«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Задача "минимум" - сломить бумажное сопротивление

Задача "максимум" - нормативное финансирование

Мнение

Ловушка бедности
Как мы обходимся без денег


Трех тысяч рублей на жизнь хватит,
считают учителя Воронежской области. Но сбережения необходимы


В одну упряжь запрячь не можно...

Ваш адвокат

Спорное бесспорно

Закон и кодекс
Подводные камни налогообложения внебюджетных доходов


Я всегда прав!
От такой позиции страдают все


Педагогическая ошибка

Лагерная педагогика
Это совсем не то, о чем вы подумали


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

За что в ответе?
Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования


Не роскошь, а средство передвижения
По спутниковому телеканалу можно "перекачать" содержание 15 тысяч учебников за одну ночь


"Джентльмены" удачи
"Липовая" академия умудрилась просуществовать три года


Гонка за бюджет
На 15 мест факультета госуправления МГУ претендовали 218 человек


Миллион за контракт
Выпускников много, а профессионалов не хватает


Сто фунтов помощи
Британским студентам обещают вернуть стипендию


И "мерс" на ходу остановит? И в офис горящий войдет?
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?


Мир ценностей

"Чтоб ненавидела душа..."
Иван Аксаков, подпись под приговором


Прогулки с Мариничевой во сне и наяву

Бери, да помни!
Если вы страдаете хронической забывчивостью, знайте, что виной тому стресс, а вовсе не болезнь потери памяти. Несколько нехитрых трюков - и вы забудете, что такое забывчивость!


Почему женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины?

Возвращение челки

Зима на шпильке

Угощаю курицей - от всего сердца!

Полное собрание наших приложений поможет вам встретить новый учебный год во всеоружии

Валерий Гаркалин: Когда мне надо отдохнуть, я глажу белье

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ


Настоящая, вторая часть, посвященная старшей школе, имеет ряд существенных отличий от первой его части. Если проект федерального компонента образовательного стандарта начальной и основной школы разрабатывался почти в течение четырех месяцев и дважды публиковался для предварительного обсуждения, то данная его часть представляет собой, по существу, первый рабочий вариант проекта образовательного стандарта для старшей школы. Соответственно весьма различен и уровень подготовки двух названных частей.
Это обстоятельство обусловлено несколькими причинами.
Основная из них состоит в том, что в педагогической науке в настоящее время нет сколько-нибудь серьезных теоретических и практических разработок, где рассматривались бы принципиальные и технологические отличия подачи и интерпретации учебного материала на базовом и профильном уровнях старшей ступени общеобразовательной школы. Впрочем, таких разработок и не могло быть, поскольку существующие до настоящего времени школы с углубленным изучением предметов принципиально отличаются от школ, где содержание образования должно быть представлено на двух уровнях √ базовом и профильном.
В данной ситуации разработчикам стандарта старшей школы приходилось многократно прорабатывать указанную проблему на семинарах и совещаниях Временного научного коллектива "Образовательный стандарт" и одновременно вести самостоятельный теоретический и практический поиск ее решения применительно к отдельным образовательным областям и учебным предметам. Вполне естественно, что разные предметные группы разработчиков имели подчас и разный вектор этого поиска, и различные его результаты.
Наиболее удачное разведение содержания образования на базовом и профильном уровне было сделано по таким учебным предметам, как русский и иностранные языки, география, искусство, технология, физическая культура и др. Вместе с тем данная проблема для ряда учебных предметов осталась пока фактически не преодоленной.
В этом плане показателен пример предметной группы по химии, которая не смогла найти оптимальные основания, чтобы создать стандарт по своему предмету для базового уровня старшей школы. Если учесть, что и в других естественно-научных предметах эти основания весьма шатки, что учебный материал базового и профильного уровней здесь во многом дублирует друг друга, то становится очевидной не только правомерность, но и особая актуальность предложений многих специалистов о необходимости весьма динамичного создания интегрированного, синтетического, общекультурного курса "Естествознание" для базового уровня старшей общеобразовательной школы.
Справедливости ради надо сказать, что это же во многом относится и к учебному предмету "Обществоведение". Предложенное в стандарте выделение из него самостоятельных курсов "Экономика" и "Право" √ лишь первый актуальный шаг. Необходимо продолжить поиск принципов и путей различения, разведения содержания предмета "Обществоведение" на базовом и профильном уровнях старшей школы.
Серьезной причиной, также помешавшей разработчикам выйти за рамки только первого рабочего варианта проекта стандарта для старшей школы, явилась острая нехватка времени: "Объемные показатели для разработки проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования" и "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования" были утверждены Министерством образования РФ только в июне √ июле с.г.
В этих условиях многие проекты стандартов после их неоднократного обсуждения во Временном научном коллективе смогли быть представлены для печати лишь в самое последнее время. Некоторые же стандарты, например, по информатике и химии, публикуются в их первозданном виде √ без предварительного обсуждения и без какой-либо редакторской правки. Стандарт по ОБЖ не публикуется, так как он находится в стадии разработки.
С учетом сложности разработки стандарта для старшей школы, которая имеет сегодня, по сути, проектный характер √ ведь речь фактически впервые идет о создании концепции формирования содержания образования в новом типе старшей школы с профильным обучением, √ авторский коллектив будет особенно благодарен за те замечания и предложения по старшей школе, которые поступят в ходе широкого общественного обсуждения и профессиональной экспертизы данной части проекта.

Руководители Временного научного коллектива
"Образовательный стандарт" академики Российской академии образования
Э. Днепров, В. Шадриков

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.