«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Задача "минимум" - сломить бумажное сопротивление

Задача "максимум" - нормативное финансирование

Мнение

Ловушка бедности
Как мы обходимся без денег


Трех тысяч рублей на жизнь хватит,
считают учителя Воронежской области. Но сбережения необходимы


В одну упряжь запрячь не можно...

Ваш адвокат

Спорное бесспорно

Закон и кодекс
Подводные камни налогообложения внебюджетных доходов


Я всегда прав!
От такой позиции страдают все


Педагогическая ошибка

Лагерная педагогика
Это совсем не то, о чем вы подумали


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

За что в ответе?
Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования


Не роскошь, а средство передвижения
По спутниковому телеканалу можно "перекачать" содержание 15 тысяч учебников за одну ночь


"Джентльмены" удачи
"Липовая" академия умудрилась просуществовать три года


Гонка за бюджет
На 15 мест факультета госуправления МГУ претендовали 218 человек


Миллион за контракт
Выпускников много, а профессионалов не хватает


Сто фунтов помощи
Британским студентам обещают вернуть стипендию


И "мерс" на ходу остановит? И в офис горящий войдет?
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?


Мир ценностей

"Чтоб ненавидела душа..."
Иван Аксаков, подпись под приговором


Прогулки с Мариничевой во сне и наяву

Бери, да помни!
Если вы страдаете хронической забывчивостью, знайте, что виной тому стресс, а вовсе не болезнь потери памяти. Несколько нехитрых трюков - и вы забудете, что такое забывчивость!


Почему женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины?

Возвращение челки

Зима на шпильке

Угощаю курицей - от всего сердца!

Полное собрание наших приложений поможет вам встретить новый учебный год во всеоружии

Валерий Гаркалин: Когда мне надо отдохнуть, я глажу белье

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
В гостях у дедушки Музея
Познавательная игра


Дорогие ребята!
Мы хотим пригласить вас на интересную игру, которая называется "В гостях у дедушки Музея". Она проходит в Художественно-педагогическом музее игрушки. Мы отправимся в путешествие в страну игрушек, а сопровождать нас будут Иванушка и Аленушка - кукольные сказочные персонажи. Для успешного путешествия вы должны выполнить два домашних задания.
1-е задание. Самые шумные ярмарки проходили в нашем городе, и не случайно его называли городом игрушечных мастеров. Чтобы продать свои игрушки, мастера нахваливали свой товар с помощью зазывалок.
1. Ай да кукла,
Ай да Малаша.
Неслыханное чудо,
Невиданное диво!
2. Наша хата
Утехами богата.
Расчески-гребешки,
Свистульки-петушки!
3. Купи-ка, мамаша, папаша,
Деточка-то ваша,
С этой игрушкой пустой
Он поиграет, повеселится,
Потешится, порезвится.
Постарайтесь придумать сами или найти еще зазывалки, чтобы нахваливать свой товар.
2-е задание. В начале прошлого века в Сергиевом Посаде Московской губернии стал развиваться промысел - изготовление игрушек из папье-маше (лепная бумажная игрушка). Мы предлагаем сделать вам свою игрушку в этой технике.

