«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Задача "минимум" - сломить бумажное сопротивление

Задача "максимум" - нормативное финансирование

Мнение

Ловушка бедности
Как мы обходимся без денег


Трех тысяч рублей на жизнь хватит,
считают учителя Воронежской области. Но сбережения необходимы


В одну упряжь запрячь не можно...

Ваш адвокат

Спорное бесспорно

Закон и кодекс
Подводные камни налогообложения внебюджетных доходов


Я всегда прав!
От такой позиции страдают все


Педагогическая ошибка

Лагерная педагогика
Это совсем не то, о чем вы подумали


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

За что в ответе?
Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования


Не роскошь, а средство передвижения
По спутниковому телеканалу можно "перекачать" содержание 15 тысяч учебников за одну ночь


"Джентльмены" удачи
"Липовая" академия умудрилась просуществовать три года


Гонка за бюджет
На 15 мест факультета госуправления МГУ претендовали 218 человек


Миллион за контракт
Выпускников много, а профессионалов не хватает


Сто фунтов помощи
Британским студентам обещают вернуть стипендию


И "мерс" на ходу остановит? И в офис горящий войдет?
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?


Мир ценностей

"Чтоб ненавидела душа..."
Иван Аксаков, подпись под приговором


Прогулки с Мариничевой во сне и наяву

Бери, да помни!
Если вы страдаете хронической забывчивостью, знайте, что виной тому стресс, а вовсе не болезнь потери памяти. Несколько нехитрых трюков - и вы забудете, что такое забывчивость!


Почему женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины?

Возвращение челки

Зима на шпильке

Угощаю курицей - от всего сердца!

Полное собрание наших приложений поможет вам встретить новый учебный год во всеоружии

Валерий Гаркалин: Когда мне надо отдохнуть, я глажу белье

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Директор Центра военно-патриотического и гражданского воспитания при московском комитете образования Расим Акчурин:
Мы еще в начале пути


Расим Сулейманович Акчурин родился в 1932 г. В 1954 г. окончил 3-е зенитно-артиллерийское училище войск ПВО, в 1970 г. - Военную командную академию ПВО. За четыре десятилетия армейской службы прошел путь от командира взвода до командующего зенитными ракетными войсками Противовоздушной обороны страны. Генерал-полковник запаса.

