«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Задача "минимум" - сломить бумажное сопротивление

Задача "максимум" - нормативное финансирование

Мнение

Ловушка бедности
Как мы обходимся без денег


Трех тысяч рублей на жизнь хватит,
считают учителя Воронежской области. Но сбережения необходимы


В одну упряжь запрячь не можно...

Ваш адвокат

Спорное бесспорно

Закон и кодекс
Подводные камни налогообложения внебюджетных доходов


Я всегда прав!
От такой позиции страдают все


Педагогическая ошибка

Лагерная педагогика
Это совсем не то, о чем вы подумали


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

За что в ответе?
Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования


Не роскошь, а средство передвижения
По спутниковому телеканалу можно "перекачать" содержание 15 тысяч учебников за одну ночь


"Джентльмены" удачи
"Липовая" академия умудрилась просуществовать три года


Гонка за бюджет
На 15 мест факультета госуправления МГУ претендовали 218 человек


Миллион за контракт
Выпускников много, а профессионалов не хватает


Сто фунтов помощи
Британским студентам обещают вернуть стипендию


И "мерс" на ходу остановит? И в офис горящий войдет?
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?


Мир ценностей

"Чтоб ненавидела душа..."
Иван Аксаков, подпись под приговором


Прогулки с Мариничевой во сне и наяву

Бери, да помни!
Если вы страдаете хронической забывчивостью, знайте, что виной тому стресс, а вовсе не болезнь потери памяти. Несколько нехитрых трюков - и вы забудете, что такое забывчивость!


Почему женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины?

Возвращение челки

Зима на шпильке

Угощаю курицей - от всего сердца!

Полное собрание наших приложений поможет вам встретить новый учебный год во всеоружии

Валерий Гаркалин: Когда мне надо отдохнуть, я глажу белье

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Дайджест


Из парламента России

Председатель Комитета Государственной Думы по обороне генерал армии Андрей НИКОЛАЕВ:
- Государство должно раз и навсегда решить: будет ли оно обеспечивать свою безопасность? И какая ему нужна армия - соответствующая угрозам, готовая защитить страну или немощные войска, неспособные обеспечить военную безопасность России?
Если никто и не собирается приводить армию в соответствие угрозам, тогда надо сказать народу правду: государство защитить себя неспособно и защищать не будет.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны Владимир МЕЛЬНИКОВ:
- С детской безнадзорностью и беспризорностью надо не бороться. Им нужно противопоставить плановую, системную работу, в которую были бы вовлечены все заинтересованные ведомства - министерства образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительные органы. Такую работу, которая была, но почему-то оказалась незаслуженно забыта. Забыта на всех уровнях, начиная от комиссий по делам несовершеннолетних до исполнительных структур власти разных уровней. Реанимировать эту систему, заставить работу можно и нужно. Министерство обороны России с ноября 1997 года принимает участие в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Член Совета Федерации Валерий СУДАРЕНКОВ:
- Полагаю, военные вузы могут очень серьезно конкурировать с гражданскими по качеству подготовки специалистов. В них сосредоточены квалифицированные педагогические кадры, создана добротная учебная, материальная база. Мы видим много примеров того, что квалификация выпускников высшей военной школы позволяет им достигать высот не только на военной службе, но и на гражданских производствах, в науке, общественной деятельности, политике. Пусть меня считают консерватором, но я не очень разделял идею сокращения высших военно-учебных заведений. В истории нашей страны были ситуации, когда требовалось срочно увеличить выпуск военных кадров. И не исключено, что они снова могут возникнуть. При необходимости военные вузы должны быть готовы воспринимать на себя увеличенную нагрузку.
В подготовке кадров для армии и флота слишком много особенностей. Поэтому высшая военная школа должна сохраняться, ее потенциал нужно укреплять и развивать в соответствии с потребностями обороны России.

Первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по информационной политике Игорь Морозов:
- Во всех бедах подростков виноваты мы, взрослые. Это мы молчаливо-равнодушно проходим мимо нюхающих "Момент" малолетних бомжей. Это мы стараемся не замечать из окон своих автомобилей совсем еще юных девчонок, торгующих собой на обочинах дороги. Это мы допустили пищевое отравление детей в Брянской области, продажу безнадзорных малышей иностранцам в Москве, воровство денег, выделенных на питание детям-сиротам в Пермской области... И если мы признаем ответственность перед будущими поколениями нашей страны, то должны согласиться с тем, что детская беспризорность и безнадзорность, подростковая преступность стали фактором угрозы национальной безопасности России.
И, наконец, роль армии, других силовых структур. Нужно массово возрождать движение "сынов полков", воспитанников воинских частей. В этом направлении уже делается немало, но, уверен, еще не все резервы исчерпаны.

Слово - героям

Герой Советского Союза Алексей МАРЕСЬЕВ:
- Не люблю, к примеру, по отношению к себе слова "легендарный". Понимаю, что люди хотят сказать - мужественный, смелый. Получается же, что слишком меня возносят. Это как-то хорошо подчеркнула в Орле (я почетный гражданин этого города и часто там бывал) одна учительница: "Почему легендарный? Он из нашей жизни. Он один из нас". Да, я не из легенды, я реальный, живой человек.

Герой Советского Союза Михаил ДЕВЯТАЕВ:
- Прошел все круги ада и остался жив. Не потерял достоинства, выстоял, до конца боролся с врагом. Понял, что мы, россияне, крепки нутром. Рад тому, что по моей наводке был разрушен гитлеровский ракетный центр, который мог бы причинить много зла людям. Этим всем нельзя не гордиться.

Председатель Российского комитета ветеранов войны и военной службы Герой Советского Союза генерал армии Владимир ГОВОРОВ:
- Мы - поколение победителей - подарили вам великую Победу и более полувека мирной жизни. Теперь ваш черед трудиться, охранять и защищать Отчизну. Сегодняшняя наша жизнь полна трудностей, сложнейших проблем. К тому же угрозы безопасности России реальны, поэтому мы - фронтовики - вправе обратиться к молодежи: мы победили. А вы?.. Справитесь? Осилите? Если потребуется, защитите? Какое будущее обеспечите России?

Школьные будни в погонах

ОТ РОДДОМА ДО АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА
Более 10 лет в средней школе N54 города Рязани существуют "офицерские" классы подготовки резерва для поступления в Рязанский военный автомобильный институт (РВАИ). Всего с 1993 по 2000 г. военно-ориентированные классы окончили 202 школьника, из них в военно-учебные заведения поступили 152 человека, в том числе в РВАИ - 135, из общеобразовательных классов стали курсантами автоинститута еще 42 выпускника. В 2001 году из 24 школьников 21 выбрали профессию офицера. Отзывы о курсантах и офицерах из числа питомцев "офицерских" классов только положительные. Многие удостоены государственных наград, участвовали в боевых действиях в Чеченской Республике.

ГАРДЕМАРИНЫ КИСЕЛЕВОЙ
Настойчивости и человеческой доброте этой женщины можно только позавидовать. Не каждый мужчина смог бы выдержать трудности, которые преодолевает Галина Викторовна Киселева. Ее труд оценен высоким званием "Заслуженный учитель России". А еще она - одна из немногих педагогов, награжденных медалью "300 лет Российскому флоту". Более 30 лет Галина Викторовна возглавляет лучший в Приморском крае патриотический клуб "Юный патриот Родины".

ВОЛШЕБНИКИ ИЗ "ЮНОГО СПАСАТЕЛЯ"
Долгопрудненский центр образования (ДЦО) уникален. Там учатся дети, которые по разным причинам не смогли продолжать учебу в обычных школах, туда направляют подростков с трудными судьбами, с проблемами в семьях, а иногда и лишенных родительского тепла.
В центре уже 2 года действует класс МЧС "Юный спасатель", где школьников обучают важному и благородному делу в жизни - помощи людям в трудную минуту.

ЛИЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ВАСИЛИСЫ ЧАПАЕВОЙ
В свои 9 лет праправнучка Чапаева, пожалуй, самый юный вице-матрос 1-й статьи на всем Российском флоте. Живет она, как и все военные моряки, по распорядку дня. Он таков: в 5 часов утра - подъем, так как дорога из поселка в кадетский корпус занимает 2 часа. В 8 часов 10 минут - построение, потом занятия. После их завершения - самоподготовка, выполнение домашних заданий под присмотром и с участием преподавателя. Но на этом учебный день Василисы не заканчивается. Она идет в кружок учить японский язык или вместе с одноклассниками в бассейн. Завтрак, обед и полдник - в "кадетке". Поздно вечером Василиса возвращается в Удельное.

ОБЖ

"БЛАГОДАРЯ ЭТИМ ЛЕКЦИЯМ
Я СПАСЛА БРАТА"
- У нас ОБЖ вел "биолог".В кабинете биологии висели какие-то светофоры, плакаты, в основном никому не нужные атрибуты... О чем этот предмет, я сказать не могу, поскольку ни о какой безопасности жизнедеятельности там речи не было. Единственное, что мне запомнилось, так это инструктаж на случай ядерной войны. В какую сторону, например, ложиться, чтобы ботинки не испортились (смеется). А вот в четвертом классе, помнится, у нас были правила дорожного движения. Вот это важно - научить человека грамотно переходить улицу. Не тупо вывешивать плакаты (типа: "Переходите улицу только на зеленый свет"), а приводить какую-то статистику. Например, вероятность того, что ты перейдешь улицу на красный свет и останешься жив, равна 20%. Грубо говоря, надо запугивать детей. Я говорю так категорично, поскольку не верю в действенность плакатов или каких-то директив.

УРОКИ "ШКОЛЫ БЕЗОПАСНОСТИ"
В подмосковном Долгопрудном впервые прошли соревнования "Школа безопасности". За победу боролись 26 команд из 13 школ города. Организовало состязание Долгопрудненское управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГО и ЧС). Ход соревнований комментирует начальник управления ГО и ЧС, главный судья соревнований подполковник Валерий Праздничных:
- Обстановка в стране складывается так, что количество чрезвычайных ситуаций будет возрастать. Основные причины - старение оборудования и материальных фондов, невозможность их модификации, а также недостаточная квалификация персонала. Заметно возросло количество аварий, катастроф, опасных природных явлений. Это и заставляет все общество повернуться лицом к опасности. Борьба с ней должна быть не только делом профессионалов, но и всего населения. Поэтому нам захотелось не только провести военизированную игру среди школьников, но и показать работу спасателей, пожарных, врачей.

Военный вуз

Начальник Саратовского военного Краснознаменного института Внутренних войск МВД России генерал-майор Михаил ВОРОНОВ

В ногу со временем
За 70 лет наше учебное заведение подготовило и выпустило более 36 тысяч офицеров. 20 воспитанников института в разные годы были удостоены высокого звания "Героя Советского Союза", шестеро - звания "Героя России". Среди наших выпускников - целая плеяда генералов внутренних и пограничных войск.
Только за предшествующий юбилею год подготовлены 124 отличника учебы и 387 хорошистов.

Начальник Направления военного образования ВМФ контр-адмирал Григорий БУТАКОВ

Будущее флота пока сидит за партой
Уровень подготовки офицерских кадров в военно-морских институтах (ВМИ) в основном отвечает требованиям флота. Для объективной оценки уровня подготовки выпускников предусмотрена система обратной связи учебных заведений с частями и кораблями Военно-Морского Флота, в которых они проходят службу на первичных офицерских должностях. Эта система - служебных отзывов, реализована директивой главнокомандующего ВМФ и предусматривает оценку уровня подготовки офицера непосредственными командирами и флагманскими специалистами.

