«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Задача "минимум" - сломить бумажное сопротивление

Задача "максимум" - нормативное финансирование

Мнение

Ловушка бедности
Как мы обходимся без денег


Трех тысяч рублей на жизнь хватит,
считают учителя Воронежской области. Но сбережения необходимы


В одну упряжь запрячь не можно...

Ваш адвокат

Спорное бесспорно

Закон и кодекс
Подводные камни налогообложения внебюджетных доходов


Я всегда прав!
От такой позиции страдают все


Педагогическая ошибка

Лагерная педагогика
Это совсем не то, о чем вы подумали


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

За что в ответе?
Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования


Не роскошь, а средство передвижения
По спутниковому телеканалу можно "перекачать" содержание 15 тысяч учебников за одну ночь


"Джентльмены" удачи
"Липовая" академия умудрилась просуществовать три года


Гонка за бюджет
На 15 мест факультета госуправления МГУ претендовали 218 человек


Миллион за контракт
Выпускников много, а профессионалов не хватает


Сто фунтов помощи
Британским студентам обещают вернуть стипендию


И "мерс" на ходу остановит? И в офис горящий войдет?
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?


Мир ценностей

"Чтоб ненавидела душа..."
Иван Аксаков, подпись под приговором


Прогулки с Мариничевой во сне и наяву

Бери, да помни!
Если вы страдаете хронической забывчивостью, знайте, что виной тому стресс, а вовсе не болезнь потери памяти. Несколько нехитрых трюков - и вы забудете, что такое забывчивость!


Почему женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины?

Возвращение челки

Зима на шпильке

Угощаю курицей - от всего сердца!

Полное собрание наших приложений поможет вам встретить новый учебный год во всеоружии

Валерий Гаркалин: Когда мне надо отдохнуть, я глажу белье

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы химических знаний; понятий, фактов, основных законов и теорий химии, химического языка, сведений по истории становления химии как науки;
· ознакомление с методами познания природы: наблюдение химических явлений; анализ, описание и обобщение результатов наблюдений; проведение химических опытов для изучения свойств веществ и закономерностей химических реакций, а также расчетов на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
· овладение умениями применять полученные знания для объяснения: причин многообразия веществ и явлений; обусловленности свойств и применения веществ их составом и строением; взаимосвязи химических явлений с процессами, происходящими в микромире атомов и молекул;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе планирования и выполнения химических опытов, активного участия в обсуждении вопросов развития химического знания и его практического применения в жизни;
· воспитание потребности в экологически грамотном поведении при обращении с веществами в повседневной жизни, а также в соблюдении правил техники безопасности при выполнении химических экспериментов;
· приобретение компетентности, необходимой для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; для оказания первой помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.
Реализация указанных целей достигается в результате освоения следующего содержания образования.

Методы познания веществ и химических явлений
Химический эксперимент - основной метод познания веществ и химических явлений. Наблюдение и описание свойств веществ и результатов химического эксперимента. Измерения количественных характеристик веществ (массы, плотности, температуры) в ходе эксперимента.
Определение с помощью характерных реакций наличия отдельных веществ и ионов в воздухе, в водных растворах, почве.

