«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Задача "минимум" - сломить бумажное сопротивление

Задача "максимум" - нормативное финансирование

Мнение

Ловушка бедности
Как мы обходимся без денег


Трех тысяч рублей на жизнь хватит,
считают учителя Воронежской области. Но сбережения необходимы


В одну упряжь запрячь не можно...

Ваш адвокат

Спорное бесспорно

Закон и кодекс
Подводные камни налогообложения внебюджетных доходов


Я всегда прав!
От такой позиции страдают все


Педагогическая ошибка

Лагерная педагогика
Это совсем не то, о чем вы подумали


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

За что в ответе?
Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования


Не роскошь, а средство передвижения
По спутниковому телеканалу можно "перекачать" содержание 15 тысяч учебников за одну ночь


"Джентльмены" удачи
"Липовая" академия умудрилась просуществовать три года


Гонка за бюджет
На 15 мест факультета госуправления МГУ претендовали 218 человек


Миллион за контракт
Выпускников много, а профессионалов не хватает


Сто фунтов помощи
Британским студентам обещают вернуть стипендию


И "мерс" на ходу остановит? И в офис горящий войдет?
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?


Мир ценностей

"Чтоб ненавидела душа..."
Иван Аксаков, подпись под приговором


Прогулки с Мариничевой во сне и наяву

Бери, да помни!
Если вы страдаете хронической забывчивостью, знайте, что виной тому стресс, а вовсе не болезнь потери памяти. Несколько нехитрых трюков - и вы забудете, что такое забывчивость!


Почему женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины?

Возвращение челки

Зима на шпильке

Угощаю курицей - от всего сердца!

Полное собрание наших приложений поможет вам встретить новый учебный год во всеоружии

Валерий Гаркалин: Когда мне надо отдохнуть, я глажу белье

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Телемост "США - Канада"
Занимательная география в 7-м классе


Звонок прозвенел. Ребята заняли свои места в классе, но оказались не на уроке, а в воображаемом путешествии из США в Канаду. Канадцы засыпали вопросами американцев: финансы, природа, народы, проживающие в стране. Американцы недолго оставались в долгу и, ответив канадцам, сами принялись расспрашивать соседей. Ребята немало узнают из этого урока географии.
Сегодня они - соседи не по странам, а только по парте. Но кто знает, может быть, лет через пять такой же урок нужно будет проводит для действительного знакомства с культурами бывших республик Советского Союза, например, Украины и России. И дети также сделают много неожиданных открытий, о которых сегодня никто не подозревает.

Цель урока географии: познакомить учащихся с особенностями природы, населения и хозяйственной деятельности Канады и США; продолжать отрабатывать приемы сравнения географических понятий; развивать познавательный интерес к предмету, монологическую речь, культуру общения; способствовать расширению кругозора ребят; формировать умение работать с дополнительными источниками знаний.

План урока
Вступительное слово учителя географии: Сегодня у нас урок-телемост, т.е. встреча в телестудии представителей двух стран. Справа в студии - американцы США. Слева - франко- и англо-канадцы, а также русские гости. Цель нашей встречи - узнать как можно больше о природе, населении, промышленности и сельском хозяйстве США, экологических проблемах. И может быть, узнав много нового, необычного на этом уроке, вам захочется читать книги и журналы, смотреть телепередачи о разных странах мира, развивать свою эрудицию, углублять знания. Телемост пойдет на русском языке (возможно параллельно вести урок и на английском языке с привлечением учителя иностранного языка).

Оформление и оборудование
Ученики делятся на 2 группы и садятся лицом друг к другу. В центре класса (телевизионной студии) - цветы, на столике - красочная литература о Канаде и США. Символы встречи - два маленьких флажка на подставке (Канады и США). На стенах с каждой стороны оформление соответственно представлено таким образом:
Справа в студии:
Флаг США, столица, численность населения, красочная карта, наиболее существенные виды страны в живописи и фотографии, а также фотографии лиц рядовых американцев.
Слева в студии:
Флаг Канады, столица, численность населения, карта, виды страны, фотографии коренного населения, диафильмы "От океана до океана" и "В стране кленового листа".
Примечание: наглядность должна на уроке "работать на ученика", но ее не должно быть слишком много.
Предлагаемая методика проведения урока позволяет сэкономить время программы на один час, и при этом дать очень много информации, ярких примеров, характеризующих природу, хозяйственную деятельность, экологические проблемы каждой страны (в случае проведения урока на двух языках - совершенствовать знания английского языка). Данный тип урока - один из самых привлекательных для детей.
Урок проводит преподаватель географии (или 2 учителя: географии и английского языка). В учебный процесс включаются все учащиеся класса. Предварительно они читают литературу для изучения (занимательная, энциклопедическая и т. д.). Ученики свободно общаются, каждый стремится показать свои знания.
(На уроках английского языка ведется ненавязчивое повторение основных моментов изучения стран, которые ребята только что изучили по географии).

