«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Директор Федеральной службы Железнодорожных войск РФ - командующий Железнодорожными войсками РФ генерал-полковник Григорий КОГАТЬКО:
Войска созидания


"И моряк, и летчик, и путевой обходчик" - так в былые времена армейские остряки расшифровывали эмблему Железнодорожных войск. И они недалеки от истины. В сферу ответственности воинов стальных магистралей входит техническое прикрытие и восстановление железных дорог для обеспечения боевой и мобилизационной деятельности Вооруженных Сил России, других войск, формирований и органов. О том, чем войска живут сегодня, наш корреспондент беседует с директором Федеральной службы железнодорожных войск РФ - командующим Железнодорожными войсками РФ генерал-полковником Григорием КОГАТЬКО.

Когатько Григорий Иосифович. Родился 12 марта 1944 г. в деревне Великоалександровка Новобугского района Николаевской области. В рядах Железнодорожных войск с 1963 г. Участвовал в строительстве железных дорог Евлах - Барда - Агдам, Акстафа - Иджевань, обхода Бакинского железнодорожного узла, вторых путей на Львовской железной дороге, электрификации линии Баку - Тбилиси. С 1977 г. - на строительстве БАМа. В 1984 г. за выдающиеся успехи при сооружении Байкало-Амурской магистрали, обеспечение досрочной укладки пути на всем ее протяжении и проявленный героизм удостоен звания Героя Социалистического Труда. С 1984 г. - начальник Ленинградского Краснознаменного высшего училища железнодорожных войск и военных сообщений имени М.В. Фрунзе. В 1990 г. назначен начальником Центрального автодорожного управления Министерства обороны. С 1992 г. - начальник Железнодорожных войск, с 1995 г. - директор Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации - командующий Железнодорожными войсками Российской Федерации. Действительный член Академии военных наук, Академии транспорта, профессор, доктор транспорта.

- Григорий Иосифович, многие юноши, мечтающие о военной карьере, выбирают, скажем, ВДВ или флот. Это престижно. Это романтично. Столь ли заманчива служба в Железнодорожных войсках?
- В наших войсках романтики и трудностей не меньше, чем где-либо. Вот уже более полутора столетий военные железнодорожники служат Отечеству. Войска участвовали, начиная с русско-турецкой войны 1877-1878 годов, во всех войнах и вооруженных конфликтах, выпавших на долю России.

Из досье "ВО"
История Железнодорожных войск начинается с указа императора Николая I "Об утверждении Положения о составе управления Санкт-Петербурго-Московской железной дороги" от 6 августа 1851 г. Именно в момент окончания строительства первой в России железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва создаются первые военно-железнодорожные подразделения.
Боевое крещение военные железнодорожники приняли в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Существенный вклад не только в материальное обеспечение действующих войск, но и в надежное закрепление результатов всей кампании внесли военные железнодорожники в ходе 2-й Ахалтекинской экспедиции в закаспийских пустынях (1880-1881 гг.).
Значительную роль они сыграли в увеличении пропускной способности Транссибирской магистрали во время русско-японской войны 1904-1905 гг.
В ходе первой мировой войны Железнодорожные войска выполняли самые разнообразные работы: восстанавливали пути и мосты, развивали узлы и станции снабжения, оказывали техническую помощь тыловым железным дорогам.
Части и соединения войск вступили в бой с врагом с первых минут Великой Отечественной войны и приняли участие во всех ее битвах и сражениях. Если главной задачей Железнодорожных войск на первом этапе войны было заграждение и техническое прикрытие железных дорог, то уже в ходе контрнаступлений нашей армии под Москвой, Ростовом и Тихвином встала новая задача - восстановление участков железных дорог на освобожденной территории.
В ходе Великой Отечественной войны совершенствовались тактика действий войск, технологии восстановительных работ, что позволяло увеличивать темпы восстановления и уменьшать отрыв восстановителей от наступающих. Если в Киев поезда пошли через 14 суток после его освобождения, то на Варшавский узел первый поезд пришел уже на пятые сутки, в Будапешт - на четвертые. В Берлин первый поезд прибыл в самый разгар сражения за столицу фашистской Германии - 25 апреля 1945 г.
В послевоенный период войска успешно восстанавливали и строили вновь стальные магистрали, увеличивали их пропускную и провозную способность. В результате на карте страны появились тысячи километров новых линий, в том числе такие как БАМ, вторых путей, десятки тысяч мостов и других железнодорожных объектов.

