«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Новости
Чиновники станут выражаться грамотно
Члены Кабинета министров России наконец-то получили в подарок долгожданный "словарь бюрократов", идею которого предложил в свое время Владимир Филиппов.

Пенсии: ни в чем себе не отказывайте

В будущем году пенсии будут проиндексированы трижды, сообщил глава Пенсионного фонда РФ Михаил Зурабов, первый раз с 1 февраля - 6%, второй - с 1 апреля на 11,2%, третий - с 1 августа на 6 %.

Траур недели

Дедовщина по-ингушски

Сразу две трагедии произошли на Северном Кавказе.

Чем дышит мир

Займемся образованием

В столице ЮАР Йоханнесбурге открылась Всемирная конференция ООН по устойчивому развитию, называемая еще Вторым саммитом Земли.

Парк культуры

Самый дорогой подарок Башмету

Юрий Башмет назначен руководителем симфонического оркестра Министерства культуры РФ "Молодая Россия".

Кошелек и жизнь

Стипендии вырастут
С 1 сентября увеличились стипендии президента, учрежденные указом главы государства от 12 апреля 1993 года: для студентов - до 800 рублей, для аспирантов - до 1500.

Всех одаренных просчитают
В следующем году в Москве откроется одна из первых в стране школа для одаренных детей.

Филиппова отчитали

30 августа на собрании столичных педагогов произошел небольшой скандал: министра образования России Владимира Филиппова подвергли заочной обструкции.

Фетисов станет студентом

2 сентября в школах страны должны пройти открытые уроки физкультуры.

Касьянов пообщался с будущими нобелевскими лауреатами
В минувшую пятницу Михаил Касьянов посетил МГУ.

Поводов для этого у премьер-министра России было два: первое заседание оргкомитета по подготовке празднования 250-летия МГУ им.

Интернет-технологии
"Бесплатный сыр" от ФИО

Московский центр интернет-образования ФИО впервые провел обучение педагогов школ и других работников образования, используя бесплатные сертифицированные дистанционные курсы.

7 дней

Москва. В новом учебном году столичные педагоги почувствуют сразу несколько изменений к лучшему: московский Департамент образования намерен доплачивать им 30% к зарплате. Кроме того, для них действительна 50-процентная льгота на оплату детского сада, существенно сэкономят с этого года и "Отличники народного просвещения" РСФСР и СССР.
2 сентября начнут свою работу кадетские школы-интернаты в Северо-Восточном и Юго-Восточном округах и кадетская школа в Северном округе. На ремонт зданий и приобретение оборудования этой системы учреждений Правительство Москвы выделило более 120 млн. рублей. Всего же в столице 10 кадетских учреждений, созданных в сотрудничестве с Министерством юстиции РФ, УФСБ по Москве и Московской области и Федеральной службой налоговой полиции РФ.
Белгородская область. Губернатор Евгений Савченко достиг договоренности с мэром Белгорода Василием Потрясаевым о повышении уровня оплаты труда белгородским учителям. Сегодня в области полностью погашены долги педагогам по заработной плате, однако многие учителя до сих пор не получили отпускных.

Воронеж. По распоряжению губернатора Владимира Кулакова из областной казны выделено 15,8 миллиона рублей на программу "Спортивные городки в сельских школах". Руководством двух управлений - по образованию и по физкультуре и спорту -были собраны сведения о состоянии пришкольных спортплощадок, стадионов и городков. Однако далеко не все районные чиновники, что называется, горят на работе. На 20 августа только 23 района из 32 всерьез взялись за переоборудование спортивных городков.

Уже этой осенью городские и поселковые школы Воронежской области получат 1800 компьютеров, около 190 принтеров и модемов, более 70 мультимедийных проекторов. Во время августовского педагогического совещания в Белгороде начальник областного управления образования Станислав Тимофеев сообщил, что в школах небольших городов и поселков Белгородской области появятся 133 компьютерных класса, оборудованных с учетом самых современных требований. Эту программу федеральный бюджет финансирует только на 40 процентов, остальные "компьютерные" деньги собирают областные и местные бюджеты самостоятельно.

