факультета госуправления МГУ претендовали 218 человек


Миллион за контракт
Выпускников много, а профессионалов не хватает


Сто фунтов помощи
Британским студентам обещают вернуть стипендию


И "мерс" на ходу остановит? И в офис горящий войдет?
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?


Мир ценностей

"Чтоб ненавидела душа..."
Иван Аксаков, подпись под приговором


Прогулки с Мариничевой во сне и наяву

Бери, да помни!
Если вы страдаете хронической забывчивостью, знайте, что виной тому стресс, а вовсе не болезнь потери памяти. Несколько нехитрых трюков - и вы забудете, что такое забывчивость!


Почему женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины?

Возвращение челки

Зима на шпильке

Угощаю курицей - от всего сердца!

Полное собрание наших приложений поможет вам встретить новый учебный год во всеоружии

Валерий Гаркалин: Когда мне надо отдохнуть, я глажу белье

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ1
Изучение русского языка на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· воспитание школьника - гражданина, патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности;
· развитие способности адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности;
· совершенствование общеучебных, интеллектуальных, организационных, информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
· дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей:
- Коммуникативная компетентность обеспечивает нормативное и целесообразное использование языка, способности к речевому взаимодействию в социально-бытовой, социокультурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
- Лингвистическая и языковая компетентность обеспечивают формирование целостного представления о русском языке как системе, его функциях, устройстве; повышение культуры владения языком, совершенствование умений и навыков нормативного использования языковых средств.
- Культуроведческая компетентность обеспечивает осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.

Коммуникативная компетентность
Речь и речевое общение
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо.
Развитие навыков монологического и диалогического высказывания в социально-бытовой, социально-культурной, учебно-научной сферах общения.
Использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста.
Текст как единица речи
Основные закономерности построения текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных типов, стилей и жанров.
Основные приемы информационной переработки текста.
Культура речи
Литературный язык и его нормы (орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические), их применение в речевой практике.
Основные орфографические и пунктуационные нормы, их применение.
Основные коммуникативные качества речи (логичность, точность, уместность) и их оценка.
Культура разговорной речи.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Составление и использование деловых документов различных жанров.
Нормативные словари современного русского языка и справочники; их использование.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ И ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Общие сведения о языке
Основные функции языка: коммуникативная, познавательная, национально-культурная, эстетическая.
Осознание роли языка в основных сферах человеческой деятельности.
Язык как система
Система языка, ее устройство, функционирование; обобщение знаний о единицах и уровнях языка, их связях и отношениях.
Лексическая и грамматическая синонимия русского языка.
Функционально-стилистическая система русского языка.
Анализ, оценка языковых явлений и фактов с прагматической и эстетической точек зрения. Коммуникативно-целесообразное использование языковых средств в речевой практике.
Лингвистический анализ текстов различных типов, разновидностей языка и функциональных стилей.
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, отражение в языке материальной и духовной культуры русского и других народов России.
Соблюдение норм речевого этикета в социально-бытовой, социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Материал для школ с родным (нерусским) языком обучения
Сходства и различия фонетической, лексической, грамматической систем русского и родного языков.
Перевод с родного языка на русский небольших текстов разных стилей и типов речи.
Особенности русского речевого этикета в сравнении с родным.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
· основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского, других народов России;
· смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты; литературный язык; языковая норма и ее типы; культура речи;
· орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; речевые нормы обиходно-бытовой, социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сфер общения;
· сходства и различия фонетической, лексической, грамматической систем русского и родного языков1; русского и родного речевого этикета.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· анализировать особенности употребления основных единиц языка с точки зрения соблюдения норм и функционально-стилистических качеств;
· оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
· проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
· переводить с родного языка на русский небольшие тексты разных стилей и типов речи2.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания в социально-бытовой, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения;
· использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста; владеть основными приемами информационной переработки текста;
· создавать тексты разных типов, стилей и жанров;
· использовать лексическую и грамматическую синонимию;
· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;
· применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
· извлекать необходимую информацию из разных источников (учебно-научные тексты, справочная литература, средства массовой информации, Интернет).


