«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Задача "минимум" - сломить бумажное сопротивление

Задача "максимум" - нормативное финансирование

Мнение

Ловушка бедности
Как мы обходимся без денег


Трех тысяч рублей на жизнь хватит,
считают учителя Воронежской области. Но сбережения необходимы


В одну упряжь запрячь не можно...

Ваш адвокат

Спорное бесспорно

Закон и кодекс
Подводные камни налогообложения внебюджетных доходов


Я всегда прав!
От такой позиции страдают все


Педагогическая ошибка

Лагерная педагогика
Это совсем не то, о чем вы подумали


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

За что в ответе?
Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования


Не роскошь, а средство передвижения
По спутниковому телеканалу можно "перекачать" содержание 15 тысяч учебников за одну ночь


"Джентльмены" удачи
"Липовая" академия умудрилась просуществовать три года


Гонка за бюджет
На 15 мест факультета госуправления МГУ претендовали 218 человек


Миллион за контракт
Выпускников много, а профессионалов не хватает


Сто фунтов помощи
Британским студентам обещают вернуть стипендию


И "мерс" на ходу остановит? И в офис горящий войдет?
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?


Мир ценностей

"Чтоб ненавидела душа..."
Иван Аксаков, подпись под приговором


Прогулки с Мариничевой во сне и наяву

Бери, да помни!
Если вы страдаете хронической забывчивостью, знайте, что виной тому стресс, а вовсе не болезнь потери памяти. Несколько нехитрых трюков - и вы забудете, что такое забывчивость!


Почему женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины?

Возвращение челки

Зима на шпильке

Угощаю курицей - от всего сердца!

Полное собрание наших приложений поможет вам встретить новый учебный год во всеоружии

Валерий Гаркалин: Когда мне надо отдохнуть, я глажу белье

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· приобретение общетрудовых, политехнических и специальных знаний, умений, навыков, трудового опыта на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых объектов труда, усвоения ими современной технологической культуры;
· воспитание трудолюбия и культуры труда, ответственности за результаты своего труда;
· развитие творческих способностей, трудовых, коммуникативных и организаторских умений в процессе различных видов деятельности;
· овладение умениями участвовать в ведении домашнего хозяйства, начальными знаниями по прикладной экономике и предпринимательству, необходимыми для практической деятельности в условиях рыночной экономики, для рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
· формирование способности самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей;
· приобретение компетентности:
- в трудовой сфере - овладение необходимым набором трудовых умений и навыков, способствующих социализации и решению практических трудовых задач;
- в хозяйственно-бытовой сфере - овладение умениями и навыками самообслуживания и ведения домашнего хозяйства;
- в сфере профессионального самоопределения - профессиональная ориентация на рынке профессий массового труда.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по изучаемым видам деятельности отражен в двух традиционных для российской школы направлениях: "Технология. Технический труд" и "Технология. Обслуживающий труд".
В первое направление входят разделы: "Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов", "Использование электроэнергии и электротехнические работы", "Технологии домашнего труда", "Ремонтные и отделочные работы", "Черчение и графика".
Во второе направление входят разделы: "Использование электроэнергии и электротехнические работы", "Изготовление изделий из текстильных и поделочных материалов", "Кулинария", "Технологии домашнего труда", "Черчение и графика".
В школах, имеющих условия для организации сельскохозяйственного труда учащихся, указанные два направления дополняются третьим, включающим разделы по технологии сельского труда: "Получение продукции растениеводства" и "Получение продукции животноводства".
С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий ученику предоставляется возможность освоения обязательного минимума содержания основных образовательных программ по технологии в рамках избранных разделов одного из трех направлений технологической подготовки.
Реализация указанных целей и формирование названных компетенций достигается в результате освоения следующего содержания образования.