По материалам новостных лент и сообщений собкоров "УГ"


Читайте в следующем номере.

Министерству образования России - 200 лет

О чем размышляют в канун празднования юбилея МО учителя, управленцы, экс-министры

Содержание #36-2002
 
Тема номера:
"Школа и деньги. Опять приказано выжить?"
Задача "минимум" - сломить бумажное сопротивление

Как известно, учредителями подавляющего большинства государственных школ являются муниципалитеты.

Задача "максимум" - нормативное финансирование
- Новая система финансирования школ должна базироваться на нормативах, - считает Галина Башкина, заместитель начальника Управления экономики Минобразования России.

Мнение
Игорь БОГДАНОВ, директор 91-й нижегородской средней школы, депутат городской Думы:

- Работаю директором в школе, и каждый день учителя говорят мне о наболевшем: "Почему не выполняются законы о статусе школы?", "Кто защитит нас от произвола?".

Социальная защита
Ловушка бедности
Как мы обходимся без денег

Сегодня все чаще говорят о том, что Россия - социальное государство. Это значит, что оно проводит определенную социальную политику.

Трех тысяч рублей на жизнь хватит,
считают учителя Воронежской области. Но сбережения необходимы

Учитель беден и скромен, теперь это подтверждает и наука. Всероссийский центр уровня жизни завершил исследование под названием "Разработка минимального отраслевого стандарта оплаты труда в образовании", которое было проведено по заказу ЦК Профсоюза работников образования и науки.

Обратная связь
В одну упряжь запрячь не можно...
Не хотел вступать в полемику об учительском подворье, да вот только несколько дней не могу успокоиться от восторженного тона корреспондента в связи с описанием мордовского опыта и восторженности учителей по этому поводу ("УГ" N31, 30.

Образовательное право
Ваш адвокат
Трудовые отношения
- Правда ли, что можно болеть и не предъявлять больничный лист 3 дня, и за это не должны уволить? На что можно сослаться, если произойдет такой случай - ведь в больницу по пустякам не набегаешься, а за это время можно выздороветь.

Спорное бесспорно
Уже несколько лет не прекращались споры о том, возможно ли засчитывать в стаж для пенсии за выслугу лет педагогическим работникам время их работы в негосударственных образовательных учреждениях.

Школа
Закон и кодекс
Подводные камни налогообложения внебюджетных доходов

Введение в действие 2-й части Налогового кодекса РФ (НК) ставит образовательные учреждения, имеющие относительно устойчивые и заметные легальные внебюджетные доходы, в новую и сложную ситуацию.

Я всегда прав!
От такой позиции страдают все

Кто больше учителей страдает от бесконечной усталости, бесчисленных школьных проблем? Кажется, никто.
А на самом деле есть такие: их ученики.

Педагогическая ошибка

Это было в 1954 году. Шел обычный урок в школе-десятилетке. Он катил по традиционной схеме: опрос - новый материал - закрепление.

Специальный репортаж
Лагерная педагогика
Это совсем не то, о чем вы подумали

В России было когда-то два вида лагерей - для заключенных и для детей, и, конечно, для каждого из них была своя педагогика.