Основные понятия химии. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Химический элемент. Атомы и молекулы. Атомная и молекулярная массы. Химические знаки и формулы. Вещества простые и сложные. Аллотропия простых веществ1. Количество вещества. Молярная масса. Смеси, способы разделения смесей.
Химическая связь. Валентность и степень окисления химических элементов. Кристаллическое строение веществ. Кристаллические решетки (атомная, молекулярная, ионная, металлическая).
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Общие представления о строении атомов (ядро и электроны). Характеристика химических элементов по их положению в периодической системе.
Д.И. Менделеев - ученый и гражданин.
Растворы и их роль в природе и жизни человека. Массовая доля вещества в растворах.
Химическая реакция. Признаки и условия осуществления химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
М. В. Ломоносов - ученый-энциклопедист.
Классификация химических реакций по различным признакам: число и состав исходных и полученных веществ; постоянство или изменение степеней окисления химических элементов; наличие или отсутствие катализаторов; поглощение или выделение энергии.
Скорость химической реакции, зависимость скорости от различных факторов: природы веществ, концентрации реагентов, температуры, катализатора.
Электролитическая диссоциация щелочей, солей и кислот. Реакции ионного обмена, их значение в природе и практической деятельности человека. Окислительно-восстановительные реакции.
Химическое строение органических веществ. А.М. Бутлеров-создатель учения о химическом строении органических веществ.
Описание свойств элементов малых периодов, а также калия и кальция, их соединений в связи с положением элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Объяснение зависимости свойств веществ от особенностей их строения.
Проведение опытов. 1. Изучение физических свойств предложенных веществ. 2. Примеры химических явлений: прокаливание медной проволоки в пламени горелки (спиртовки), действие соляной кислоты на мел или мрамор. 3. Испытание растворов кислот и щелочей индикаторами. 4. Изучение: реакции нейтрализации; химических свойств основных и кислотных оксидов, оснований и кислот. 5. Взаимодействие кислот с металлами. 6. Приготовление растворов с известной массовой долей растворенного вещества.
Проведение расчетов на основе химических формул и уравнений химических реакций: массовой доли химического элемента в веществе, массовой доли растворенного вещества в растворе, количества вещества (или массы) по количеству вещества (или массе) одного из участвующих в реакции веществ.
Практическое применение знаний: при разделении смесей веществ методами отстаивания, фильтрования, выпаривания (на примере смеси речного песка и поваренной соли), при приготовлении растворов веществ, используемых в повседневной жизни (сахар, питьевая сода, поваренная соль, уксусная кислота).

Неорганические вещества
Классификация неорганических веществ.
Воздух как смесь различных веществ, вода как универсальный растворитель.
Общая характеристика неметаллов. Свойства водорода, кислорода, хлора, брома, иода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния и важнейших соединений этих элементов. Аллотропные видоизменения кислорода, углерода (озон, алмаз, графит).
Химические реакции, лежащие в основе промышленного получения серной кислоты и аммиака.
Общая характеристика металлов. Натрий, кальций, алюминий, железо и их важнейшие соединения.
Характерные химические свойства оксидов, оснований, кислот. Круговороты веществ в природе на примере кислорода, углерода, азота.

Наблюдение и описание физических и химических свойств различных неорганических веществ. Объяснение сходства и различий в свойствах веществ на основе знаний о положении химических элементов в периодической системе.
Проведение опытов: 1. Изучение химических свойств водорода, кислорода, серы, азота, углерода и их соединений. 2. Изучение химических свойств алюминия, железа, их оксидов и гидроксидов. 3. Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат- анионов, катионов кальция. 4. Решение экспериментальных задач по изучению химических свойств веществ различных классов.
Практическое применение знаний: для освоения правил безопасного обращения с лабораторным оборудованием и веществами, которые используются в школьном эксперименте (кислород, водород, растворы кислот и щелочей); для экспериментального обнаружения кислорода и углекислого газа, а также хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов кальция в окружающей среде (почва, природные воды, воздух); для проведения опытов по устранению жесткости воды.

Органические вещества
Причины многообразия органических веществ: различие в составе соединений и строении углеродных цепей.
Классификация органических соединений. Метан, этилен, ацетилен как углеводороды, различающиеся химическим строением и свойствами.
Спирты (метанол, этанол, глицерин), альдегиды (формальдегид), карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как кислородсодержащие органические соединения.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки, их превращения в организме.
Понятие о полимерах (полиэтилен, каучук, белки).

Наблюдение и описание физических и химических свойств различных органических веществ, особенностей свойств веществ на основе представлений об их химическом строении.
Проведение опытов, подтверждающих сходство состава и различие в строении метана, этилена, ацетилена (реакции горения, обесцвечивания бромной воды и раствора перманганата калия).
Практическое применение знаний для освоения правил безопасного обращения с горючими и взрывоопасными органическими веществами (бензин, керосин, спирт, метан, пропан); объяснения химической сущности происходящих в организме процессов: гидролиза жиров, окисления углеводов, разложения белков на аминокислоты (с использованием заранее данных структурных формул веществ).