Профильный уровень

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ3
Изучение русского языка на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· воспитание школьника - гражданина, патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности;
· формирование готовности к получению профильного высшего образования, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
· совершенствование общеучебных интеллектуальных, организационных, информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; индивидуальной, групповой, проектной деятельности; разных способов организации интеллектуальной деятельности; самоконтроля и взаимопроверки; ориентации в информационных базах данных;
· дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.
- Коммуникативная компетентность обеспечивает совершенствование умений и навыков общения в социально-бытовой, социально-культурной, официально-деловой сферах общения; овладение формами речевого общения в учебно-научной сфере деятельности; развитие умений и навыков работы с учебно-научным текстом, с различными источниками научно-технической информации; совершенствование умений информационной переработки текста.
- Лингвистическая и языковая компетентности обеспечивают расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке как полифункциональной системе, ее устройстве и функционировании; повышение культуры владения языком; совершенствование умений и навыков анализа и оценки языковых явлений и фактов в текстах разных стилей и жанров с прагматической и эстетической точек зрения.
- Культуроведческая компетентность обеспечивает осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
Коммуникативная компетентность
Речь и речевое общение
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Совершенствование навыков монологической речи, ситуативного диалога развернутой формы в социально-бытовой, социально-культурной, деловой сферах общения.
Особенности различных видов речевой деятельности: говорения, письма, аудирования (слушания) и чтения. Совершенствование всех видов речевой деятельности.
Разные виды чтения и их использование в зависимости от коммуникативной установки, характера текста.
Текст как единица речи
Закономерности построения текста.
Совершенствование умения создавать тексты разных типов, стилей и жанров.
Основные виды информационной переработки текста.
Культура речи
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее типы. Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, интонационные нормы4.
Принципы русского правописания. Основные орфографические и пунктуационные нормы и их применение. Трудные случаи орфографии и пунктуации.
Варианты норм и их оценка. Разграничение вариантов норм и речевых нарушений. Выбор языкового варианта, адекватного условиям речевого общения. Современные тенденции в развитии нормы.
Основные коммуникативные качества речи (логичность, точность, уместность) и их оценка.
Культура разговорной речи.
Культура учебно-научной речи.
Культура деловой речи.
Культура публичного выступления.
Нормативные словари современного русского языка и справочники; их использование.

Лингвистическая и языковая компетентность
Общие сведения о языке
Язык как знаковая система. Языки естественные (национальный, государственный, мировой язык, язык межнационального общения) и искусственные (языки программирования, информационные языки).
Основные функции языка: коммуникативная, познавательная, национально-культурная, эстетическая.
Осознание роли языка в основных сферах человеческой деятельности.
Русский язык как один из индоевропейских языков.
Этапы исторического развития русского языка. Развитие русского языка на современном этапе.
Русский язык в современном мире.
Язык как система
Система языка, ее устройство, функционирование; обобщение и углубление знаний о единицах и уровнях языка, их связях и отношениях.
Лексическая и грамматическая синонимия русского языка.
Анализ, оценка языковых явлений и фактов с прагматической и эстетической точек зрения. Коммуникативно-целесообразное использование языковых средств в речевой практике.
Функционально-стилистическая система русского языка. Разговорная речь; учебно-научный, публицистический, деловой стили; их языковые особенности. Язык художественной литературы, его особенности. Филологический анализ художественного текста.
Язык средств массовой информации.
Лингвистический анализ текстов различных типов, функциональных стилей и разновидностей языка.
Культуроведческая компетентность
Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, отражение в языке материальной и духовной культуры русского и других народов России. Концепты русской культуры и их отражение в языке.
Соблюдение норм речевого этикета в социально-бытовой, социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Материал для школ с родным (нерусским) языком обучения
Общая лексика русского языка и языков народов России.
Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.
Перевод с родного языка на русский текстов разных типов, стилей и жанров.
Особенности русского речевого этикета в сравнении с родным.

Требования к уровню подготовки выпускников СТАРШЕЙ школы
В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен
Знать и понимать:
· смысл понятий: языки естественные и искусственные; национальный, государственный, мировой язык и язык межнационального общения; речевая ситуация и ее компоненты; культура речи и ее основные аспекты; языковая норма и ее типы;
· основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов России;
· особенности развития русского языка на современном этапе;
· системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
· основные особенности функциональных стилей русского языка;
· нормы современного русского литературного языка; принципы русского правописания и основные орфографические и пунктуационные нормы; современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
· выразительные возможности и стилистические ресурсы русского языка;
· закономерности построения текста;
· сходства и различия фонетической, лексической, грамматической систем русского и родного языков; систем речевого этикета русского и родного языков5.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· анализировать основные единицы языка с точки зрения соблюдения норм и функционально-стилистических качеств;
· характеризовать взаимосвязь единиц разных уровней языка;
· оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач в различных ситуациях и сферах общения;
· использовать лексическую и грамматическую синонимию в собственной речевой практике; использовать приемы редактирования текста;
· проводить лингвистический анализ текстов различных разновидностей языка и функциональных стилей;
· переводить с родного языка на русский и с русского на родной тексты разных типов, стилей и жанров6.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания в социально-бытовой, учебно-научной и деловой сферах общения; создавать устные и письменные высказывания по избранному профилю; выступать с докладом, рефератом, рецензией; участвовать в дискуссии, споре, полемике;
· использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) литературы по избранному профилю; владеть различными способами информационной переработки текста;
· создавать тексты разных типов, стилей и жанров;
· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого этикета в социально-бытовой, социокультурной, учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
· применять орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
· проводить лингвистический анализ текстов различных разновидностей языка и функциональных стилей;
· извлекать необходимую информацию из разных источников (учебно-научных, публицистических текстов, справочной литературы, средств массовой информации, Интернета); пользоваться учебно-научной литературой по избранному профилю.

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.