- Расим Сулейманович, в августе возглавляемому вами Центру исполнилось три года. С чем связано его создание? Каков круг его забот?
- Очевидно, наш Центр появился потому, что в обществе и во властных структурах вызрело понимание необходимости возрождения патриотического воспитания. А начинать его создание пришлось практически на голом месте, с единственной должности - директора. Больше не было ничего - ни штатов, ни специалистов. А сегодня это укомплектованная профессионалами, активно работающая структура.
К научному сопровождению учебно-воспитательного процесса привлечены солидные силы. В научно-методическом совете по ОБЖ Московского комитета образования - 2 члена-корреспондента академий наук, 5 докторов наук, 8 кандидатов, а также ответственные работники-профессионалы ведомств, занятых вопросами безопасности населения города.
После принятия государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" мы разработали нашу программу "Патриотическое воспитание молодежи Москвы на 2002-2004 годы". Комиссию, занятую этой работой, возглавила председатель городского Комитета образования Л.П. Кезина. Мы постарались избежать тех недостатков, которые увидели в федеральной программе. Поэтому наша программа получилась дифференцированной, продуманной и в целом выполняется.
Основные направления работы нашего Центра - в его названии. Если говорить о будничной работе - это проблемы, связанные с преподаванием Основ безопасности жизнедеятельности, возрождение начальной военной подготовки в рамках курса ОБЖ. Это военно-патриотические клубы и спортивные секции, кружки и многие другие направления патриотического воспитания. Мы возродили традицию отмечать в школьных коллективах памятные даты отечественной истории, в том числе связанные с ратной славой российского воинства.
Положительные сдвиги в военно-патриотическом и гражданском воспитании молодежи города налицо. Но, по-моему, надо вести речь не о достижениях, а об острых, нерешенных проблемах, с которыми сталкиваемся буквально на каждом шагу.
- Из уст одного из ваших коллег довелось услышать признание: порой складывается впечатление, что военно-патриотическое воспитание молодежи никому, кроме работников, непосредственно занятых им, ветеранов-активистов, не нужно. Вы ощущаете это?
- Конечно. Особенно когда мы обращаемся за помощью в различные инстанции. Например, в Минобороны. Нам активно помогает военный комиссар Москвы. К примеру, сборы на базе воинских частей прошли 29 тысяч учащихся московских школ и технических училищ. Но все же я, признаться, ожидал от Минобороны большего. Ведь для чего мы активизируем военную подготовку школьников? Прежде всего готовим пополнение для армии. Поэтому хотели бы рассчитывать на более активную помощь. Такую, например, как в МЧС, где школьные проблемы встречают постоянное внимание и самую горячую поддержку.
- В России 2 млн. несовершеннолетних беспризорников. Глава МВД Борис Грызлов прямо заявил, что эта двухмиллионная армия - потенциальные преступники, которые, повзрослев, "будут терроризировать нашу страну". А наркомания, утрата нравственных ориентиров, бездуховность, прочие "болячки" немалой части молодежи?.. Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны Владимир Мельников в интервью "Военному образованию" прямо заявил: "Поколение, которое мы можем потерять". И в этих условиях патриотическое воспитание часто зиждется на голом энтузиазме? Но ведь любое крупное государственное дело - это материальные средства, структуры, кадры. Все это - деньги и еще раз деньги...
- Вы правы. Это еще один штрих к вопросу о том, кто нас поддерживает. Есть деньги - поддерживают многие структуры. Даже те, которые сами должны быть заинтересованы в мероприятиях патриотического воспитания. А это работа массовая, масштабная. Скажем, комплекс мероприятий ко Дню защитника Отечества. Мы стараемся охватить как можно больше детей. Но без денег сегодня ничего не сделаешь...
- Как вы оцениваете финансирование патриотического воспитания?
- Те мероприятия, которые планируются, финансируются Комитетом образования на вполне достаточном уровне. Кроме того, мы создали нашу городскую структуру военно-патриотического воспитания, удачно использовав систему преподавания ОБЖ и военно-патриотического воспитания детей и молодежи, будем развивать ее на уровне административных округов столицы. А это деньги. Только на кадетские корпуса, если суммировать все затраты, счет пойдет на сотни миллионов рублей. А еще классы ОБЖ, их оборудование, клубы, сотни и тысячи секций и кружков... В столице на эти нужды выделяются немалые средства, но, конечно же, на все их не хватает.
- В Москве миллионы детей, а число участников массовых мероприятий - от сотен до тысячи, двух. В подворотнях же, у злачных мест ребятишек многократно больше, чем на крупных мероприятиях. Значит, массовой работой, особенно внешкольной, охвачена мизерная часть детей. Складывается впечатление, что "наверху" планов и программ патриотического воспитания громадье, но "волны" оттуда до "низов", школ, конкретных ребятишек не доходят...
- Это у нас самое больное место. Убежден, чтобы изменить ситуацию, надо разворачивать работу в "низах", в районах, школах, заполнить свободное время школьников добрыми, интересными и полезными делами. Для этого в московской программе предусмотрено создание в административных округах центров военно-патриотического воспитания. В Юго-Восточном округе он уже создан. В Северном - есть решение об этом. Думаю, в 2003 г. мы завершим их создание. Хотя сделать это не так уж просто. Дело опять-таки связано с выделением денег. Ведь на общественных началах центры создавать очень трудно. Вот клубы - можно. И создаем. Если 3 года назад, когда начали создавать наш Центр, военно-патриотических клубов в городе насчитывалось порядка 40, то сейчас около 160. Согласитесь, это большое дело. И мы стремимся сделать так, чтобы они были в каждой школе.
- В новом учебном году в школы внедряется инновационная область с новым названием: "Культура безопасной жизнедеятельности и воспитание патриотизма". Целесообразно ли объединять обучение мерам безопасности и патриотическое воспитание, а также загонять воспитание патриотизма в рамки учебной дисциплины?
- Я против "накручивания" формулировок. Причем здесь культура? Если речь о безопасности жизнедеятельности, надо так и называть. Конечно, на уроках ОБЖ, как, впрочем, в рамках всех других изучаемых школьниками предметов, тоже решаются воспитательные задачи, но формы и методы патриотического воспитания гораздо шире чисто учебной работы.
- Еще одно нововведение в школах - должность начальника штаба гражданской обороны. Будет ли она совмещаться с обязанностями организатора или это будет специалист, занятый только своей работой? Не ясно также, кто же придет в школу: специалист штабной (бумажной) работы или педагог, профессионал патриотического воспитания и ОБЖ?
- Конечно, школе нужен не штабист, а педагог-организатор. Директора школ стремятся к совмещению должностей, думаю, это целесообразно. Лучше, чтобы такой работник был занят организацией патриотического воспитания, обучения ОБЖ и гражданской обороной, так как это тоже один из разделов безопасности жизнедеятельности.
- В прежние времена были мощные организации детей и юношества общегосударственного масштаба. По идеологическим соображениям их похоронили, не создав взамен ничего. Ныне очаги патриотического воспитания молодежи разрозненны, разобщены, маломощны, а кое-где и вовсе беспомощны, не способны охватить сколько-нибудь значительное число детей. Может быть, нужна общероссийская молодежная организация, которая занималась бы воспитанием?
- Да, нужна. Мы, к примеру, поддерживаем возрождение пионерской организации. Но создавать общероссийскую организацию нужно не по старым шаблонам. Она должна быть не политизированной, неполитической, а патриотической, опирающейся на общенациональные духовные ценности. И очень важно - не бюрократизированной, привлекательной для молодежи.
Впрочем, ведущие позиции в деле патриотического воспитания молодежи, по-моему, все-таки должно занимать государство. В этом плане показателен опыт нашего Центра. Мы начинали, имея в Центре специалистов ОБЖ, можно сказать, с "чистого листа" и прошли путь до создания целостной структуры, решающей солидный объем организаторских задач. Вектор ее дальнейшего развития нацелен на создание вертикали, эффективно работающей на всех уровнях - от регионального (городского) до каждой школы, военно-патриотического клуба. Думаю, аналогичная схема применима не только у нас, но и в других регионах. Возможно, мы придем и к необходимости формирования развитой структуры координации военно-патриотического и гражданского воспитания молодежи на федеральном уровне.
Мне доставляет удовлетворение сообщить вам о создании государственного учреждения "Российский Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи" во главе с директором Центра Александром Николаевичем Карнаухом.
Все, кто занят патриотическим воспитанием, поддержат меня, если скажу, что эта работа еще не поднята на уровень требований времени. Мы еще в начале пути. От того, насколько динамичным и продуктивным будет наше движение к новому качеству воспитания молодежи, зависит завтрашний день страны.

Беседу вел Сергей МАНЮКОВ

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.