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасного труда при использовании инструментов, механизмов и станков.
Виды древесных материалов и сфера их применения1.
Металлы, сплавы, их механические и технологические свойства, сфера применения. Особенности изделий из пластмасс.
Графическое отображение изделий с использованием чертежных инструментов и средств компьютерной поддержки. Чтение графической документации, отображающей конструкцию изделия и последовательность его изготовления. Условные обозначения на рисунках, чертежах, эскизах и схемах.
Планирование технологической последовательности операций обработки заготовки. Подбор инструментов и технологической оснастки.
Изготовление одно- и многодетальных изделий из конструкционных или поделочных материалов: выбор заготовки для изготовления изделий с учетом механических, технологических и эксплуатационных свойств, наличия дефектов материалов и минимизации отходов; экономная разметка детали (изделия) на основе графической документации с применением разметочных, контрольно-измерительных инструментов, приборов и приспособлений; обработка ручными инструментами заготовок с учетом видов и свойств материалов; использование технологических машин; визуальный и инструментальный контроль качества деталей; соединение деталей в изделии с использованием инструментов и приспособлений для сборочных работ; защитная и декоративная отделка; контроль и оценка качества изделий; выявление дефектов и их устранение.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества. Виды народных промыслов России.
Разработка учебных проектов личностно или общественно значимых изделий из конструкционных и поделочных материалов. Оценка себестоимости продукта и возможности его реализации на рынке товаров и услуг.
Тенденции развития техники и технологии обработки материалов. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Возможные последствия нарушения технологических процессов.
Профессии, связанные с обработкой материалов. Содержание и условия труда работников массовых профессий. Пути получения профессионального образования или трудоустройства.

Использование электроэнергии и электротехнические работы
Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ. Применение индивидуальных средств защиты при выполнении электротехнических работ. Соблюдение правил электробезопасности, правил эксплуатации бытовых электроприборов. Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током.
Виды источников и потребителей электрической энергии. Применение различных видов электротехнических материалов и изделий в приборах и устройствах.
Условное графическое представление элементов электрических цепей на электрических схемах. Чтение и составление электрических схем.
Сборка моделей электроосветительных приборов и проверка их работы с использованием электроизмерительных приборов. Подключение к источнику тока коллекторного электродвигателя и управление скоростью вращения.
Подключение типовых аппаратов управления и защиты электрических цепей и бытовых потребителей электрической энергии. Принципы работы и использование типовых средств управления и защиты. Подбор бытовых приборов по их мощности. Определение расхода и стоимости потребляемой энергии. Пути экономии электрической энергии.
Сборка моделей простых электронных устройств из промышленных деталей и деталей конструктора по схеме; проверка их функционирования.
Разработка учебных проектов с использованием электротехнических изделий, радиодеталей, электротехнических и электронных устройств.
Тенденции развития электротехнических и электронных технологий. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств. Содержание и условия труда работников массовых профессий. Пути получения профессионального образования или трудоустройства.

Изготовление изделий из текстильных и поделочных материалов
Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасного труда при использовании инструментов, механизмов и машин.
Выбор тканей с учетом их технологических и эксплуатационных свойств для изготовления швейных изделий. Влияние состава тканей на здоровье человека.
Конструирование одежды. Измерение параметров фигуры человека. Построение и оформление чертежей швейных изделий.
Современные направления моды в одежде. Выбор индивидуального стиля в одежде. Моделирование простейших видов швейных изделий. Художественное оформление и отделка изделий.
Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовых выкроек из журналов мод. Изменение формы выкроек с учетом индивидуальных особенностей фигуры.
Подготовка ткани к раскрою. Рациональный раскрой ткани.
Технология соединения деталей в швейных изделиях. Выполнение ручных и машинных швов. Устройство, регулировка и обслуживание бытовых швейных машин. Современные материалы, текстильное и швейное оборудование.
Проведение примерки. Выявление дефектов при изготовлении швейных изделий и способы их устранения.
Выполнение влажно-тепловой обработки в зависимости от волокнистого состава ткани. Контроль и оценка готового изделия.
Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Народные промыслы России.
Разработка учебных проектов с использованием текстильных материалов. Оценка материальных затрат и качества изделия.
Новые технологии изготовления швейных изделий.
Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий. Содержание и условия труда работников текстильной и швейной промышленности. Пути получения профессионального образования или трудоустройства.

