«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Задача "минимум" - сломить бумажное сопротивление

Задача "максимум" - нормативное финансирование

Мнение

Ловушка бедности
Как мы обходимся без денег


Трех тысяч рублей на жизнь хватит,
считают учителя Воронежской области. Но сбережения необходимы


В одну упряжь запрячь не можно...

Ваш адвокат

Спорное бесспорно

Закон и кодекс
Подводные камни налогообложения внебюджетных доходов


Я всегда прав!
От такой позиции страдают все


Педагогическая ошибка

Лагерная педагогика
Это совсем не то, о чем вы подумали


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

За что в ответе?
Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования


Не роскошь, а средство передвижения
По спутниковому телеканалу можно "перекачать" содержание 15 тысяч учебников за одну ночь


"Джентльмены" удачи
"Липовая" академия умудрилась просуществовать три года


Гонка за бюджет
На 15 мест факультета госуправления МГУ претендовали 218 человек


Миллион за контракт
Выпускников много, а профессионалов не хватает


Сто фунтов помощи
Британским студентам обещают вернуть стипендию


И "мерс" на ходу остановит? И в офис горящий войдет?
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?


Мир ценностей

"Чтоб ненавидела душа..."
Иван Аксаков, подпись под приговором


Прогулки с Мариничевой во сне и наяву

Бери, да помни!
Если вы страдаете хронической забывчивостью, знайте, что виной тому стресс, а вовсе не болезнь потери памяти. Несколько нехитрых трюков - и вы забудете, что такое забывчивость!


Почему женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины?

Возвращение челки

Зима на шпильке

Угощаю курицей - от всего сердца!

Полное собрание наших приложений поможет вам встретить новый учебный год во всеоружии

Валерий Гаркалин: Когда мне надо отдохнуть, я глажу белье

Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
В будущее с готовностью и радостью


"Новая цивилизация"? Что может быть нового под луной? Может быть, она не под луной, а дальше луны? Может быть, она на том астероиде, что стремительно приближается к нашей планете неизвестно с какой целью? Как это сейчас модно - разыскивать и верить во внеземные цивилизации...
На земле же нового уже ничего не будет. Что бы ни случилось - все уже было однажды. Всегда ново только одно: это наши дети. Подрастая, они каждый день удивляют нас своей новизной: новые черты, новое поведение, новые знания...

