«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Задача "минимум" - сломить бумажное сопротивление

Задача "максимум" - нормативное финансирование

Мнение

Ловушка бедности
Как мы обходимся без денег


Трех тысяч рублей на жизнь хватит,
считают учителя Воронежской области. Но сбережения необходимы


В одну упряжь запрячь не можно...

Ваш адвокат

Спорное бесспорно

Закон и кодекс
Подводные камни налогообложения внебюджетных доходов


Я всегда прав!
От такой позиции страдают все


Педагогическая ошибка

Лагерная педагогика
Это совсем не то, о чем вы подумали


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

За что в ответе?
Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования


Не роскошь, а средство передвижения
По спутниковому телеканалу можно "перекачать" содержание 15 тысяч учебников за одну ночь


"Джентльмены" удачи
"Липовая" академия умудрилась просуществовать три года


Гонка за бюджет
На 15 мест факультета госуправления МГУ претендовали 218 человек


Миллион за контракт
Выпускников много, а профессионалов не хватает


Сто фунтов помощи
Британским студентам обещают вернуть стипендию


И "мерс" на ходу остановит? И в офис горящий войдет?
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?


Мир ценностей

"Чтоб ненавидела душа..."
Иван Аксаков, подпись под приговором


Прогулки с Мариничевой во сне и наяву

Бери, да помни!
Если вы страдаете хронической забывчивостью, знайте, что виной тому стресс, а вовсе не болезнь потери памяти. Несколько нехитрых трюков - и вы забудете, что такое забывчивость!


Почему женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины?

Возвращение челки

Зима на шпильке

Угощаю курицей - от всего сердца!

Полное собрание наших приложений поможет вам встретить новый учебный год во всеоружии

Валерий Гаркалин: Когда мне надо отдохнуть, я глажу белье

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
К школе будь готов!
Развитие внимания, одаренности. Выработка навыков письма и счета


Подготовка руки к письму
Сейчас очень большой выбор пособий, которые предназначены для подготовки руки ребенка к письму. По своей сути они напоминают всем знакомые прописи, однако зачастую построены более увлекательно, оригинально. Такие пособия пригодятся ребенку непосредственно перед школой (примерно за год). Однако существуют и другие способы развития мелкой моторики руки:
1. Лепка. Лепите из пластилина вместе с ребенком фрукты, деревья, животных. Если становится скучно, разнообразьте лепку использованием природного материала, цветного картона.
2. Раскрашивание. Годятся любые книжки-раскраски, с сюжетом, интересным и доступным по сложности вашему ребенку.
3. Конструктор. Пусть ребенок мастерит из мелких деталей конструктора заданный предмет или то, что хочет.
4. Аппликация. Хорошо развивает руку работа ножницами и наклеивание мелких деталей из бумаги.
Если вы видите, что этого недостаточно, и по каким-то причинам не можете воспользоваться занимательными прописями, то начните со следующих заданий.
На одной стороне листа нарисуйте машину, на другой - домик, между ними извилистую ленту дороги. Объясните ребенку, что машина едет по дороге к домику. Попросите взять карандаш и провести ее путь, осторожно, не попав в кювет.
Нарисуйте пунктиром крупно яблоко, гриб, тучу, солнышко, воздушные шарики и т.п. Предложите ребенку обвести рисунки по пунктиру и раскрасить цветными карандашами.
В тетради в клетку изобразите ломаную линию, квадрат, круг, полукруг, треугольник. Попросите ребенка повторить образец.
В тетради для первоклассников с косой линейкой учите ребенка писать крючочки, кружочки, элементы различных букв, соблюдая наклон.

Развитие внимания
Игры и занятия по развитию внимания.
"Корректурная проба"
Возьмите лист бумаги в клеточку. Обведите квадрат 10 на 10 клеток. Нарисуйте в каждой клеточке последовательно треугольник, прямоугольник, флажок, кружок, звездочку, полукруг, далее рисуйте эти же фигуры без определенного порядка, пока не заполните весь квадрат.
Задание. Попросите ребенка вычеркнуть на этом квадрате, например, все прямоугольники, внимательно просматривая одну строчку за другой.
"Найди отличия"
Предложите ребенку две картинки, одна из которых незначительно отличается от другой. Задача ребенка - найти отличия. Картинки вы можете нарисовать сами или найти в детских журналах. "Запомни, что увидел".
Подготовьте и разложите на столе 10-12 предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них несколько секунд, потом, отвернувшись, перечислить предметы, которые запомнил.
"Кто в теремочке живет?"
Находясь в любом, даже самом знакомом помещении, попробуйте перечислить по очереди с ребенком все предметы, которые там имеются. Окажется, что до сих пор вы многого не замечали.
"Мозаика"
Разрежьте любую картинку, открытку, крышку коробки от конфет на несколько деталей. Попросите ребенка собрать картинку. В качестве дидактического материала к этому заданию очень удобно использовать игры-мозаики ("Puzzle").