Кулинария
Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Профилактика пищевых отравлений. Рациональное размещение оборудования современной кухни. Безопасные приемы работы. Оказание первой помощи при ожогах.
Рациональное питание. Пищевые продукты как источник белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.
Хранение пищевых продуктов. Домашняя заготовка пищевых продуктов.
Кулинарная обработка различных видов продуктов. Приготовление холодных и горячих блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Традиционные национальные (региональные) блюда.
Оформление блюд и правила их подачи к столу. Сервировка стола. Правила поведения за столом.
Развитие техники и технологии обработки пищевых продуктов. Влияние технологий обработки пищевых продуктов на здоровье человека. Экологическая оценка технологий.
Разработка учебного проекта по кулинарии.
Профессии, связанные с получением и обработкой пищевых продуктов. Содержание и условия труда работников, занятых в пищевой промышленности и общественном питании. Пути получения профессионального образования или трудоустройства.

Технологии домашнего труда
Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в оформлении жилых помещений.
Подбор средств функционального оснащения и оформления интерьера жилого помещения с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований.
Пользование современными средствами уборки жилых помещений. Удаление загрязнений одежды бытовыми средствами. Выбор и использование современных средств ухода за обувью. Выбор технологий и средств длительного хранения одежды и обуви. Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Правила безопасного пользования бытовой техникой.
Характеристика бюджета семьи и путей его формирования. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Ориентация на рынке товаров и услуг: анализ потребительских качеств товара, выбор способа совершения покупки. Права потребителя и способы их защиты.
Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах.
Проектирование изделия или услуги. Расчет примерных затрат и возможной прибыли в соответствии с ценами местного рынка и покупательной способностью населения. Выбор путей продвижения продукта труда на рынок.
Семейные традиции, их формирование и сохранение.

Ремонтные и отделочные работы
Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации.
Организация рабочего места для выполнения санитарно-технических работ. Подбор и использование материалов, инструментов, приспособлений и оснастки при выполнении санитарно-технических работ. Соблюдение правил безопасности труда и правил предотвращения аварийных ситуаций в сети водопровода и канализации.
Простейший ремонт элементов систем водоснабжения и канализации. Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений. Подбор строительно-отделочных материалов. Оснащение рабочего места для ремонта и отделки помещений. Использование основных инструментов для ремонтно-отделочных работ.
Нанесение на подготовленные поверхности водорастворимых красок, наклейка обоев и пленок.
Соблюдение правил безопасности труда и гигиены при выполнении ремонтно-отделочных работ. Применение индивидуальных средств защиты и гигиены.
Разработка учебных проектов санитарно-технических и ремонтно-отделочных работ в доме.
Развитие техники и технологии санитарно-технических и ремонтно-отделочных работ. Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ.
Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ. Содержание и условия труда работников массовых профессий. Пути получения профессионального образования или трудоустройства.

Черчение и графика
Организация рабочего места для выполнения графических работ.
Условно-графическое отображение формы, структуры объектов и процессов. Условные графические обозначения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.
Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации.
Чтение чертежей, схем, технологических карт.
Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. Копирование и тиражирование графической документации. Развитие техники и технологии выполнения чертежных и графических работ.
Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ. Содержание и условия труда работников профессий, связанных с созданием и тиражированием графической документации. Пути получения профессионального образования или трудоустройства.

Получение продукции растениеводства
Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство.
Характеристика основных типов почв. Чтение почвенных карт. Выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий. Машины, механизмы и навесные орудия для обработки почвы.
Использование органических и минеральных удобрений, средств защиты растений от болезней и вредителей.
Организация технологического цикла производства продукции растениеводства: выбор и подготовка посевного и посадочного материала, подготовка почвы и внесение удобрений, посев и посадка, уход за посевами и посадками, защита растений от болезней и вредителей, сбор урожая.
Выращивание растений в защищенном грунте, выбор вида защищенного грунта, покрывных материалов. Выращивание растений рассадным способом.
Выбор способов хранения урожая. Подготовка хранилищ к закладке урожая. Поддержание микроклимата. Подготовка урожая к закладке на хранение. Способы уменьшения потерь продукции при хранении.
Организация и планирование технологической деятельности в растениеводстве: выбор видов и сортов сельскохозяйственных культур для выращивания на пришкольном участке и в личном подсобном хозяйстве. Правила безопасного труда в растениеводстве. Расчет себестоимости растениеводческой продукции и планируемого дохода. Оценка влияния агротехнологий на окружающую среду.
Разработка учебного проекта: выращивание сельскохозяйственных культур и сортоиспытание. Развитие растениеводства в регионе.
Профессии, связанные с технологиями выращивания растений. Содержание и условия труда работников массовых профессий. Пути получения профессионального образования или трудоустройства.