Словом "цивилизация" обозначают разные степени, стадии, уровни организации общества. Главное, что отличает разные цивилизации, по одному из определений, - это знания, которые взрослые передают своим детям. Если дети будут знать больше, чем их родители, их цивилизация сделает шаг вперед. Если знания будут ограничиваться, будет застой или регресс. В истории было и то и другое. Суть в том, что по отношению взрослых к образованию своих детей - нового поколения, способного двинуть вперед (или обрушить) цивилизацию своих предков, - можно судить о жизнеспособности общества и о его будущем.
Естественно, говоря о "Новой цивилизации", мы подразумеваем не инопланетный разум, а наши сегодняшние земные дела. Как-то идут они в нашей нынешней российской цивилизации с ее системой образования, постоянно захлестываемого реформами? На что опереться этой системе, которая, как и всякая другая система образования, не может без участия общества, без добровольных помощников ни обучая воспитывать, ни воспитывая обучать?
...А все начиналось с игры. Несколько школ, несколько сот ребят приняли участие в игре под названием "Новая цивилизация", в которой была смоделирована ситуация на планете, в которой разные государства должны были договориться между собой. Команды школьников выступали в роли правительств и делегаций разных стран, решая вопросы международного экономического сотрудничества, международной политики и права, обсуждая сложные проблемы человечества: экологические, молодежные, социальные, демократические. Встречи, симпозиумы, конгрессы... Это мы, взрослые, не всегда принимаем всерьез подобные мероприятия, потому что не ждем от них выгоды для себя. Но не таковы дети: им это очень интересно, и они бескорыстно и с увлечением окунаются в эти игры, тренировки, тесты, встречи и симпозиумы.
Те, кто затевал эту игру, не подозревали, во что это выльется. Игра впервые зародилась в лицее "Подмосковный". Один из его руководителей, а ныне директор молодежных программ "Открытая Россия" Анатолий Ермолин, и педагоги задались целью дать лицеистам глубокие экономические знания, воспитать уважение к закону и уверенно стоять на ногах в наше непростое время. Школьной программой это не предусмотрено, она и так перегружена. И тогда придумали игру: лицей превратили в детское государство - с правительством, парламентом, судом чести. Избрали и губернаторов. Игра развернулась не на шутку. Дети, ставшие полноправными гражданами своего государства, были не только избирателями - они сами взялись за жизнеобеспечение "населения". Изгнали штатных уборщиц - решили обходиться своими силами, уволили поваров - стали готовить сами. Создали министерство продовольствия, заготовочные фирмы (солить капусту на зиму и т.д.). В общем, экономика, кредиты, договоры... Жизнь в лицее, превратившаяся в длительную деловую игру, многому научила ребят, не отрывая их от занятий по школьной программе.
Этим дело не ограничилось. Ребята стали скаутами - юными разведчиками, начались походы, поисковые патрули, разведки по историческим местам, музеям и библиотекам. Лицейская республика стала началом целого детского движения, дав старт программе "Новая цивилизация", в которой теперь участвуют тысячи российских школ и сотни тысяч ребят. Педагоги, впервые соединив высокоинтеллектуальные и экстремально-приключенческие программы, создали новую воспитательную концепцию. Об этом уже написаны множество статей в газетах и журналах и даже целые книги. Несомненно, эта программа существенно дополняет то образование, которое наши дети получают в школе, более того - она позволяет получить им те знания, которых нет в школьной программе, но они будут необходимы в дальнейшей жизни.
Но ведь если цивилизации, как звезды, зажигают, значит, это кому-нибудь нужно! Детей нужно собрать, одеть, привезти, организовать их жизнь вне дома. Тысячи поездок по стране, путешествия, круизы, марафоны, спортивно-прикладные игры, летние лагеря. Десятки поездок по всему миру, множество международных встреч, фестивали и слеты джамбори. Обмундирование, оборудование, спортивное снаряжение, компьютеры и многое другое. На все это нужны средства, а если эта работа ведется постоянно, из года в год, и с большим количеством детей - то на это нужны очень большие средства. Кому это нужно? Министерству образования? Но у него школа с ее многогранными задачами и хронической нехваткой средств. Местным советам и администрациям? Но у них своих проблем по горло, а бюджеты нерезиновые. Российскому бизнесу? Ау, где ты, российский бизнесмен?
Глухота новых русских к общественным нуждам общеизвестна. Хотя и здесь есть исключения. Но еще далеко до возрождения традиций старого русского предпринимательства (Третьяков, Морозов, Мамонтов, Шанявский, Алексеев и тысячи других имен - в краеведческом музее каждого города вам назовут имена русских купцов и предпринимателей дореволюционного периода, жертвовавших на церкви, культуру и народное образование). Еще далеко до этого. Но тем не менее такие примеры уже есть и в нашей жизни.
Так кто же зажег "Новую цивилизацию" и поддерживает в ней неугасимый живой огонек?
Инициаторы движения в самом начале не предполагали, как широко оно разовьется. Нефтяная компания ЮКОС затеяла его в качестве социальной программы для школьников и молодежи нескольких городов и поселков нефтяников. Это было здоровое желание крупной компании позаботиться о детях своих работников. Менеджером проекта стал один из руководителей компании - Михаил Ходорковский. Приоритетами проекта были определены не будущие перспективы и потребности нефтедобычи в рабочих руках, а опора на лучшие традиции российского народного образования, внедрение самых передовых технологий воспитания и обучения, патриотическое воспитание, подготовка молодежи к жизни в демократическом обществе. В программах использованы "орлятские" и артековские методики, все лучшее, созданное советской школой, а также опыт экономического и демократического воспитания зарубежной школы, всемирного скаутского движения. Собственные ноу-хау - игровые технологии. Автор основных игровых программ и обучающих технологий - доктор педагогических наук, профессор Александр Прутченков.
Когда движение разрослось и превратилось в Межрегиональную общественную организацию детей и молодежи, НК ЮКОС не отступилась, а взяла под опеку "чужих" детей. Так молодежное движение "Новая цивилизация" стало крупнейшим благотворительным проектом компании. Для руководства проектом была создана специализированная структура - фонд "Открытая Россия", который существует на частные средства акционеров НК ЮКОС и поступления от других физических лиц.
Такой пример социальной ответственности отечественного бизнеса перед страной вселяет надежду. Ведь будущее страны зависит во всевозрастающей степени от тех, кто сегодня сидит за партами.

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.