«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Задача "минимум" - сломить бумажное сопротивление

Задача "максимум" - нормативное финансирование

Мнение

Ловушка бедности
Как мы обходимся без денег


Трех тысяч рублей на жизнь хватит,
считают учителя Воронежской области. Но сбережения необходимы


В одну упряжь запрячь не можно...

Ваш адвокат

Спорное бесспорно

Закон и кодекс
Подводные камни налогообложения внебюджетных доходов


Я всегда прав!
От такой позиции страдают все


Педагогическая ошибка

Лагерная педагогика
Это совсем не то, о чем вы подумали


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

За что в ответе?
Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования


Не роскошь, а средство передвижения
По спутниковому телеканалу можно "перекачать" содержание 15 тысяч учебников за одну ночь


"Джентльмены" удачи
"Липовая" академия умудрилась просуществовать три года


Гонка за бюджет
На 15 мест факультета госуправления МГУ претендовали 218 человек


Миллион за контракт
Выпускников много, а профессионалов не хватает


Сто фунтов помощи
Британским студентам обещают вернуть стипендию


И "мерс" на ходу остановит? И в офис горящий войдет?
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?


Мир ценностей

"Чтоб ненавидела душа..."
Иван Аксаков, подпись под приговором


Прогулки с Мариничевой во сне и наяву

Бери, да помни!
Если вы страдаете хронической забывчивостью, знайте, что виной тому стресс, а вовсе не болезнь потери памяти. Несколько нехитрых трюков - и вы забудете, что такое забывчивость!


Почему женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины?

Возвращение челки

Зима на шпильке

Угощаю курицей - от всего сердца!

Полное собрание наших приложений поможет вам встретить новый учебный год во всеоружии