Проведем географический теледиктант, чтобы определить, какая команда первой будет задавать вопросы. Если вы считаете, что названный учителем географии признак относится к вашей стране, записываете его номер себе в тетрадь, если нет, ничего не пишите. Итак, диктант:
1. Атмосферные смерчи - торнадо.
2. Овцебык.
3. Река, как нож хирурга, прорезала все мощные пласты, создав каньон, с которым не может сравниться никакое другое ущелье на Земле.
4. Маккензи.
5. Йеллоустонский национальный парк.
6. В центре страны - прерии.
7. Пролив, разделяющий два материка.
8. По этой реке днем и ночью вверх и вниз ходят пароходы, проплывают огромные караваны барж, груженных углем, железом, лесом, зерном, изделиями разнообразной промышленности и различной продукции сельского хозяйства.
9. Олени карибу.
Команды делают записи в тетрадях. Команда Канады записывает номера: 2, 4, 9. Команда США - 1, 3, 5, 6, 7, 8. Подводим итоги. Право задавать вопросы первыми получают, например, канадцы.

Начинаем работу, задаем вопросы друг другу.
Вопрос канадца: (на русском языке) Флаг вашей страны очень интересен, хотелось бы узнать историю его возникновения?
Ответ американца: На государственном флаге США нашло отражение федеративное устройство страны. Флаг был утвержден вскоре после завоевания независимости в 1776 г. В левом верхнем углу флага расположен синий прямоугольник с белыми пятиконечными звездами, число которых соответствует числу штатов, входящих в федерацию, оно постепенно увеличивалось. 50-я звезда была нанесена на флаг в 1959 году после предоставления статуса штата Гавайским островам. Само полотнище флага состоит из 13 чередующихся белых и красных полос, символизирующих первые 13 штагов, объединившихся в 1776 году в единое государство.
Вопрос американца: Ваш флаг не менее интересен, расскажите о нем?
Ответ канадца: На нашем государственном флаге изображен кленовый лист. Клены - гордость Канады, их насчитывается более 20 видов: клен сахарный, клен остролистный, канадский клен и другие виды. Особенно ярки клены осенью, они придают смешанным лесам неповторимый облик. Канадцы любят и ценят свои леса.
Вопрос американца: Мне приходилось бывать в Канаде, к сожалению, непродолжительное время, но мне запомнилось, что на улицах ее городов и сел можно услышать речь на самых различных языках. Хотелось бы узнать о населении Канады?
Ответ канадца: Это понятно, у нас живут переселенцы из многих стран Европы и Азии, основную же часть населения составляют англо-канадцы и франко-канадцы, поэтому в стране два государственных языка - английский и французский. Коренное население немногочисленно - эскимосы и индейцы. В отдельных провинциях, где доля коренного населения выше, возникают конфликты с властями, причина - борьба за равные права коренного населения и переселенцев.
Вопрос канадца: Мой друг, побывав впервые в Штатах, был заинтересован столицей вашей страны. Что интересного можно узнать об этом благодаря нашей сегодняшней встрече? И почему резиденция президента - Белый дом?
Ответ американца: Столица США г. Вашингтон был заложен в 1791 г. первым президентом Джорджем Вашингтоном. В центре города находится резиденция президента - Белый дом. Это название возникло в начале XIX веке после того, как пострадавшее от пожара здание было выкрашено белой краской. Вашингтон едва ли не единственный город в мире, не имеющий своего управления; его мэром считается президент страны. В отличие от других больших американских городов в Вашингтоне нет небоскребов. Здесь запрещено строительство зданий более высоких, чем Капитолий - здание конгресса Соединенных Штатов.
Вопрос канадца: США - богатая и очень развитая страна. Что способствовало благоприятному развитию хозяйства?
Ответ американца: О, наша страна одна из ведущих держав мира. Благоприятных факторов достаточно. Это и географическое положение, и природные богатства, и выход к двум океанам. К благоприятным условиям следует отнести географическое положение страны в широтах от северных умеренных до тропических. Равнины и невысокие горы удобны для хозяйственной деятельности. Плодородные прерии центральных равнин, богатые полезными ископаемыми горы Аппалачи, удобные бухты и заливы на побережьях, субтропики с плантациями цитрусовых и виноградников. Это далеко не весь перечень благоприятных факторов для развития хозяйства страны.