Модернизация - шаг в будущее [выпуск 3]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
ВАРИАНТ ДЛЯ V КЛАССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение природоведения в 5-м классе основной школы направлено на достижение следующих целей:
· расширение знаний о многообразии тел, веществ и явлений природы; формирование первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, деятельностью человека и изменениями в окружающей среде;
· овладение начальными естественнонаучными умениями по наблюдению, проведению опытов и измерений, описанию их результатов, формулировке выводов;
· развитие способностей учеников к взаимодействию с миром природы, желания познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;
· воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе и самому себе как ее части; стремления действовать в каждодневных ситуациях общения с природой в соответствии с экологическими принципами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
· приобретение элементов природоведческой, здоровьесберегающей и экологической компетентности:
- умение ориентироваться на местности (определение стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды); действовать в опасных природных условиях (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными и т.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы географических знаний: о многообразии современного мира на его разных уровнях (от локального до глобального); об особенностях и динамике главных природных, социально-экономических и экологических процессов, происходящих в географической среде; о закономерностях размещения компонентов природы, населения и хозяйства, формирования географических регионов, в соответствии с природными и социально-экономическими факторами; о географии своей Родины - России во всем ее многообразии и целостности, ее роли и месте в мире; о взаимодействии природы и общества на современном этапе развития, значении охраны окружающей среды и рационального природопользования;
· ознакомление с методами познания географической среды: использование простейших приборов для наблюдения за географическими объектами, процессами и явлениями природного и антропогенного характера, описание, обобщение и представление полученных результатов;
· овладение умениями: применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических явлений и процессов, происходящих в конкретных регионах; ориентирования на местности; использовать один из "языков" международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и презентации географической информации;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений и экспериментов, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
· воспитание ценностного отношения к географической среде; патриотического отношения к своей стране и уважения к другим народам мира, позитивных установок для решения экологических и социально-экономических проблем, в первую очередь своей страны, своего региона, своей местности;
· приобретение компетентности в использовании географических знаний и умений в повседневной жизни для: организации рационального природопользования, защиты окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; обеспечения безопасности жизнедеятельности и адаптации к условиям проживания на определенной территории; решения практических задач.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы биологических знаний: об общих биологических закономерностях, свойственных живой природе (признаки живого; уровневая организация и эволюция); о строении, процессах жизнедеятельности и роли живых организмов в биосфере; об организме человека (строение, жизнедеятельность, связь со средой, сохранение здоровья);
· ознакомление с методами познания природы: проведение наблюдений за живыми объектами и собственным организмом, биологических экспериментов; использование микроскопа для изучения клеток, тканей и органов;
· овладение умениями: находить и использовать информацию о современных исследованиях в области биологии, экологии и генетики, о факторах здоровья и риска; использовать биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма; оценивать последствия своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму и здоровью других как основы соблюдения правил поведения в окружающей среде, санитарно-гигиенических норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции; выращивания и размножения растений, домашних животных и ухода за ними; использования лекарственных растений, съедобных грибов, плодов и семян; ухода за собственным организмом, оказания первой помощи себе и окружающим; работы с биологическими приборами и инструментами, справочниками и определителями;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе выполнения экспериментальных исследований, проведения наблюдений за живыми организмами;
· воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; общей культуры поведения в природе.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы знаний о законах механического движения, сохранении и превращении энергии, тепловых и электромагнитных явлениях, строении вещества, атома и атомного ядра;
· ознакомление с методами познания природы: наблюдение природных явлений, описание и обобщение результатов наблюдений, использование простых измерительных приборов и сборка несложных экспериментальных установок для изучения физических явлений; представление результатов наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявление на этой основе эмпирических закономерностей;
· овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, физических свойств вещества, принципов действия важнейших технических устройств; их практического использования, восприятия и критической оценки естественнонаучной информации, полученной из различных источников и представленной в разных формах;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и выполнения экспериментальных исследований, самостоятельного приобретения новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
· воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, уверенности в том, что разумное использование достижений науки и технологий обеспечивает материальную базу дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники;
