«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Задача "минимум" - сломить бумажное сопротивление

Задача "максимум" - нормативное финансирование

Мнение

Ловушка бедности
Как мы обходимся без денег


Трех тысяч рублей на жизнь хватит,
считают учителя Воронежской области. Но сбережения необходимы


В одну упряжь запрячь не можно...

Ваш адвокат

Спорное бесспорно

Закон и кодекс
Подводные камни налогообложения внебюджетных доходов


Я всегда прав!
От такой позиции страдают все


Педагогическая ошибка

Лагерная педагогика
Это совсем не то, о чем вы подумали


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

За что в ответе?
Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования


Не роскошь, а средство передвижения
По спутниковому телеканалу можно "перекачать" содержание 15 тысяч учебников за одну ночь


"Джентльмены" удачи
"Липовая" академия умудрилась просуществовать три года


Гонка за бюджет
На 15 мест факультета госуправления МГУ претендовали 218 человек


Миллион за контракт
Выпускников много, а профессионалов не хватает


Сто фунтов помощи
Британским студентам обещают вернуть стипендию


И "мерс" на ходу остановит? И в офис горящий войдет?
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?


Мир ценностей

"Чтоб ненавидела душа..."
Иван Аксаков, подпись под приговором


Прогулки с Мариничевой во сне и наяву

Бери, да помни!
Если вы страдаете хронической забывчивостью, знайте, что виной тому стресс, а вовсе не болезнь потери памяти. Несколько нехитрых трюков - и вы забудете, что такое забывчивость!


Почему женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины?

Возвращение челки

Зима на шпильке

Угощаю курицей - от всего сердца!

Полное собрание наших приложений поможет вам встретить новый учебный год во всеоружии