Получение продукции животноводства
Основные направления животноводства. Характеристика технологического цикла производства продукции животноводства: содержание животных, кормление, разведение, ветеринарная защита, получение продукции.
Создание необходимых условий для содержания сельскохозяйственных животных: подготовка и оборудование помещения, поддержание микроклимата.
Кормление: составление простых рационов, подготовка кормов к скармливанию, раздача кормов.
Характеристика ведущих пород сельскохозяйственных животных. Разведение мелких животных: планирование сроков получения приплода, подбор пар, подготовка животных к выходу приплода, выращивание молодняка.
Проведение простых ветеринарно-профилактических мероприятий с применением нетоксичных препаратов.
Получение одного из видов животноводческой продукции: молока, яиц, шерсти, меда.
Выбор оборудования для механизации технологических процессов животноводства на небольших фермах. Организация и планирование технологической деятельности в личном подсобном хозяйстве и на школьной ферме. Ведение простого зоотехнического учета. Правила безопасного труда в животноводстве. Расчет себестоимости животноводческой продукции и планируемого дохода.
Первичная переработка и хранение продукции животноводства. Использование оборудования для первичной переработки.
Разработка учебного проекта: выращивание сельскохозяйственных животных.
Развитие животноводства в регионе, распространение новых и нетрадиционных видов и пород. Оценка возможности организации фермерского хозяйства.
Оценка влияния технологий животноводства на окружающую среду.
Профессии, связанные с технологиями животноводства. Содержание и условия труда работников массовых профессий. Пути получения профессионального образования или трудоустройства.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
ОБЩЕТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения технологии учащиеся должны овладеть опытом трудовой деятельности, общим для всех направлений технологической подготовки в основной школе:
· опыт изготовления личностно или общественно значимых объектов труда: выбор объектов труда; подбор материалов и средств труда в соответствии с целями деятельности; применение инструментов и оборудования; использование безопасных приемов труда в технологическом процессе; контроль хода процесса и результатов своего труда;
· опыт организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности: планирование работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределение работ при коллективной деятельности; рациональное размещение инструментов и оборудования;
· опыт работы с технологической информацией: поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе, а также с использованием информационных технологий и интернета; применение информации при решении технологических задач;
· опыт проектной деятельности по созданию материальных объектов и услуг: обоснование цели деятельности; определение способов и средств достижения цели; воплощение проекта в виде законченного продукта; оценка затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
· опыт оценки возможностей построения профессиональной карьеры: самодиагностика склонностей и способностей; проба сил в различных сферах профессиональной деятельности; построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Требования по разделам технологической подготовки
В результате изучения технологии ученик должен

Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
Знать и понимать:
· сущность понятий: конструкционные материалы, поделочные материалы, изделие, деталь, резание, пластическое формование, литье, термическая обработка, отрасль производства; назначение и свойства основных видов конструкционных и поделочных материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, станков и оборудования; технологии изготовления деталей из различных материалов; методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов; влияние различных технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой конструкционных и поделочных материалов, созданием изделий из них, пути получения профессионального образования.
Уметь (владеть способами деятельности):
· рационально организовывать рабочее место; обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия (детали); находить необходимую информацию в справочной литературе и технологической документации; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять разметку деталей на основе технологической документации; изготовлять детали и изделия из различных материалов с использованием ручных инструментов; проводить операции обработки деталей из различных материалов на учебных станках и технологическом оборудовании; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, станками и оборудованием; осуществлять визуальный и инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали); осуществлять монтаж изделия; находить и устранять допущенные дефекты; выполнять отделку изделий из различных материалов; осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов; проводить разработку учебного проекта изделия с использованием конструкционных, поделочных материалов; диагностировать свои профессиональные интересы и способности.
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· использовать различные источники информации для получения технико-технологических сведений; конструкционные и поделочные материалы для изготовления или ремонта изделий; ручные инструменты, станки и оборудование для обработки конструкционных и поделочных материалов; мерительные, контрольные и разметочные инструменты; рациональные приемы труда; средства обеспечения безопасности труда.