· приобретение компетентности в решении практических жизненных задач, связанных с использованием физических знаний и умений в рациональном природопользовании и защите окружающей среды, обеспечении безопасности жизнедеятельности человека.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы химических знаний; понятий, фактов, основных законов и теорий химии, химического языка, сведений по истории становления химии как науки;
· ознакомление с методами познания природы: наблюдение химических явлений; анализ, описание и обобщение результатов наблюдений; проведение химических опытов для изучения свойств веществ и закономерностей химических реакций, а также расчетов на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
· овладение умениями применять полученные знания для объяснения: причин многообразия веществ и явлений; обусловленности свойств и применения веществ их составом и строением; взаимосвязи химических явлений с процессами, происходящими в микромире атомов и молекул;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе планирования и выполнения химических опытов, активного участия в обсуждении вопросов развития химического знания и его практического применения в жизни;
· воспитание потребности в экологически грамотном поведении при обращении с веществами в повседневной жизни, а также в соблюдении правил техники безопасности при выполнении химических экспериментов;
· приобретение компетентности, необходимой для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; для оказания первой помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· воспитание художественной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры, потребности в общении с искусством на основе постижения его содержания как живого воплощения общечеловеческих ценностей, эмоционально-духовного опыта поколений;
· формирование устойчивого интереса к искусству, культурным традициям своего народа, воспитание гордости за его достижения, чувства патриотизма;
· развитие художественного вкуса, творческих способностей, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
· овладение знаниями об искусстве и особенностях его воздействия на человека; ознакомление с выдающимися произведениями русской и зарубежной художественной культуры;
· сохранение положительного жизненного тонуса учащихся, снятие физических и эмоциональных перегрузок;
· приобретение музыкально-творческой и художественно-творческой компетентности юных художников, зрителей, исполнителей, слушателей, - которая предполагает достижение начального уровня эрудиции в сфере искусства, практические умения и навыки музыкальной и художественной деятельности, самостоятельное использование выразительного языка различных видов искусства в собственной творческой деятельности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· приобретение общетрудовых, политехнических и специальных знаний, умений, навыков, трудового опыта на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых объектов труда, усвоения ими современной технологической культуры;
· воспитание трудолюбия и культуры труда, ответственности за результаты своего труда;
· развитие творческих способностей, трудовых, коммуникативных и организаторских умений в процессе различных видов деятельности;
· овладение умениями участвовать в ведении домашнего хозяйства, начальными знаниями по прикладной экономике и предпринимательству, необходимыми для практической деятельности в условиях рыночной экономики, для рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
· формирование способности самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей;
· приобретение компетентности:
- в трудовой сфере - овладение необходимым набором трудовых умений и навыков, способствующих социализации и решению практических трудовых задач;
- в хозяйственно-бытовой сфере - овладение умениями и навыками самообслуживания и ведения домашнего хозяйства;
- в сфере профессионального самоопределения - профессиональная ориентация на рынке профессий массового труда.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Образование в области физической культуры в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие основных физических качеств и повышение уровня физической подготовленности; овладение упражнениями современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий (по формированию телосложения, правильной осанки, рациональному дыханию, профилактике остроты зрения), умениями использовать их в условиях учебной деятельности и самостоятельных занятиях физической культурой;
· формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта комплексами общеразвивающих упражнений из современных систем физического воспитания (ритмическая и пластическая гимнастика), упражнениями базовых видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, спортивные игры), овладение умениями использовать эти упражнения в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности, организации активного отдыха;
· укрепление здоровья, познание индивидуальных возрастных особенностей физического развития и физической подготовленности, овладение способами индивидуального контроля, умениями измерять физическую нагрузку во время выполнения физических упражнений (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам и внутренним ощущениям);
· освоение основ знаний о физической культуре, ее истории и формах организации, связи с культурой здоровья, воспитанием волевых, нравственных и этических качеств личности;
· приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной сфере:
- оздоровительно-реабилитационная компетентность - позитивное отношение к укреплению здоровья и организации здорового образа жизни, умение использовать здоровьесберегающие технологии при организации учебной деятельности, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
Настоящая, вторая часть, посвященная старшей школе, имеет ряд существенных отличий от первой его части. Если проект федерального компонента образовательного стандарта начальной и основной школы разрабатывался почти в течение четырех месяцев и дважды публиковался для предварительного обсуждения, то данная его часть представляет собой, по существу, первый рабочий вариант проекта образовательного стандарта для старшей школы.