Диалог прерывается показом фрагмента из диафильма о США "Хобби путешественника из США", который показывает американская сторона в качестве иллюстрации к своему вопросу канадцам:
Мой брат живет на юге Канады, он писатель и мечтает написать книгу о природе севера страны. Расскажите коротко о северных провинциях Канады?
Ответ канадца: Да, северная Канада находится под сильным влиянием суровой Арктики и малопригодна для жизни, она почти не освоена человеком. Невысокие равнины - это просторы ледяных арктических пустынь, безлесных тундр, живут здесь, главным образом, эскимосы. Они занимаются рыболовством, охотой на морского зверя. Конечно же, более благоприятна природа южной части, здесь практически сосредоточена вся жизнь Канады.
Вопрос канадца: Нам уже понятно, что США - очень развитая страна, но что определяет "лицо" страны?
Ответ американца: По выпуску промышленной продукции США занимает первое место в мире, "лицо" страны определяют машиностроение, металлургия и химическая промышленность.
Вопрос канадца: Правда ли, что каждый пятый американец занят в автомобильной промышленности США, и какая автомобильная компания крупнейшая?
Ответ американца: Да, это правда, но, чтобы ответить на второй вопрос, немного истории. В 1896 году в пригороде Детройта механик-самоучка Генри Форд испытал самодельный автомобиль, затем первым наладил серийный выпуск дешевых автомобилей, получивших прозвище "жестяная Лиззи". С тех пор "Форд мотор компани" превратилась в одну из крупнейших компаний, где занято 0,5 млн. рабочих. Автомобильная столица США - г. Детройт.
Вопрос американца: Нельзя ли увидеть несколько кадров видеофильма о Канаде?
Диалог прерывается фрагментом "Три кадра о Канаде".
Вопрос американца: Я читал, что в Канаде есть "пшеничная столица". Это в действительности так?
Ответ канадца: На плодородных черноземных и каштановых почвах прерий раскинулись поля пшеницы, овса, ячменя, распаханные еще в начале XX веке в период "пшеничной лихорадки". Здесь выращивают ценную пшеницу твердых сортов, отличающуюся высокими хлебопекарными качествами. Город Виннипег называют "пшеничной столицей" Канады. Зерна собирают много, и корабли с канадской пшеницей идут во многие страны мира. На экспорт идет 80 процентов сбора пшеницы.
Вопрос канадца: Недра США богаты?
Ответ американца: Да, очень богаты. Юг и Восток богаты нефтью, природным газом, каменным углем. Кордильеры хранят в себе цинковые, свинцовые, вольфрамовые руды, золото, ртуть, руды цветных металлов.
Вопрос канадца: Другие природные ресурсы?
Ответ американца: Черноземы прерий, теплое продолжительное и достаточно влажное лето создают хорошие условия для сельского хозяйства. Прерии давно распаханы. Пшеницу и кукурузу выращивают во многих местах, но в прериях они образуют целые "пояса". В области сухих степей обширные пастбища.

Диалог изменяет свой характер: два игрока инсценируют встречу давних знакомых, американца и канадца, которые увидели друг друга на телемосту.
Вопрос американца: Прелестны леса Канады, а промышленное значение они имеют?
Ответ канадца: О, да. По заготовкам древесины Канада занимает первое место в мире. В стране свыше 1,5 тысячи лесопильных заводов. В Канаде работает самый крупный в мире целлюлозно-бумажный комбинат. Наша страна производит около половины всей газетной бумаги мира. И даже у нас в США многие газеты и журналы печатаются на нашей канадской бумаге.
Вопрос канадца: Мои родственники живут в Чикаго и часто рассказывают о сложной экологической обстановке в районе Великих Американских озер, как вообще обстоит дело с экологией в Штатах?
Ответ американца: Хозяйственная деятельность людей очень сильно изменила природу страны, ухудшила ее состояние. Расскажу один такой пример. В Лос-Анджелесе слабо развит общественный транспорт. Главное средство передвижения в этом городе - легковой автомобиль. Если 5 миллионов автомобилей, которыми владеют жители этого города, поставить в 4 ряда бампер к бамперу, то эта колонна растянется от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка. Однако в условиях сухого климата выхлопные газы автомобилей образуют фотохимический смог. Американские астронавты не раз отмечали, что из космоса этот район представляется в виде большого темного пятна. Каждый горожанин в США за год выбрасывает в среднем: 80 кг бумаги, 250 банок из-под напитков, 390 бутылок. США ежегодно отправляют на свалку 7 млн. автомашин, 100 млн. шин.

Учитель высказывает предложение отдохнуть, послушать рубрику "Знаете ли вы?"

Вопрос американца: Канада входит в десятку наиболее развитых стран мира. Недра Канады также богаты, как и недра США?
Ответ канадца: Недра Канады очень богаты, особенно велики запасы руд, никеля, меди, цинка, железа, золота и платины. Есть урановые руды, разведаны месторождения нефти и газа, велики запасы гидроэнергии. Поэтому на заводах Канады изготавливают самую разнообразную продукцию - автомобили, сельскохозяйственные машины, самолеты, суда.
Вопрос американца: Есть экологические проблемы?
Ответ канадца: Конечно. Поэтому для охраны природы, особенно на юге, где много городов и промышленных предприятий, созданы национальные парки для охраны бизонов, редких птиц.
Вопрос канадца: Часто приходится слышать о Нью-Йорке, это действительно уникальный город?
Ответ американца: О Нью-Йорке можно рассказывать очень долго, но коротко, это выглядит так: Нью-Йорк-город, где все самое, самое! Что это значит? А вот что: это самый большой город США, здесь самый большой небоскреб в мире, здесь самый большой в мире вокзал, здесь самый большой мост и т.д. А лучше приезжайте к нам в Нью-Йорк!
Для закрепления материала урока учитель географии задает ученикам вопросы: Что запомнилось о стране? Что нового вы узнали?
(Если урок проводился с диалогом на английском языке, то по усвоению новых слов учитель также задает вопросы на закрепление.)

Светлана ПЕТРОВА,
учитель географии
пгт. Сосновый бор,
Псковская область

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.