* * *
Первая часть.
- Ой, вы гой еси, добры молодцы и красны девицы!
Смотрите и слушайте,
Да не говорите, что слыхом не слыхали
И видом не видали!
Собрались сюда гости все желанные. Милости просим всех на экскурсию.
Экскурсия по двум залам музея: 1-й зал посвящен Николаю Дмитриевичу Бартраму (5 минут); 2-й зал - сергиево-посадская игрушка (5 минут).
Вторая часть.
Дети рассаживаются на пуфиках в зале музея, жюри занимает свои места.
Прежде чем начать нашу игру, я хочу огласить результаты домашнего задания и представить жюри командам.
Третья часть.
Ребята, а ваши бабушки и дедушки помнят игрушки своего детства? Они вам рассказывали о своих любимых игрушках? Вот из них и сложилась крупнейшая коллекция народной игрушки, которая уже 80 лет находится здесь, в музее. Отсюда мы сегодня и начнем наше путешествие по детству ваших бабушек и дедушек, в Страну игрушек. А помогать мне в этом будут сказочные персонажи. Какие? Предстоит угадать. Они уже давно забытые вами пылятся в этом сундуке. Из какой сказки эти слова?
"Козленок от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком" (Иванушка).
(Гаснет свет, играет тихая музыка, слышно чихание из сундука. Появляются братец Иванушка и сестрица Аленушка).
Аленушка: Послушайте, да люди добрые, я ли вам старину скажу, старину скажу да стародавнюю. В Курской губернии Львовского уезда, в деревне Семеновка, родился Николай Дмитриевич Бартрам.
Вопросы:
1. В коем году случилось сие событие? Вам, отроки, это должно быть известно. (24 августа 1873 г. в семье художника).
2. Чем же заслужил славу народную Н.Д.Бартрам? (Художник, собиратель, настоящий знаток русского народного искусства и игрушки).
3. Раньше портрет называли персоной. Найдите персону Н.Д.Бартрама.
4. Как пожелал назвать свое детище, первый музей Н.Д.Бартрам? (Дом детской культуры, где были собраны игрушки, настольно-печатные игры, книги, детская мебель. Здесь действовали детский театр, игрушечная мастерская).
5. А вы знаете, молодцы и красные девицы, что открылся первый музей в Москве, в его небольшом особняке на Смоленском бульваре. В каком году это было? (В 1918 г.)
6. Где сейчас находится музей игрушки? Когда он был переведен из Москвы? (В 1931 году, расположен на высоком холме над Келарским прудом).
7. Найти среди музейных экспонатов игрушку, сделанную Н.Д.Бартрамом.
Четвертая часть.
Н.Д.Бартрам объездил всю Россию. Особенно часто он посещал "любопытнейшее место России", а какое, вы сейчас догадаетесь сами:
Сработан я из дерева,
Могу быть разным зверем я.
И с медведем я знаком.
Скромная, неброская -
Игрушка...
(Богородская)
Правильно. А делают эту игрушку в селе Богородское на фабрике богородских резчиков.
Детям раздаются карточки с вопросами. Они должны подчеркнуть правильный ответ (здесь они указаны в скобках).
1-й вопрос. В ту далекую пору игрушки резали топором, потом обрабатывали их стамеской и ножом. Как называли эти игрушки: дурами, чурками, баклушами? (Дурами.)
2-й вопрос. Богородские мастера делали игрушки из деревянных чурочек. Как назывались эти чурочки: балбешки, деревяшки, дровишки? (Балбешки.)
3-й вопрос. Богородские резчики по характеру выпускаемых игрушек делились на 3 группы: фигуристы, зверисты, птичники. Подчеркните, кто резал фигуры людей. (Фигуристы.)
4-й вопрос. Как назывались деревянные куклы с приспособлением для щелканья орехов: щелкуны, щелкунчики, орешники? (Щелкуны.)
5-й вопрос. С помощью каких приспособлений приводится в движение богородская игрушка? Подчеркните правильные ответы: кнопка с пружинкой, реечки, рычаг, ключик, балансир, батарейка. Правильными могут быть несколько ответов (кнопка с пружинкой, реечки, балансир).
6-й вопрос. В ваших руках игрушка такая станет подвижной, словно живая. Оживите богородскую игрушку.
Пятая часть.
Загадка:
Фигурку из дерева можно создать,
Но можно сделать хитрее.
В клее бумажный лист пропитать
И дерево им оклеить.
Мастер, чтоб детям была потеха,
Бумагу снял, как скорлупку с ореха,
Склеил, игрушка пришлась по душе.
Такая игрушка (папье-маше).
(Показать домашнее задание).
1-й конкурс.
А теперь попробуйте назвать экспонаты из папье-маше, которые вы увидели на витринах музея.
2-й конкурс.
Вот эта игрушка из папье-маше братцу Иванушке нравится больше всего. Попробуйте вспомнить песню с этим персонажем (ведущий показывает детям игрушку).
Шестая часть.
Н.Д.Бартрам мечтал об игрушке округлой, чтобы точить ее на станке. О какой, вы сейчас догадаетесь:
Мы, хотя и небольшие,
Но такие славные,
Все цветами раписные,
А одна заглавная.
Есть средь нас и крошки,
Кто же мы? (Матрешки.)
1-й конкурс.
1. Опишите первую матрешку. Что было особенного в ее изображении? (Это была раскладная кукла, изображавшая девочку, одетую в сарафан, в руке у нее был черный петух).