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся должен приобрети следующие общие учебные умения, навыки и овладеть способами познавательной деятельности:
· быть способным извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, выявлять основную и второстепенную информацию; адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание прослушанного текста;
· владеть основными видами публичных выступлений (монологическое высказывание, дискуссия, дебаты, полемика);
· осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от цели, находить нужную информацию по заданной теме; свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-дело-вого стилей; понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации;
· писать сочинения различных жанров (разные виды описания, рассуждение и т.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ1
Изучение русского языка на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· воспитание школьника - гражданина, патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности;
· развитие способности адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности;
· совершенствование общеучебных, интеллектуальных, организационных, информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
· дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей:
- Коммуникативная компетентность обеспечивает нормативное и целесообразное использование языка, способности к речевому взаимодействию в социально-бытовой, социокультурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение литературы на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· овладение системой знаний о русской и мировой художественной литературе на основе освоения текстов художественных произведений; создание общего представления об историко-литературном процессе; дальнейшее знакомство с творчеством русских писателей-классиков, а также с отдельными произведениями литературы народов России, литературной критики и зарубежной литературы;
· совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения в его историко-литературной обусловленности; умений написания сочинений и литературно-творческих работ различных типов и жанров; навыков владения устной и письменной речью, интеллектуальной деятельности, способствующих достижению высокой культуры учащегося;
· воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга; формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания;
· развитие познавательных интересов и литературно-творческих способностей, образного мышления и воображения, эмоционально-оценочной деятельности учащихся; потребности в самостоятельном творческом чтении, художественного вкуса; углубление эстетического восприятия литературных произведений; создание представления о единстве этических и эстетических ценностей, составляющих духовную культуру нации;
· формирование читательской культуры, предполагающей освоение теоретико-литературных понятий; развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного самообеспечения, определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет и др.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение иностранного языка на базовом уровне1 в старшей школе направлено на дальнейшее развитие сформированной в основной школе иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетентностей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение математики на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· овладение математическими знаниями, достаточными для изучения смежных дисциплин на современном уровне и для продолжения образования в высшей школе по любой специальности, не требующей высокого уровня владения математическим аппаратом;
· интеллектуальное развитие, формирование уровня абстрактного и логического мышления и алгоритмической культуры, необходимого для обучения в высшей школе и будущей профессиональной деятельности;
· развитие представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в истории цивилизации и современном обществе;
· формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, об идеях и методах математики, об особенностях математического метода исследования и его отличии от методов естественных и гума-нитарных наук.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение истории на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории человечества, осмысление ими исторического пути и опыта человечества на основе проблемного подхода, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
· ознакомление учащихся с особенностями и взаимосвязью различных форм анализа исторического процесса (исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического);
· овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации;
· развитие у учащихся исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
· воспитание у учащихся чувства национальной идентичности, демократизма и толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
· формирование историко-познавательной, информационно-коммуникативной и социально-мировоззренческой компетентности учащихся:
Историко-познавательная компетентность - способность старшеклассников работать с разными типами исторических источников, критически анализировать историческую информацию и соотносить ее с собственными историческими знаниями, различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, реконструировать образ исторической реальности на основе выявления причинно-следственных связей и динамики развития (эволюции) исторического явления, воспринимать всемирно-исторический процесс в единстве общего и особенного.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение географии на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, о глобальных проблемах человечества, их географических аспектах и путях их решения;
· ознакомление с методами географического познания разнообразных сторон современного мира, необходимыми для участия в жизни гражданского общества и государства;
· овладение умениями применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, для адаптации к современным изменениям в мире; умениями сочетать глобальный и локальный подходы в географической оценке процессов и явлений современного общества;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
· воспитание на основе познания географической картины мира патриотизма, уважительного отношения к другим народам и культурам, нетерпимого отношения к ксенофобии, этнофобии, шовинизму;
· приобретение компетентности в работе с источниками разнообразной географической информации, свободной ориентации в ней; в использовании географических знаний при реализации в гражданской жизни основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя, и т.