- И сегодня, в мирное время, военным железнодорожникам нередко приходится действовать как на войне, когда и минута промедления может оказаться роковой. В 1994 - 1996 годах и с 1999 года по настоящее время наши подразделения выполняют задачи по разминированию, восстановлению и обеспечению живучести железнодорожных участков в Чеченской Республике. Это позволило создать необходимые предпосылки для возрождения экономики республики, а также условия для бесперебойного обеспечения всем необходимым Объединенной группировки войск в Северо-Кавказском регионе. В ходе участия в боевых действиях наши войска приобрели опыт ведения технической разведки, организации разминирования, восстановительных работ, технического прикрытия железнодорожных участков в условиях локального конфликта.
Помимо поиска мин и разминирования пути, сопровождения спецпоездами воинских эшелонов и поездов с народнохозяйственными грузами, восстановления пути после подрывов, в боевых условиях восстановлены в капитальном варианте мосты через реки Сунжа и Терек.
Хотел бы особо отметить мужество и героизм наших солдат. Сейчас нередко приходится слышать о том, что вот, мол, молодежь нынче совсем не та. Может быть, где-то она и не та, но те молодые ребята, которые выполняют задачи в Чеченской Республике, заслуживают за свои действия самых высоких оценок. И за все время проведения контртеррористической операции ни один воин-железнодорожник не смалодушничал, не попросил отправить его из "горячей точки".
- Знаю, что Ваши подчиненные отличились при ликвидации последствий наводнения на юге России...
- Части и подразделения войск постоянно привлекаются к участию в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Так было во время аварий на железных дорогах Сахалина и Бурятии, в Арзамасе и Свердловске, в период ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении. Вот и этим летом, когда стряслась беда - наводнение на юге России, наши военнослужащие снова вышли на передний край борьбы со стихией и сделали все от них зависящее для того, чтобы помочь людям. С задачей по восстановлению железнодорожных перегонов и мостов воины-железнодорожники справились в установленные сроки.
- Есть в истории Железнодорожных войск вехи, о которых невозможно не упомянуть. Это стройка ХХ века - Байкало-Амурская магистраль. А для вас БАМ - это целый этап жизни и армейской службы...
- БАМ действительно вписан отдельной строкой в биографию Железнодорожных войск. Военные железнодорожники построили весь Восточный участок магистрали общей протяженностью почти полторы тысячи километров, с сотнями больших и малых мостов. Совместно с гражданскими строителями мы возводили вокзалы, школы, жилые поселки, детские сады. 17 апреля 1984 года по Восточному БАМу было открыто сквозное движение поездов. Это была большая победа сильных духом людей. Слабые на БАМе не приживались.
- Безусловно, можно говорить о бамовской закалке, которая помогала принимать смелые самостоятельные решения в экстремальных условиях. Насколько способны действовать столь же самостоятельно и уверенно нынешние офицеры Железнодорожных войск?
- Условия, в которых наши офицеры выполняют поставленные задачи, бывают не легче бамовских, а зачастую и сложнее. Взять хотя бы тех, кто сейчас служит в Чечне. Кстати, многие из них прошли школу БАМа. Они не имеют права на ошибку при принятии решений в самых сложных ситуациях, которые возникают во время сопровождения поездов и эшелонов на участке Моздок - Ханкала или в ходе восстановления разрушенных дорог и мостов. Постоянные диверсии, минирование, обстрелы и каждодневный риск заставляют собирать волю в кулак, нести всю полноту ответственности за работающих рядом подчиненных. Причем хочу особо отметить, наши офицеры - не только командиры, но и настоящие профессионалы, специалисты высочайшей квалификации.
- Насколько для Железнодорожных войск актуальна кадровая проблема?
- У нас она стоит не столь остро. Могу сказать, что укомплектованность офицерскими кадрами в войсках достигает 94-96%. Это довольно высокий показатель.
- Поделитесь секретом: как удается этого добиваться?
- Никакого секрета нет. Все дело в существующей в Железнодорожных войсках стройной системе подготовки кадров.
В учебном центре под Москвой и в учебном батальоне в Волгограде мы готовим новобранцев более чем по 50 специальностям, большинство из которых применимы в гражданской жизни. Это путейцы, мостовики, механизаторы, водители, связисты, слесари... После пройденного курса обучения молодежь распределяется по всем железнодорожным частям и соединениям. Кто-то из этих молодых ребят выбирает впоследствии офицерскую профессию.
Стать офицером-железнодорожником можно, окончив, при наличии среднего технического образования, Высшие центральные офицерские курсы Железнодорожных войск, где мы готовим кадры по программе подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации. Выпускники этих курсов, младшие лейтенанты, могут заочно получить высшее образование в Российском государственном открытом техническом университете путей сообщения или в одном из государственных университетов путей сообщения. По договоренности с Министерством путей сообщения РФ нашим военнослужащим выдаются целевые направления для обучения в названных вузах, обеспечивающие внеконкурсное зачисление в них.
Конкурс в Военно-транспортный университет Железнодорожных войск ежегодно не менее трех человек на место. Его выпускники получают военное и инженерное образование по железнодорожным специальностям. Впоследствии они могут продолжить военное образование в стенах альма-матер на факультете подготовки руководящих кадров или в Военной академии тыла и транспорта на командном транспортном факультете.
Логично вписывается в эту стройную систему образования и созданный три года назад Кадетский корпус Железнодорожных войск.
Таким образом, в войсках каждый способный юноша может получить хорошее образование, сделать отличную карьеру военного профессионала.
- Словом, вы с уверенностью смотрите в будущее? И какими видятся Вам в этом будущем Железнодорожные войска?
- Компактные, мобильные, оснащенные самой современной техникой. Служат в них преданные Родине, своему делу солдаты и офицеры, которые чтут традиции Российской армии, верно служат Отечеству. Это высокообразованные профессионалы, хорошо разбирающиеся в автоматизированных системах управления, владеющие новейшими методами строительно-восстановительных работ, техникой и технологиями XXI века.

Александр СЕРГЕЕВ

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.