Использование электроэнергии и электротехнические работы
Знать и понимать:
· сущность понятий: электрическая цепь, электрическая схема, электроизмерительный прибор, электробезопасность; основные виды электробытовых приборов; назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека; пути экономии электрической энергии в быту; профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств; пути получения профессионального образования.
Уметь (владеть способами деятельности):
· объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; применять инструменты и приспособления при проведении электромонтажных работ; измерять силу тока, величину напряжения, сопротивления, рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; применять средства индивидуальной защиты и выполнять правила безопасного труда при выполнении электротехнических работ; включать в электрическую цепь коллекторный двигатель.
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· правила эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; выполнять мелкий ремонт электробытовых приборов; оценивать возможность подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и нагрузку сети при их одновременном использовании; осуществлять сборку электрических цепей простых элекротехнических устройств по их схемам; соблюдать требования электробезопасности.

Изготовление изделий из текстильных и поделочных материалов
Знать и понимать:
· сущность понятий: текстильные материалы, поделочные материалы, ткань, раскрой ткани, шитье, мода, рукоделие, стиль; виды и свойства тканей; назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; назначение сварных, клеевых и ниточных способов соединения деталей в швейных изделиях; виды традиционных народных промыслов; наиболее распространенные профессии текстильной и швейной промышленности; пути получения профессионального образования.
Уметь (владеть способами деятельности):
· выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; работать на швейной машине; регулировать качество машинной строчки; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; изменять форму моделей швейных изделий; выполнять не менее трех видов художественной отделки швейных изделий; подготавливать выкройку и ткань к раскрою; выполнять раскрой ткани; выполнять соединительные, краевые и отделочные швы; проводить примерку изделия; определять и исправлять дефекты швейных изделий; выполнять не менее двух видов отделки швейных изделий; проводить влажно-тепловую обработку швейных изделий; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами; выполнять правила безопасности труда.
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· использовать ручные инструменты для швейных и декоративно-прикладных работ; швейные машины, оборудование и приспособления для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов; приборы для влажно-тепловой обработки изделий и полуфабрикатов; различные виды художественной отделки изделий.

Кулинария
Знать и понимать:
· сущность понятий: кулинария, пищевые продукты, пищевая ценность продукта, рацион питания; технологическую последовательность приготовления блюд; влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющих на здоровье человека; профессии, связанные с получением и обработкой пищевых продуктов; пути получения профессионального образования.
Уметь (владеть способами деятельности):
· выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· использовать инструменты, приспособления, оборудование для приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; основные виды и способы консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; правила этикета за столом; приготавливать блюда по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпекать хлебобулочные и кондитерские изделия из пресного и дрожжевого теста; сервировать стол; оформлять приготовленные блюда.

Технологии домашнего труда
Знать и понимать:
· характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; сущность понятий: семейные традиции, семейный бюджет, предпринимательская деятельность, рынок товаров и услуг; возможные источники дохода семьи.
Уметь (владеть способами деятельности):
· выполнять основные виды бытовых домашних работ; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой; находить необходимую инструктивную информации для выполнения определенного вида работ с бытовой техникой; выбирать средства для проведения уборки помещения, ухода за одеждой и обувью; подбирать средства и материалы для оформления интерьера жилого помещения; планировать месячные расходы семьи при известных доходах; читать информацию, содержащуюся на упаковках и этикетках основных видов пищевых продуктов и товаров повседневного спроса.
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· использовать рациональные способы поведения на рынке товаров и услуг при осуществлении покупки; способы и средства ухода за одеждой и обувью; бытовые санитарно-гигиенические средства.

Ремонтные и отделочные работы
Знать и понимать:
· сущность понятий: инженерные коммуникации в жилых помещениях, санитарно-технические работы, ремонтно-отделочные работы; виды материалов и ручных инструментов для монтажных и ремонтных работ в системах водоснабжения и канализации; виды санитарно-технических устройств; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; экологическую безопасность применяемых материалов и технологий ремонтных работ; профессии специалистов, проводящих санитарно-технические работы, ремонт и отделку помещений; пути получения профессионального образования.
Уметь (владеть способами деятельности):
· планировать работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерной сметы расходов; подбирать материалы и инструменты для ремонта санитарно-технических устройств, отделки стен и потолков при заданной технологии; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; заделывать трещины и выбоины на поверхностях стен и потолков; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; наносить на поверхности водорастворимые краски; оклеивать обоями или пленкой поверхности изделий, помещений или учебных стендов; разрабатывать проект косметического ремонта жилого помещения; соблюдать правила безопасности и гигиены.
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· способы выполнения ремонтно-отделочных работ; современные материалы для ремонта и отделки помещений; инструменты в соответствии с технологиями санитарно-технических и ремонтно-отделочных работ; средства индивидуальной защиты и гигиены.