Воспоминание о будущем
За что в ответе?
Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования

Разговоры о ключевых компетентностях и о компетентностной ориентации образования, споры о правильности использования термина "компетентность" или "компетенция" приобрели в последнее время угрожающе массовый характер.

Высшая школа
Не роскошь, а средство передвижения
По спутниковому телеканалу можно "перекачать" содержание 15 тысяч учебников за одну ночь

На конгрессе ЮНЕСКО в Москве обсужден доклад Минобразования России по вопросам восстановления образования в Чечне.

"Джентльмены" удачи
"Липовая" академия умудрилась просуществовать три года

Наука и бизнес - что может быть приятнее этого словосочетания? Абитуриентам и их родителям мерещится что-то респектабельное, ведущее к вершинам карьеры и процветанию.

Гонка за бюджет
На 15 мест факультета госуправления МГУ претендовали 218 человек

Кому-то повезло. Студенческий билет в кармане, а конкурсные испытания -позади. Мы решили обратиться в престижнейшие столичные высшие учебные заведения - Московский государственный университет им.

Миллион за контракт
Выпускников много, а профессионалов не хватает

За последние десять лет в Краснодарском крае открылись сто десять вузов и филиалов. Из них только четыре государственных.

Сто фунтов помощи
Британским студентам обещают вернуть стипендию

Лучшей новости для студентов британских университетов, нежели выплата стипендий, нельзя было бы и вообразить при всем желании.

Взгляд
И "мерс" на ходу остановит? И в офис горящий войдет?
Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?

Кони нынче сменились автомобилями, избы - коттеджами, мужчины уступают дамам возможность зарабатывать и заниматься высокой политикой.

Мир ценностей

Мы с сыном возвращались из отпуска поездом. Ехали вдвоем и были очень рады этому обстоятельству. Однако в Самаре дверь распахнулась и в купе шагнула женщина лет сорока.

Факультатив
"Чтоб ненавидела душа..."
Иван Аксаков, подпись под приговором

Если не присматриваться к отдельным людям, коих движет единый исторический вихрь, то не понять ни его природы, ни смысла, ни причин.

Прогулки с Мариничевой во сне и наяву

Право же, еще с юности, с повестей "Здравствуй, грусть" и "Немного солнца в холодной воде", и тем более теперь, когда один за другим выходят романы Франсуазы Саган за все пропущенные нашим читателем десятилетия, я все больше убеждаюсь, что равной ей среди писателей-женщин в XX веке просто нет.

Зеркало в учительской
Бери, да помни!
Если вы страдаете хронической забывчивостью, знайте, что виной тому стресс, а вовсе не болезнь потери памяти. Несколько нехитрых трюков - и вы забудете, что такое забывчивость!

Видимо, у меня начинается склероз! Рано или поздно подобную фразу в растерянности произносит каждая вторая женщина после того, как в очередной раз, придя на кухню, не вдруг вспоминает, зачем же она туда пришла.

Почему женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины?

Британский эксперт Патрик ХОЛФОРД, основатель Института оптимального питания, отвечает на этот вопрос так:

- Депрессия напрямую связана с уровнем серотонина в мозгу: чем последнего меньше, тем первого больше.

Возвращение челки
Что является сенсацией в прическе лета-2002? Ответ может быть только однозначным: челка! Это блудное дитя парикмахерского искусства на редкость непостоянно - то уходит, то вновь возвращается.

Зима на шпильке
Какой же он, стиль грядущего осенне-зимнего сезона? Увы и ах - роскошный! Роскошь, завладевшая умами абсолютно не интересующихся содержимым наших кошельков модельеров, правит бал вот уже четвертый по счету сезон.

Угощаю курицей - от всего сердца!