Валерий Гаркалин: Когда мне надо отдохнуть, я глажу белье

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· воспитание художественной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры, потребности в общении с искусством на основе постижения его содержания как живого воплощения общечеловеческих ценностей, эмоционально-духовного опыта поколений;
· формирование устойчивого интереса к искусству, культурным традициям своего народа, воспитание гордости за его достижения, чувства патриотизма;
· развитие художественного вкуса, творческих способностей, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
· овладение знаниями об искусстве и особенностях его воздействия на человека; ознакомление с выдающимися произведениями русской и зарубежной художественной культуры;
· сохранение положительного жизненного тонуса учащихся, снятие физических и эмоциональных перегрузок;
· приобретение музыкально-творческой и художественно-творческой компетентности юных художников, зрителей, исполнителей, слушателей, - которая предполагает достижение начального уровня эрудиции в сфере искусства, практические умения и навыки музыкальной и художественной деятельности, самостоятельное использование выразительного языка различных видов искусства в собственной творческой деятельности.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Важнейшим принципом организации учебного предмета "Музыкальное искусство" является единство двух начал: познание природы музыки через исполнительский опыт и активное восприятие образцов музыкального искусства.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
· воспитание слушательской и исполнительской культуры как способности переживать нравственно-эстетическое содержание музыки и воплощать его в различных видах музыкальной деятельности;
· овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;
· формирование музыкального кругозора, освоение знаний о музыке как виде искусства, о создателях шедевров мировой музыкальной культуры.
· приобретение начальной компетентности слушателя и исполнителя, которая предполагает эстетическое восприятие музыки, овладение навыками творческой деятельности в хоровом и сольном пении, танце и музыкально-ритмическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.
Реализация указанных целей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
Музыкальное искусство как эстетическое, эмоционально-нравственное отражение многообразия окружающего мира, как способ художественного выражения внутреннего мира человека. Общечеловеческие ценности, запечатленные в произведениях музыкального искусства (народного музыкального творчества, шедеврах русской и зарубежной классической музыки, духовной музыки, современной музыки, академических и массовых жанров).
Народное музыкальное творчество. Музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к человеку, природе, родному краю. Защитники Отечества в русском народном эпосе (былина, сказания и др.)1. Песня как память народа, хранительница традиций, обычаев, обрядов. Различение жанров народной песни и инструментальной музыки. Исполнение народных песен России и их сопоставление с народным искусством других стран.
Русская классическая музыка. Музыкальная культура XIX-XX веков. Величие России в музыке русских композиторов-классиков. Знакомство с музыкальными жанрами. Опера и балет (эпические, исторические, сказочные сюжеты и др.). Вокально-инструментальные жанры (песня, классический романс, кантата и др.). Инструментально-симфоническая музыка (миниатюра, концерт, симфония и др.). Выявление народных истоков в творчестве композиторов-классиков. Исполнение подлинных народных мелодий и мелодий, сочиненных в народном духе. Музыкальные произведения М.Глинки, М.Мусоргского, А.Бородина, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского, И.Стравинского, С.Рахманинова, Д.Шостаковича, С.Прокофьева, Г.Свиридова и др.
Духовная музыка. Общечеловеческие проблемы в церковной и светской музыке на религиозные сюжеты. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Национальные особенности духовной музыки. Знакомство с образцами знаменных распевов.
Зарубежная классическая музыка. Мировая музыкальная культура: художественные направления, стили, жанры. Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежной классической музыки и выявление своеобразия их творчества. Сонатная форма как способ осмысления жизненных явлений. Интерпретация содержания произведения. Сравнение музыкальных и жизненных образов. Музыкальные сочинения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ж. Бизе, Ф. Шопена, И. Штрауса, М. Равеля, К. Дебюсси и др.
Современная музыка. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки. Традиции музыкальной классики в современной музыке. Оперетта. Мюзикл. Джаз (истоки, особенности языка, формы бытования). Симфоджаз. Додекафонная, электронная музыка и др. Массовая песня. Песни военных лет, 50-90-х гг., авторская песня. Исполнение популярных песен разных лет и их сравнение по тематике, языку. Жанры современной молодежной музыкальной культуры. Рок-музыка, поп-музыка. Вкус и мода. Музыкальные сочинения Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Р. Щедрина, А. Шнитке, Дж. Гершвина, А. Шенберга, Л. Бернстайна.
Музыка как вид искусства. Специфика воздействия музыки на человека. Развитие музыки. Интонация, сходство и различие (тождество и контраст). Знакомство с нотной записью как средством фиксации музыкальной речи. Сравнение мелодических, ритмических, тембровых и др. свойств музыкального языка, различных типов оркестра, голосов, отдельных музыкальных инструментов. Музыкальный образ, музыкальная драматургия. Стилевые особенности. Единство содержания и формы в музыке.
Музыка в семье искусств. Взаимосвязь музыки с литературой, театром, изобразительными, экранными искусствами как различными способами художественного познания мира. Умение находить общее и различное в разных видах искусства: жизненные истоки, художественные идеи и направления, образный строй произведений. Музыка в кино, театре, на телевидении и ее роль в создании целостного произведения искусства.
Опыт музыкально-творческой деятельности. Слушание и интерпретация музыкальных шедевров русской и зарубежной классики как художественного обобщения явлений жизни. Свободное дирижирование и вокализация основных тем.
Решение творческих задач: хоровое и сольное пение; исполнение и "разыгрывание" народных песен; инструментальное музицирование; пение с ориентацией на нотную запись; танец и музыкально-ритмическое движение; театрализация; импровизация и сочинение музыки. Анализ и оценка процесса собственного музыкального творчества.
Музицирование на электронных музыкальных инструментах - синтезатор, мультимедийный компьютер (компьютерные технологии); коллективная работа над простейшими аранжировками музыкальных произведений; аккомпанирование сольному и хоровому пению.
Самоопределение в видах и формах музыкального творчества. Участие в художественных событиях жизни, школы, эстетическом просвещении. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: фестивали, праздники, конкурсы и др. Осознание социальной значимости художественного творчества и его важности для развития личности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения музыкального искусства ученик должен
Знать и понимать:
· роль музыки в жизни людей и в своей собственной жизни;
· смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя;
· значение музыкального творчества как способа выражения внутреннего мира человека;
· имена выдающихся русских и зарубежных композиторов (приводить примеры их произведений);
· крупнейшие оперные театры, концертные залы, имена наиболее известных исполнителей;
· основные выразительные средства музыки, ее основные жанры.
Уметь (владеть способами деятельности):
· различать характерные черты различных музыкальных произведений (современная или старинная, народная или композиторская музыка);
· определять по прослушанному музыкальному произведению его жанр и форму;
· владеть основными вокально-хоровыми навыками, приемами музыкально ритмического движения;
· напеть запомнившиеся мелодии произведений русских и зарубежных композиторов.
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
· размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения;
· исполнять индивидуально или в хоре 2-3 песни (народные, современного автора, классического репертуара);
· творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, движении, жесте, рисунке, поэтическом слове и передавать свои впечатления в устной, письменной форме;
· участвовать в художественных событиях класса, школы (музыкальные вечера, музыкальная гостиная, концерт для младших школьников и др.), стремиться наполнить музыкой свой культурный досуг.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Учебный предмет "Изобразительное искусство" интегрирует в себе все виды пластических искусств: изобразительные (живопись, графику, скульптуру), архитектуру, дизайн, декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства в их в связях с литературой, музыкой, жизнью общества и человека.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
· воспитание художественной культуры как способности переживать нравственно-эстетическое содержание произведений изобразительного искусства и воплощать его в собственной художественной деятельности;
· овладение образным языком изобразительных искусств на основе опыта творческой деятельности в различных видах искусства;
· приобретение компетентности зрителя и юного художника, которая предполагает эстетическое восприятие произведений художественной культуры (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства разных стран и эпох); овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения в объеме и на плоскости (с натуры, по памяти, представлению, воображению), в декоративной и конструктивной работе; обладание начальным художественным кругозором, знаниями о видах, жанрах, стилях изобразительного искусства, особенностях творчества его выдающихся мастеров.
Реализация указанных целей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика его образно-символического языка в изделиях декоративно-прикладного искусства. Виды декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Умение отличать произведения народного (фольклорного) декоративно-прикладного искусства от профессионального декоративно-прикладного искусства. Орнамент как основа декоративного украшения. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Древние образы в изделиях народного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов России (дымковская, филимоновская, каргопольская, удмуртская, башкирская игрушка, Гжель, Жостово, Городец, Хохлома, Кубачи и др.). Творческое исполнение учащимися различных изделий (эскизов, моделей) декоративно-прикладного искусства.
Русское изобразительное искусство и архитектура. Художественная культура Древней Руси, ее символичность, соборность, обращенность к человеку. Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси. Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIII-XX вв. Различение произведений монументального и станкового искусства. Вечные темы жизни в русском искусстве. Знакомство с художественными жанрами (портрет, натюрморт, пейзаж и др.). Стили в русской архитектуре нового времени (барокко, классицизм и др.). Произведения выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры - А. Рублева, А. Иванова, К. Брюллова, В. Сурикова, И. Репина, И. Шишкина, И. Левитана, В. Васнецова, М. Врубеля, В. Серова, К. Петрова-Водкина, Б. Кустодиева, В. Фаворского, А. Бенуа, Фальконе, М. Козловского, И. Мартоса, С. Коненкова, В. Мухиной, В. Растрелли, В. Баженова, М. Казакова и др.
Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Поэзия повседневной жизни в европейском искусстве XVII-XX вв. (натюрморт, бытовая и тематическая картины). Виды скульптуры и их особенности. Круглая скульптура и скульптура на плоскости (рельеф, барельеф, горельеф). Связь скульптуры с окружающим пространством. Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт, А. Дюрер, Ф. Гойя, К. Моне, Ван Гог, П. Пикассо, Ж. Гудон, О. Роден, Л. Корбюзье и др.).
Современные изобразительные (пластические) искусства. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях, течениях, жанрах XX века (модерн, авангард, поп-арт и др.). Понимание смысла деятельности художника в современном мире. Вкус и мода. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. Мемориальные ансамбли.
Искусство книжной графики. Материалы графики и их выразительные средства. Знание элементов оформления книги. Владение различными графическими материалами и техниками, умение использовать средства художественной выразительности графики.
Искусство дизайна. Единство эстетического и функционального в дизайне. Дизайн в повседневной жизни: дизайн интерьера, мебели, одежды, посуды, транспорта, среды, фитодизайн и т.д. Формы графического дизайна (книга, плакат). Дизайн в компьютерной графике. Умение использовать выразительные средства дизайна.
Зрелищные и экранные искусства (театр, кино, телевидение). Традиции и выдающиеся мастера театра и кино. Художественный мир телевидения. Художественные технологии в компьютерной графике. Специфика художественной образности в фотографии.
Изобразительное искусство и синтез искусств. Особенности языка живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных и зрелищных искусств. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, мемориальная, садово-парковая), декоративно-прикладного искусства (резьба и роспись по дереву, по металлу, ковроткачество, художественные ткани, ювелирные изделия), дизайна (интерьер, мебель, одежда, посуда, транспорт, фитодизайн), архитектуры (жилые здания, церкви, театры, школы). Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический). Синтез искусств в архитектуре. Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.
Материалы живописи, графики, скульптуры и их выразительные средства. Специфика воздействия изобразительного искусства на человека.
Опыт художественно-творческой деятельности. Умения и навыки использования учащимися языка живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности.
Навыки плоского и объемного изображения. Формы предмета. Построение композиции, пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость), объемов (светотеневая и светоцветовая моделировка).
Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленере. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.
Проектирование макета оформления обложки книги, рекламы, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание рекламной листовки, открытки, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.). Создание фотоколлажа, мультфильма, видеоролика из школьной жизни и др. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому, создание художественного образа.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, тушь, уголь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и др. в творческих работах.
Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Реализация совместных творческих идей: оформление школы к празднику, декорации к школьному спектаклю, костюмы к карнавалу и др. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
Знать и понимать:
· роль изобразительного искусства в жизни общества и в своей собственной жизни;
· значение художественной деятельности как проявления потребностей и стремления человека эстетически организовать окружающую среду;
· особенности языка различных изобразительных (пластических) искусств;
· имена выдающихся мастеров русского и зарубежного изобразительного искусства (приводить примеры их произведений);
· крупнейшие художественные музеи России и зарубежья;
· два-три художественных промысла России.
Уметь (владеть способами деятельности):
· различать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам;
· отличать два-три художественных стиля;
· употреблять основные элементы языка художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, дизайна в своей художественной деятельности;
· использовать возможности художественного материала в художественной деятельности, стремясь выразить свое эмоционально-личностное отношение к изображаемому.
Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства;
· сочинять и изображать несложный сюжет, композицию в живописи и графике;
· делать несложные макеты на плоскости (оформление книги, рекламная листовка) и в объеме (постройка и др.);
· иллюстрировать произведения литературы и музыки, пользуясь языком разных видов изобразительного искусства;
· применять орнаментальные элементы в работах декоративно-прикладного характера.

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.