Черчение и графика
Знать и понимать:
· сущность понятий: чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, виды графической документации, технологическая карта, стандартизация; профессии, связанные с созданием и тиражированием графической документации; пути получения профессионального образования.
Уметь (владеть способами деятельности):
· выбирать способы графического отображения объекта или процесса, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять технологические карты; определять виды соединений деталей в изделии по технологической документации; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· использовать инструменты, приспособления и компьютерную технику для выполнения графических работ; графические и художественные средства; читать и выполнять чертежи, эскизы, схемы, технические рисунки деталей и изделий; проставлять размеры деталей на чертежах и эскизах в соответствии с требованиями стандарта.

Получение продукции растениеводства
Знать и понимать:
· последовательность основных этапов технологического цикла получения растениеводческой продукции; агротехнические особенности основных видов и сортов сельскохозяйственных культур своего региона; сущность основных технологических понятий растениеводства (плодородие почвы, севооборот, площадь питания, сорт, гибрид, действующее вещество удобрения, элементы питания); факторы влияния растениеводства на окружающую среду; различия в условиях труда для основных специальностей и профессий в растениеводстве; пути получения профессионального образования.
Уметь (владеть способами деятельности):
· выполнять полный технологический цикл получения 2-3 видов наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона, в том числе рассадным способом и в защищенном грунте; разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения культур на приусадебном или пришкольном участке; проводить фенологические наблюдения и оформлять дневник наблюдений; выбирать покровные материалы для сооружений защищенного грунта; выполнять правила безопасного труда.
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· использовать средства обработки почвы и ухода за растениями; средства механизации основных технологических процессов в растениеводстве; рассадный способ выращивания растений; рассчитывать с помощью учебной и справочной литературы необходимое количество семян, доз удобрений для заданных условий выращивания; основные виды удобрений; малотоксичные средства защиты растений от вредителей и болезней.

Получение продукции животноводства
Знать и понимать:
· структуру технологического цикла получения животноводческой продукции; биологические и хозяйственные особенности основных видов сельскохозяйственных животных своего региона и нескольких ведущих пород для каждого вида; общие требования к условиям содержания животных; сущность основных технологических понятий животноводства (порода, продуктивность, рацион, норма кормления, питательность корма, кормовая единица, себестоимость продукции); влияние животноводческих ферм на окружающую среду; наиболее распространенные и наиболее опасные болезни сельскохозяйственных животных и меры их профилактики; различия в условиях труда для основных специальностей и профессий в животноводстве; пути получения профессионального образования.
Уметь (владеть способами деятельности):
· выполнять простые эскизы, рисунки помещений для содержания животных и размещения в них оборудования; выполнять основные виды работ по уходу за животными в условиях небольших ферм; определять принадлежность кормов к основным группам (грубые, сочные, концентрированные); сравнивать корма различных групп по питательности; с помощью учебной и справочной литературы составлять простые рационы; по внешнему виду определять качество кормов и их пригодность к скармливанию; подготавливать корма к скармливанию простыми способами (мойка, измельчение, запаривание); подбирать корма для замены в рационе; подбирать пары для разведения животных в небольших хозяйствах; определять продуктивность различных видов животных; вести простейший зоотехнический учет на домашней или школьной ферме; по внешним признакам определять больных животных; выполнять простые приемы ветеринарной обработки мелких животных (обработка повреждений кожи); производить дезинфекцию животноводческих помещений и оборудования нетоксичными препаратами; применять правила безопасного труда в животноводстве.
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· использовать средства малой механизации основных технологических процессов животноводства на мелких фермах; основные способы заготовки, хранения, подготовки кормов к скармливанию; основные способы первичной переработки продукции животноводства; учебную и справочную литературу по животноводству.

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.