Валерий Гаркалин: Когда мне надо отдохнуть, я глажу белье

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Городской педсовет


В Московском военном институте прошел двухдневный городской педагогический совет-сбор преподавателей, методистов безопасности жизнедеятельности, воспитателей кадетских образовательных учреждений и специалистов патриотического воспитания, посвященный анализу итогов годовой работы и задачам на новый учебный год. Тон содержательному разговору задал председательствовавший - директор Центра военно-патриотического и гражданского воспитания при московском Комитете образования (МКО) Р.С. Акчурин. В докладах заместителя директора Центра В.Я. Сюнькова и начальника отдела К.И. Рыбакова, выступлениях начальника отдела кадетского образования МКО С.А. Лугачева, представителей министерств и ведомств: МЧС - М.А. Шахраманьяна и А.П.Платова, ГАИ ГУВД столицы - В.М.Жмылькова, Минобороны - И.В.Шавлака, а также представителя РОСТО С.В.Морина,преподавателя-организатора ОБЖ В.Е.Четверикова и директора школы N1065 С.А.Кушнерова - был поднят широкий круг проблем.
Наряду со значительным усилением работы по патриотическому воспитанию учащихся, обучению основам безопасности жизнедеятельности педагоги сталкиваются с серьезными трудностями. Пока не удалось добиться, чтобы предмет ОБЖ в базисном учебном плане был выделен отдельной, самостоятельной строкой, что предопределяет и финансирование, и штатные должности преподавателей. В.Я. Сюньков привел конкретный пример того, к чему ведет так называемое "интегрирование", размывающее предмет ОБЖ в начальной школе и 5-9 классах. В последние три года в городе увеличилось число детей, погибших (с 18 в 1999 г. до 25 в 2000-м и 2001 гг.) и травмированных на улицах и дорогах. Проверка ряда школ показала: из-за того, что базисный учебный план рекомендует проводить занятия по безопасности на дорогах интегрированно, в рамках предмета "Окружающий мир", ни в одной из них не выполняются требования московской программы по столь важной теме.
В рамках курса ОБЖ активизируется обучение основам военной службы. До 29 тысяч выросло число учащихся, прошедших сборы на базе воинских частей. Но их проведение сталкивается с большими трудностями, прежде всего из-за того, что не решены многие организационные, финансовые, правовые вопросы взаимодействия учреждений образования с военными комиссариатами, префектурами, командованием военного округа.
Еще одна острейшая проблема - дефицит квалифицированных кадров, специалистов в области безопасности жизнедеятельности и патриотического воспитания, составляющий около 600 преподавателей-организаторов. Выход видится в привлечении офицеров запаса, но предложения мер, способных стимулировать их приток, пока не находят поддержки. И все же работа в этом направлении ведется активно. Так, в Центральном округе наряду с уволенными в запас военными сумели привлечь в школу и 8 действующих кадровых офицеров.
В образовательных учреждениях города низок уровень учебно-материальной базы ОБЖ. В связи с этим городской научно-методический совет по ОБЖ разработал "Положение об учебно-материальной базе образовательного учреждения", которое предусматривает три уровня оснащения. Оно потребует значительных затрат - более 300 млн. рублей. Но требования мэра столицы, связанные с подготовкой населения к защите от чрезвычайных ситуаций, дают надежду на решение этой задачи.
Школьная практика диктует необходимость создавать учебно-методическую литературу нового поколения, компьютерные обучающие программы, игры, электронные учебники, совершенные учебные видео- и кинофильмы. И работа в этом направлении ведется.
Большую роль в учебно-воспитательном процессе играет взаимодействие образовательных учреждений с ведомствами и службами города, связанными с обеспечением безопасности, подготовкой молодежи к военной службе и патриотическим воспитанием. Традиционно активно сотрудничество с военкоматом города, особенно в массовых мероприятиях военно-патриотического характера, проведении военных сборов учащихся. Значительно улучшилось взаимодействие с управлением ГИБДД ГУВД Москвы. Налажено активное сотрудничество со структурами МЧС. О продуктивности взаимодействия педагогов со структурами пожарной охраны говорит тот факт, что в 2001 г. не было гибели детей из-за пожаров. В 1997 году началось взаимодействие педагогов с Управлением ФСБ по Москве и Московской области по проблемам патриотического воспитания, формирования способности противостоять терроризму и наркомании. При участии контрразведчиков создана кадетская школа-интернат. Материалы, разработанные совместно с представителями ФСБ, вошли в учебники для 7-8 и 10-11 классов.
В активе патриотического воспитания наряду с работой, проводимой в образовательных учреждениях, крупные городские мероприятия. Только в первом полугодии 2002 г. их проведено более 20. В том числе детско-юношеский слет-перекличка, военно-прикладные и спортивные соревнования военно-патриотических клубов и объединений, городской финал военно-спортивной игры "Победа", смотр-конкурс музеев образовательных учреждений, участие сборных команд школьников в Х Московском Международном марафоне мира, посвященном Дню Победы, спартакиада молодежи по военно-спортивным, физкультурным и спортивно-техническим видам, IV Московский слет-соревнование "Школа безопасности", городские соревнования "Безопасное колесо" и другие.
В Москве развиваются кадетские образовательные учреждения. Ныне их 7 (более 1700 воспитанников), а будет 11. Однако число желающих стать кадетами превышает возможности кадетских корпусов. Их сеть в городе размещена неравномерно. Не решены многие проблемы материально-технического обеспечения и учебной базы этих учреждений (при потребности в 275 млн. рублей им выделяют 127 млн.), не отработана система подготовки и переподготовки кадров воспитателей, нет единых типовых дополнительных образовательных программ.
В реализации городской программы патриотического воспитания молодежи немало проблем. В длинном их перечне: профессиональная подготовка специалистов, занимающихся патриотическим воспитанием; несовершенство его нормативно-правовой базы, недостаточно эффективная координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, местного самоуправления, несогласованность программ общественных организаций. Участники совета-сбора обсудили пути и методы решения этих и многих других проблем.
Обмениваясь мнениями, педагоги высказали критические замечания по поводу Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, где, по их мнению, применительно к основной школе не нашла отражения такая важная область образования, как безопасность жизнедеятельности.
Разговор был продолжен в ходе "круглых столов". Об этом мы планируем рассказать в одном из следующих номеров.
Офицеры-преподаватели военного института провели для участников совета-сбора занятия.
 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.