«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
С чего начинается школа?

Эх, хороши в саду цветочки

Лабиринт, турник и "рукоход"

Битва с мусором проиграна?

Все в наших руках.
И метла, и грабли


С победителями - туго

Вместо яблонь - гаражи

На кого похож пенсионный слон?

Село без школы, как церковь без креста
Часть вторая. Семилукские чиновники открыли новый закон "сжатия земли"


Приехали!

Отец десятилетнего прогульщика покончил с собой
Возвращение за парты школьных беглецов продолжает оставаться для британских властей приоритетной задачей


Все идет по плану... Грефа

Кулибин с бантиками
Изобретение школьницы из башкирского села будет запатентовано. Президент обещал


Интеллектуальный ренессанс
наступит благодаря юным талантам


Часовые ориентиры
Разработчики государственного стандарта и ученые РАО нашли общий язык


Жертвы амбиций,
или Дело о пропавшем журнале


Россия "под кайфом",
или Во всем виноват пивовар Иван Таранов


Задачи и задачники
Разве можно заснуть, когда ищешь решение?


Сочинение по химии? Почему бы и нет?

Хорошие вещи

Игра в милицию

Скорбный монолог
Лишь каждый десятый имеет талант общения


Приглашение к участию в 10-м туре конкурса
по созданию учебной литературы нового поколения


Правила и порядок присуждения грантов

Менделеевы... на улице
Сидеть в библиотеке им не по карману


Белая ворона
Среди негосударственных вузов - сплошь гуманитарные. Однако встречаются и технические


"Шубка" в рассрочку

Ясен ЗАСУРСКИЙ, декан факультета журналистики МГУ:
Я верю в свободную прессу


Умница, красавица и просто... медсестра
У нее есть все шансы получить хорошее образование


Нечитающая страна
На каждого россиянина приходится только 3 книги!


Человек без оружия
Кто главный герой сегодняшнего кино?


Телесериалы: смотреть или не смотреть?

Петр ФОМЕНКО:
Талант - единственная новость, которая всегда нова


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Нечитающая страна
На каждого россиянина приходится только 3 книги!


В главном вузе страны состоялся разговор о преемственности школьного и вузовского образования, а также проблемах учебного книгоиздания. Инициаторами и организаторами совещания стали Минобразование РФ, МГУ, а также Издательский дом "Дрофа".
- Законченного образования не бывает, - заявил первый зам. министра Александр Киселев, открывший совещание. - Поэтому с детских лет должна быть привита тяга к самосовершенствованию. Задача же учителя - открыть ребенку волшебный мир познания. Что же касается интегрированных курсов, - продолжил первый зам. министра, - то совсем их, конечно, отрицать нельзя - на начальном этапе они крайне необходимы. Интеграция вообще может присутствовать как обобщающий курс, но если положить в основу всех школьных предметов только интегрированные курсы, то вреда не избежать.
Председатель Комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин напомнил собравшимся, что когда-то СССР был самой читающей страной в мире, сейчас же выпуск литературы сократился в четыре раза, и если на одного гражданина Европы приходится 10-12 книг, то на россиянина только 3! Достижением современного учебного книгоиздания Смолин назвал вариативность, но в то же время отметил:
- Учебники многим не по карману, ведь потребители учебной литературы - в основном преподаватели вузов и учителя с низкими зарплатами. Не лучшее положение и с налоговыми льготами для изданий, занимающихся научной и учебной литературой. Государство берет с них такие же налоги, как с нефтяных магнатов и прочих крупных предпринимателей. Наша задача сегодня - решить проблему, как соединить доступность книгоиздания и его разнообразие.
- Уровень и школьных, и вузовских учебников, к сожалению, падает, - продолжил тему ректор МГУ Виктор Садовничий. - Появились новые технические возможности, интернет, и сама суть универсального классического учебника отошла на второй план. Широко распространились адаптированные учебники, поменялся стиль изложения, а в результате мы получили издания, в которых нет четкости. Попробуйте сейчас найти учебники по математике, заменившие бы Фомина, Колмогорова, Кудрявцева. Особый вопрос - ответственность авторов учебных изданий и вообще учителей за воспитание молодежи. Мне пришлось столкнуться с учебником истории, в котором не были описаны ни Сталинградская битва, ни Курская дуга, зато детально рассказывалось о военных действиях в это же время в Африке. Хочется также, чтобы издатели обратили внимание на классические гуманитарные науки, ценности здесь не меняются так быстро, классики остаются классиками. К сожалению, давным-давно переиздавались Соловьев и Ключевский, а наша молодежь знает все что угодно, но только не историю Отечества.
Виктор Антонович также рассказал, что к 250-летию МГУ в университете собираются издать 150 классических учебников, как старых, так и недавно написанных. Все они выйдут в одной серии под грифом "МГУ".
Выступила на конференции и главный редактор учебной литературы издательства "Дрофа" Василиса Склярова.
- Если говорить о преемственности в книгоиздании, то мы выпускаем учебники и пособия для всех уровней образования: от дошкольного до вузовского. В связи с введением профильного обучения планируем наладить выпуск учебников для профильных классов. С 2000 года "Дрофа" стала выпускать учебную литературу для высшего и среднего специального образования, а это сегодня, как вы знаете, очень актуально. В портфеле издательства - учебники практически по всем предметам вузовской программы, они написаны ведущими учеными и специалистами страны. Уже вышли учебники, сборники задач и пособия по высшей математике под общей редакцией академика РАН В.А Садовничего, комплект для студентов по физике под редакцией А. Н. Ремизова, по химии - под редакцией профессора Н. А. Тюкавкиной, по русскому языку - под редакцией П.А. Леканта. Все эти учебники и пособия прошли экспертные советы и имеют соответствующие грифы Минобразования России. Если раньше мы выпускали учебники в основном для педвузов, то сейчас - для высших учебных заведений разного профиля. Думаю, в этом и заключается преемственность книгоиздания. С нами работают люди, которые одновременно являются авторами учебников для школы и для вуза.
Среди постановлений конференции - предложение Федеральному Собранию и Правительству РФ рассмотреть вопрос об отмене 10-процентного НДС на учебную литературу, а также рекомендация Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования Минобразования РФ осуществлять координацию работ ведущих издательств страны, занимающихся выпуском учебной литературы для вузов. Без этого вряд ли можно будет контролировать качество изданий.

Светлана РУДЕНКО

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.