«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
С чего начинается школа?

Эх, хороши в саду цветочки

Лабиринт, турник и "рукоход"

Битва с мусором проиграна?

Все в наших руках.
И метла, и грабли


С победителями - туго

Вместо яблонь - гаражи

На кого похож пенсионный слон?

Село без школы, как церковь без креста
Часть вторая. Семилукские чиновники открыли новый закон "сжатия земли"


Приехали!

Отец десятилетнего прогульщика покончил с собой
Возвращение за парты школьных беглецов продолжает оставаться для британских властей приоритетной задачей


Все идет по плану... Грефа

Кулибин с бантиками
Изобретение школьницы из башкирского села будет запатентовано. Президент обещал


Интеллектуальный ренессанс
наступит благодаря юным талантам


Часовые ориентиры
Разработчики государственного стандарта и ученые РАО нашли общий язык


Жертвы амбиций,
или Дело о пропавшем журнале


Россия "под кайфом",
или Во всем виноват пивовар Иван Таранов


Задачи и задачники
Разве можно заснуть, когда ищешь решение?


Сочинение по химии? Почему бы и нет?

Хорошие вещи

Игра в милицию

Скорбный монолог
Лишь каждый десятый имеет талант общения


Приглашение к участию в 10-м туре конкурса
по созданию учебной литературы нового поколения


Правила и порядок присуждения грантов

Менделеевы... на улице
Сидеть в библиотеке им не по карману


Белая ворона
Среди негосударственных вузов - сплошь гуманитарные. Однако встречаются и технические


"Шубка" в рассрочку

Ясен ЗАСУРСКИЙ, декан факультета журналистики МГУ:
Я верю в свободную прессу


Умница, красавица и просто... медсестра
У нее есть все шансы получить хорошее образование


Нечитающая страна
На каждого россиянина приходится только 3 книги!


Человек без оружия
Кто главный герой сегодняшнего кино?


Телесериалы: смотреть или не смотреть?

Петр ФОМЕНКО:
Талант - единственная новость, которая всегда нова


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Телесериалы: смотреть или не смотреть?


Сейчас в России снимается порядка сорока названий телесериалов, и количество их будет расти. Проблемы, которые предлагались для обсуждения участникам "круглого стола", проведенного Союзом кинематографистов России и журналом "Искусство кино" в рамках XXIV Московского кинофестиваля, заключались в следующем: что такое сериал - особое искусство или кино для бедных? Для тех, кто не может платить более трех долларов за билет в кинотеатр. Второе: что такое сериал для кинематографиста - потеря профессионализма или то, чем он может гордиться? Некоторые режиссеры говорят: "Сейчас сериалы, а потом кино", - расценивая сериалы как нечто второсортное. Наконец, как оценить качество сериалов?

- Есть принципиальная разница, как вы можете думать в сериале и как вы можете думать в кино, - заявил режиссер Александр Митта. - Мой телесериал "Граница" - это как бы три полнометражных фильма, один кинороман. Объем дал возможность раскрыть тему романа. В условиях обычного кино вы не можете развивать романную форму. Вы обязаны работать с жестким сюжетом, одним героем... Сериал помогает проникать в художественные проблемы, которые связаны с многосюжетным развитием действия, большим количеством героев, неторопливым движением мысли.
Дмитрий Астрахан, режиссер :
- За вопросами, предложенными для обсуждения, стоит один постулат: это искусство или нет? Каковы незыблемые критерии искусства? Можно сделать бездарный сериал, можно - великий. Но большей глупости придумать нельзя, чем искусство для избранных и искусство для бедных. Я считаю, что сериал - очень серьезная вещь, требующая огромного профессионализма, высочайшего мастерства, большого умения. Но для этого необходима школа. У нас пока школы я не вижу. Как оценивать качество сериала? Рейтинг - это лишь своего рода основание для того, чтобы дальше обсуждать художественные достоинства.
...Кто-то сказал, что произведение искусства - это мыльная опера плюс что-то еще. Если убрать что-то еще, останется мыльная опера, что само по себе имеет право на жизнь . Но если убрать мыльную оперу, то ничего не останется. Ведь это сюжет, интрига... Пока телевизионные режиссеры сами не определились, что такое телевизионный сериал. Взять хотя бы сериал о Шерлоке Холмсе. Да, серий здесь много, но есть нечто, отличающее эти фильмы от "Рабыни Изауры".
Александр Атанесян, режиссер:
- Если есть плохой сериал, то вопрос: искусство это или не искусство? - не возникает ни у кого. У меня был опыт работы на телевидении, где я соприкасался с производством телевизионных сериалов. Большего ужаса я не испытывал. Поскольку тот поток сценариев, которые приносят на телевидение, вызывал ощущение, что автором их является один сценарист с большой группой товарищей. Потому что сюжеты кочуют с канала на канал, к разным продюсерам. Они банальны, хотя имеют право на банальность, но написаны плохо, скучно и неинтересно. Тем не менее ТВ запускает эти проекты. Качество будет зависеть от конкуренции. Конкуренции между каналами, делающими сериалы. Это вынуждает компании и продюсеров делать все более и более качественный продукт. Но у нас нет большого количества каналов... Самое замечательное, что произошло за пять лет, - это когда в эфир не вышел сериал "Ростов-папа". У нас можно выпускать любой сериал в эфир, и плохой, и хороший, но очень плохой - уже нельзя. Так вот это говорит о том, что телевидение становится разборчивым. Оно определило какой-то низший критерий, хуже которого нельзя. Завтра эта планка поднимется выше...
Виктор Матизен, критик:
- Сериалы - это не искусство. Искусство - это то, что вызывает эстетическую реакцию. Если ее нет - нет и искусства. В настоящее время телесериалы никакой эстетической реакции у меня не вызывают. Поэтому никакая эстетическая критика сериала невозможна. Возможна социологическая критика, но это другое. Митта совершенно верно провел различие между телероманом и телесериалом. Это две вещи абсолютно разные, потому что любой телероман построен по законам аристотелевой эстетики. Любой телесериал на этой эстетике не построен. Значит, это что-то другое. Любой телероман оперирует категорией судьбы, в отличие от сериала. Там может подменяться понятие судьбы.
Итак, итоги. Не нужна альтернативная эстетика для оценки сериалов. Будьте любезны делать талантливые сериалы, помня о профессионализме и художественной ценности.

Федор ТОННЕЕВ

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.