Химические знания в жизни
Применение кислорода, водорода, азота, угля, графита, алмаза.
Защитный озоновый слой Земли. Углекислый газ как компонент воздуха, его роль в природных процессах. Парниковый эффект в атмосфере Земли.
Сухой лед - твердый оксид углерода (IV), его применение. Ионный состав лечебных минеральных вод.
Применение водных растворов аммиака (нашатырного спирта), уксусной кислоты (столового уксуса).
Применение соединений щелочных металлов (поваренной соли, питьевой соды, поташа, щелочей) в промышленности и быту. Мел, мрамор, известняк - строительные и поделочные материалы.
Основные области применения серной кислоты и ее солей. Минеральные удобрения как источники восполнения азота, фосфора, калия и микроэлементов в почве.
Природные источники углеводородов: нефть, природный газ, каменный уголь и применение продуктов их переработки в виде топлива и сырья для получения синтетических материалов.
Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Важнейшие сплавы металлов (чугун, сталь, дуралюминий), их роль в современной технике.
Физиологическое действие на организм оксида углерода (II), аммиака, хлора, ртути, метилового и этилового спирта, бензина.
Химическое загрязнение окружающей среды. Способы защиты окружающей среды от загрязнений. Вещества бытовой химии и правила работы с ними. Токсичные и пожароопасные вещества. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) веществ, опасных для здоровья и состояния окружающей среды. Понятие о химических аспектах проблем, связанных со здоровым образом жизни, рациональным питанием, табакокурением, употреблением алкоголя, наркотиков.
Практическое применение знаний для поиска, критической оценки и использования информации о наиболее употребляемых в повседневной жизни продуктах бытовой и промышленной химии (средства личной гигиены, нашатырный спирт, столовый уксус, питьевая сода, щелочи, чистящие и моющие средства, токсичные и пожароопасные вещества - лаки, краски, минеральные удобрения и другие); для повышения экологической грамотности и предупреждения вредных последствий небрежного обращения с веществами.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения химии ученик должен
Знать и понимать:
· химические понятия: химический элемент, вещество простое и сложное, атомная масса, молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического элемента в сложном веществе, валентность и (или) степень окисления химических элементов, массовая доля вещества в растворе, оксид, основание, щелочь, кислота, соль, химическая реакция, электролит и неэлектролит, реакции ионного обмена, окислительно-восстановительные реакции;
· учения и законы: атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева, учение А.М. Бутлерова о химическом строении органических веществ;
· химическую символику: знаки химических элементов, химических формул, уравнений реакций.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· определять и распознавать: состав веществ по их химическим формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и (или) степень окисления химических элементов в бинарных соединениях; вид химической связи в простых веществах и типичных соединениях; типы химических реакций по: числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, изменению степеней окисления химических элементов; кислород, водород, углекислый газ; растворы кислот и щелочей по характерным свойствам; хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы с помощью характерных реакций ионного обмена;
· характеризовать и описывать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; характерные свойства веществ изученных классов неорганических и органических соединений; общие свойства металлов и неметаллов; характерные свойства водорода, кислорода, серы, азота, углерода и их важнейших соединений; связь между составом, строением, свойствами и применением веществ; применение поваренной соли, пищевой соды, известняка, йода (спиртовой раствор); биологически важные органические соединения (углеводы, белки, жиры); условия горения и способы его прекращения; основные способы защиты окружающей среды от загрязнений;
· объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств химических элементов в пределах малых периодов и А-групп периодической системы; причины многообразия веществ; сущность реакций окислительно-восстановительных и ионного обмена;
· составлять формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов химических элементов (NN 1 - 20) с указанием числа электронов в электронных слоях; уравнения реакций изученных типов; ионные уравнения реакций обмена;
· вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества (или массу) по количеству вещества (или массе) одного из вступивших в реакцию или полученных веществ;
· обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· при обращении с кислотами, щелочами, негашеной известью, минеральными удобрениями и ядохимикатами, лекарственными веществами, горючими и взрывоопасными веществами (бензин, керосин, спирт, метан, пропан, лаки и т.д); с газовыми нагревательными приборами;
· при оказании помощи пострадавшим от неаккуратного обращения с веществами;
· для экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории, в быту;
· для определения необходимых дозировок веществ при приготовлении питательных смесей для комнатных растений, садовых и огородных культур, солении и консервировании продуктов.

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.