2. Какими именами называли матрешку? (Пава, голубка, Любушка, Милочка, Матрена).
3. Когда люди покупали или дарили матрешку, какой смысл и какие пожелания они вкладывали в это? (Считалось, что матрешка приносит удачу, мир, счастье в семье). Попробуйте и вы преподнести команде-сопернице матрешку с вашими пожеланиями.
2-й конкурс.
На стенах музея вы увидели много разных матрешек. Давайте попробуем по отрывкам из сказок найти эту матрешку.
1. Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных
На столе у нас живут
Всех матрешками зовут.
(Первая русская матрешка - девочка с петухом в руках).
2. Бояре, а я к вам пришел.
Боярин, ты зачем пришел?
Бояре, я невесту выбирать.
(Боярин, в нем боярыни и бояре).
3. Чтобы за матушку Русь
постоять,
Наших врагов за рубеж
провожать,
Чтобы нам дума была лишь
о Родине.
Чтобы не было опричь Руси,
царства сильней,
Чтобы не было русского слова
сильней, крепчей
Чтобы не было русской славы
громчей.
(Богатырь и девушка).
4. Дедка за репку, бабка за дедку,
Внучка за бабку, жучка за внучку,
кошка за Жучку, мышка за кошку
- вытянули репку!
(Репка. Матрешка по мотивам одноименной сказки).
5. Проказница мартышка,
Осел, козел и косолапый мишка
Затеяли сыграть квартет.
("Квартет". Матрешка по мотивам одноименной басни И.А.Крылова).
6. Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
("Царевна-лебедь". Матрешка конусообразная с иллюстрациями к сказке А.С.Пушкина "Царь Салтан").
7. Начинается рассказ
От Ивановых проказ
И от Сивка,
И от Бурка,
И от нашего каурка.
Козы на море ушли,
Горы лесом поросли.
Конь с златой узды срывался,
Прямо к солнцу поднимался.
("Конек-Горбунок". Матрешка по одноименной сказке П.П.Ершова).
8. У Ваньки, у встаньки
Несчастные няньки.
Начнут они Ваньку
Укладывать спать,
А Ванька не хочет -
Приляжет и вскочит,
Уляжется снова
И встанет опять".
(Ванька-встанька.)
9. Стынет в северном холоде
тундра,
Здесь зима тяжела и трудна.
(Остяки в национальных костюмах.)
10. Дружная загорская семья
Мал мала меньше.
(Матрешка 30-местная.)
11. Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он.
("Царь Дадон". Матрешка-укладка по мотивам сказки А.С.Пушкина "Золотой петушок").
Седьмая часть
Созываем детвору,
Предлагаем вам игру.
Тряпицы вы возьмите
И барышню оживите.
Тряпичная кукла наиболее распространенная, она была в каждой крестьянской семье. В иных избах их было до сотни. Кукол дети начинали "вертеть" с пяти лет. Свертывали в "скалку" кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой - и вот готова простейшая кукла. Теперь ее можно "рядить". Обязательно пришивали кукле кудельную либо волосяную косу. Наряжали куклу с большим старанием, знали, что по ней люди судят о вкусе и мастерстве рукоделия будущей хозяйки. И шилась одежда, как настоящая. "Безликость" - след древней "обережной" роли куклы, когда игрушку боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям кукла "с лицом" как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка.
1-й конкурс.
Команды "вертят" куклу в русский наряд. В это время дается историческая справка: примечательно то, с каким особым вниманием относились крестьяне к детским играм. Взрослые никогда не останавливали начатые игры, не разрушали игровых построек, не выбрасывали игрушки. Через игры и игрушки передавало старшее поколение младшему накопленный трудовой опыт. Детские игры и игрушки, как и прочие предметы, в древности наделялись сверхъестественной магической силой. Эти традиции оставались вплоть до XX века. Считалось, что детские игры могут вызывать урожай, богатство, счастливый брак. В народе замечалось: когда дети много играют в куклы, будет в семье прибыль. Если же небрежно обращаются с играми, быть в доме беде. Верили, что игрушка охраняет детский сон и покой, игрушку как "оберег" клали в колыбель. Важную роль отводили кукле. Она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись.
Аленушка: Я помню, бабушка рассказывала: "Моя бабушка вышла замуж в 14 лет и привезла в дом жениха целую корзину с куклами. Молодуха часто пряталась на чердак, чтобы поиграть с ними. И никто из домашних не умел доглядывать за ней - то был строгий наказ свекра... В старину часто "бывали" куклы на свадьбе, украшали свадебное печенье "пряницу", и за шумным свадебным столом нарядно убранная с алой лентой в кудельной косе. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие".

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
(Жюри подводит итоги)
Ведущий:
Ребенку и взрослому помнить
нужно.
Такие забавы придумал нам
Первый директор музея игрушки
Историк, художник, мастер
Бартрам.
Чтоб знали мы лучше своих
друзей,
Культуру, историю, быт,
В городе нашем чудесный музей
Игрушки любовно хранит.

Ирина АЛТУХОВА,
эколого-краеведческий музей
Сергиев Посад

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.