Развитие одаренности
Выполняя игровые задания по развитию одаренности, способности к творчеству, ребенок учится оперировать неожиданными свойствами предметов, не бояться ошибиться, высказывать самые невероятные идеи. У него появляется уверенность в себе.
"Кто больше?"
Суть игры заключается в том, чтобы придумать как можно больше способов использования различных предметов, например, газеты, кастрюли, чашки и т.д. Эти способы можно просто назвать или нарисовать. Информация для родителей и педагогов: чашку, например, можно использовать как абажур для лампы, как горшок для цветов, как вазу, как подсвечник, как ночной горшок для малыша, из разбитой чашки можно сложить мозаику и т.п.
"Карнавал"
Нарисуйте на листе бумаге зверей: медведя, зайца, лису, тюленя и др. Предложите ребенку нарядить их для карнавала, используя цветные карандаши, краски, цветную бумагу.
"Небылицы"
Попросите ребенка пофантазировать, придумать небылицу. Если ребенку трудно, объясните, что это означает. Придумайте первую фразу к небылице или говорите одно предложение за другим с ребенком по очереди.
"Дорисуй"
Из круга, квадрата, трапеции, треугольника, ломаной или волнистой линии попросите ребенка, что-нибудь нарисовать, дорисовав необходимые детали. Например, из круга - будильник, солнышко, из волнистой линии - море, по которому плывет кораблик, из треугольника - шапку клоуна и т.п. Не торопите ребенка, старайтесь не подсказывать, во всяком случае напрямую.

Расширение знаний об окружающем мире
Ребенок в любом случае будет пополнять свой запас знаний об окружающем мире. Задача родителей и педагогов помогать ему в этом.
Основными способами остаются два: наблюдение и чтение.
Нужно учить ребенка черпать как можно больше информации, подмечать тайны. Гулять чаще в парке, лесу. Больше внимания уделять эстетическому воспитанию, бывать в картинных галереях на детских выставках, посещать театр. Обсуждать то, что его заинтересовало.
Важно расширять кругозор ребенка с помощью книг. Нужно обязательно сходить с ребенком в библиотеку, там огромное количество книг и журналов, изданных под девизом: "Я познаю мир". Они очень пригодятся на занятиях.
Не забывайте о художественной литературе. Дошкольникам обычно очень нравятся книги, герои которых - животные. (Например, "Про маленького поросенка Плюха", авторы И. Румянцева, И. Баллод; "Волшебные очки", автор И. Горбачев). Но наш малыш - будущий ученик, поэтому на его книжной полке уже должны появляться книги о школе, герои которых ученики младших классов. Начните, например, с книги Ю. Дружкова "Волшебная школа", затем возьмите книги Н. Носова и В. Драгунского, и далее все то, что посоветует библиотекарь.

Изучение букв. Навыки счета
Для того чтобы разнообразить занятия с ребенком, предлагаю:
1. Обычно, запоминая букву, ребенок соотносит ее с предметом (животным), название которого начинается на звук, который она обозначает. Найдите стишки про эти предметы (животных), например, в книгах Б. Заходера.
2. Вырежьте из картона все буквы алфавита. Познакомьтесь с каждой (придумайте ей имя, например, А - Аня, или даже какую-нибудь историю про нее). Научите ребенка узнавать букву на ощупь, с закрытыми глазами.
3. Используйте несложные игры, о которых мы говорили в предыдущих разделах. Например, "Я знаю пять названий предметов на букву А...".
Прочитайте вместе с ребенком книгу Э. Успенского "Грамота". В ней много полезного для вас н интересного для него.
Я использую в работе книги:
Азбука. Автор-составитель Н.Н. Павлова./ Худ. А.И. Кукушкин. - М.: "ACT", 1998.- 80с.
Горецкий В.Г., Попова А.И. Букварь. / Под ред. Глумакова; худ. Р.В. Сурьянинов. - М.: ТОО "Оракул", 1995. - 96 с.
Для того чтобы обучать счету, нужны счетные палочки, специальные кубики или "Счетная касса". С каждой цифрой нужно так же подружиться, как с буквой. Считать можно одинаковые и различные предметы. Покажите ребенку, что каждое последующее число получается путем прибавления единицы к предыдущему.
Вот игра, которая поможет на начальном этапе обучения счету, при запоминании цифр.
"Сколько?"
Возьмите стандартный лист, по центру, один под другим, расположите пять рисунков: "три ромашки", "две бабочки", "четыре рыбки", "пять вишенок", "один кленовый лист". Приготовьте пять карточек с цифрами от одного до пяти, и пять карточек с точками (числовыми фигурами), от одной точки на карточке до пяти. Предложите ребенку сосчитать нарисованные предметы и положить слева от рисунка карточку с соответствующей цифрой, а справа - с числовой фигурой.
Вы не могли не заметить, что выделенные мною блоки пересекаются; нельзя развивать мышление, не познавая окружающий мир, а развивая кисть руки лепкой или конструированием, ребенок тем самым развивает свою фантазию. Подбирая задания для занятий, помните об этом. Какие-то упражнения можно усовершенствовать или придумать аналогичные тем, что уже кто-то придумал до вас.
Я преследовала цель показать родителям, воспитателям, педагогам, психологам целостную картину подготовки ребенка к школе, дошкольного обучения детей, основанную на моем профессиональном и родительском опыте. Буду рада, если в каждом конкретном случае эта цель будет достигнута. Успехов вам и вашим маленьким ученикам!

Елена ЖУКОВСКАЯ
Калуга

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.