В одном из предыдущих выпусков "Зеркала" мы уже говорили о том, что существует особая еда для сердца - то есть те продукты, которые способствуют сердечному здоровью, повышая иммунитет против инфарктов и других сердечно-сосудистых заболеваний.

Если нас читают и выписывают, - значит мы нужны людям!
Полное собрание наших приложений поможет вам встретить новый учебный год во всеоружии

Что важнее Пифагора?

Алла Землякова, учитель математики из Ростова-на-Дону, много лет преподает еще и граждановедение в своем классе.

Гость "УГ"
Валерий Гаркалин: Когда мне надо отдохнуть, я глажу белье

На вопрос, что значит быть актером, однозначно ответить трудно. Но о Валерии Гаркалине можно точно сказать, что он актер стопроцентный.

Персоны
Петр Положевец: Первые сто строк
Женщин прошу эту колонку не читать. Она для мужчин. Я хочу поговорить с вами о том, как, с одной стороны, приятно, а с другой - трудно работать в сплошном окружении женщин.

Далее ............»»»  

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
Говорят, что наступивший учебный год привнесет много нового в наше образование

Далее ............»»»  

Приложение
"Военное образование"
"ВО" - единственное в стране

Директор Центра военно-патриотического и гражданского воспитания при московском комитете образования Расим Акчурин:
Мы еще в начале пути


На высоте 856,0

Городской педсовет

Кадеты Урала

В армию? Через┘ СЗАГС

Повелители "пятисот хиросим"

От первого лица

Дайджест

Фронтовая элита Отчизны

Приложение
"Образовательное право"
Ваш адвокат

Об ответственности за нарушения законодательства в проекте Кодекса Российской Федерации об образовании

Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях

О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации

Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования

Соцзащита

Пенсии

Стипендии

Об утверждении правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал

О некоторых вопросах уплаты страховых взносов в пфр

Пенсии, налоги, льготы
Новое в российском законодательстве
(по состоянию на 27 августа 2002 г.)


Частная жизнь

Письма с Петровки

Игорь ЛИВАНОВ:
Талантливый актер с крепкими кулаками


Приложение
"Граждановедение"
В будущее с готовностью и радостью

Михаил ХОДОРКОВСКИЙ, президент НК "ЮКОС", инициатор проекта "Новая цивилизация":
Хорошие головы - главное богатство


Анатолий ЕРМОЛИН, президент Межрегиональной общественной организации детей и молодежи "Новая цивилизация":
Состояться по-настоящему можно только дома


Конституция Ньюландии
Конституция страны Ньюландия представляет собой основной закон, регулирующий жизнь и отношения граждан и государственных органов ДЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА


Диалог цивилизаций

Восемь специальностей навигатора

Вокруг света

Демократическая республика
Основная игровая программа "Новой цивилизации" для школ


Политиками не рождаются

По следам Ермака,
или Покорение Сибири с помощью интернета


Это было в Сызрани

Ток-шоу "Герой нашего времени. Каков он?"

Ньюландия-2,
или Палаточный городок на берегу Истры


Приложение
"Сто друзей"
Помни о здоровье

Телемост "США - Канада"
Занимательная география в 7-м классе


Магическое зеркало памяти

К школе будь готов!
Развитие внимания, одаренности. Выработка навыков письма и счета


Выборы царя
Опыт проведения "недели истории"


Будьте здоровы!
Советы, как восстановить работоспособность


В гостях у дедушки Музея
Познавательная игра


Система воспроизводства люмпена

Веселые нотки
Дидактический материал по классу музицирования


Праздник букваря
Сценарий утренника в первом классе


На деревню дедушке
Драма по рассказам А.П. Чехова "Ванька" и "Мальчики"


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Поиск на сайте


Яndex

Реклама



 

 

 
© Учительская газета
ISSN 1607-2162
Key title: Ucitel▓skaâ gazeta (Online)
Abbreviated key title: Ucit. gaz (Online)

Web-редактор Константин Сорокин

 


Текущий номер