Оружие России

"СМЕРЧ" - МОГУЧИЙ ПРАВНУК "КАТЮШИ"
"Смерчу" подвластно все", "шестьдесят семь гектаров смерти", "И охватит всех русский "Смерч"... Это все о российской реактивной системе залпового огня.
В десятках стран произносят на русском и даже поют: "Ты не стоишь ни гроша без автомата "Калаша". В ходу еще и такая поговорка: "Я рад, когда падает "Град". Причем, ее знают там, где града никогда в природе не бывает. Во Вьетнаме, например. В этой южно-азиатской стране с "троп Хо-Ши-Мина" обстреливали агрессора спецвариантом "Града", изготовленного "по просьбе товарищей" для ведения партизанской войны в тропических условиях. БМ-21 "Град" ярко проявил себя и в других военных конфликтах, войнах. Он стоит на вооружении армий 55 стран. По популярности в мире его считают вторым оружием после автомата Калашникова. А как же иначе? Ведь свыше 35 лет он "вспахивает" полигоны и районы боевых действий. И всегда со знаком плюс.
"Град" выполняет еще одну немаловажную роль - рекламную, возвеличивая своего младшего брата - "Смерча". Младший не воевал, у него нет длинного послужного списка, но зато у него есть богатырская сила. И о ней должен знать мир.

Секреты "холодной войны"

6 сентября 1976 г. в истребительном авиаполку советских Войск противовоздушной обороны, который дислоцировался на одном из дальневосточных аэродромов в Приморье, шли учебные полеты. Суперсовременную в то время машину МиГ-25 поднял в воздух старший лейтенант Виктор Беленко. Взлетел и ... не вернулся.

Спецназ

Тихий, быстрый, смертельный...

Чем разведчики-диверсанты отличаются от десантников? Характером боевой задачи. Десантники - по сути особая пехота, которая ведет боевые действия. Задача "спецов" - скрытно проникнуть на территорию противника, найти объект и уничтожить. Они не засиживаются в "гостях", приходят без фанфар и ненадолго. Существует мнение, что с помощью спецназа, подготовленного к действиям в конкретных географических и этнических районах (со знанием языка и обычаев местного населения), возможно достижение намеченных военно-политических целей без прямого вовлечения страны в конфликт.
Спецназовцев не случайно называют элитой. Они действительно универсальные солдаты, способные порой не только предрешить исход крупной общевойсковой операции, но и повлиять на ход войны. Каждый боец, образно говоря, - целая армия.

На привале

Олег ГАЗМАНОВ:
- Хотя самое главное в моей жизни - музыка и поэзия, а основная деятельность - композитор и певец, но знаю, что в армейской среде меня чужаком не считают. Всегда приглашаю бесплатно на свои концерты военных, постоянно выступаю в гарнизонах, на кораблях, на заставах, в госпиталях. Выпустил диск с песней "Родники" и видеофильм по ней, который посвятил бойцам, защищающим честь России. Все средства от продажи отданы семьям ребят, погибших в Чечне...

Александр СЕРОВ:
- Я служил 3 года на Черноморском флоте на крейсере "Дзержинский". Был командиром отделения электроторпедистов. Старшина 1-й статьи. Армия, флот - дело настоящих мужчин. Хоть и трудно, надо держаться, не вздыхать и не охать.

Александр МАЛИНИН:
- Однажды на гастролях пришел за кулисы Юрий Семенович Иванов - военный дирижер оркестра, где я служил воспитанником. Он сейчас на пенсии. Растрогал меня до глубины души. Мы долго сидели и вспоминали нашу совместную службу. Именно Юрий Семенович многому меня научил, привил настоящую любовь к музыке. Хотя, откровенно говоря, в те годы я его недолюбливал за строгость. Сейчас же понимаю: именно так он дисциплинировал нас, вырабатывал характер.

Василий ЛАНОВОЙ:
- Испокон веку между армией и культурой всегда в любом государстве существуют определенные отношения. Не надо ничего изобретать. Надо просто снова вернуться к пониманию, что армия - один из институтов государственности. Я начал бы с того, что вернулся к той заботе о культуре в армии, которая была раньше. Слава Богу, мы начинаем потихоньку возвращаться к этому.

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.