«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Сколько стоит угол для детдомовца?

Вместо квартиры - запись в амбарной книге

Село
Отрезанный ломоть


Город
Аттестат бомжа


Бедность - не порог, который невозможно преодолеть,
- так считает британский экономист Джонатан РАСКИН, консультант по вопросам семейной экономики и малого бизнеса


Вам путевку с крылышками или без?
Отдыхать и лечиться за счет государства станет сложнее


Лирическое

А солдаты придут?

Неженское дело

В четыре раза
увеличить финансирование программы "Одаренные дети России" пообещал Владимир ПУТИН после того, как юные "звезды" попросили у него госзаказ


Требуется ассистент-вышибала
Смертельно опасная работа педагога


Трехкратная чемпионка Европы учится без троек
и тренируется в полуразрушенном спортзале


Компьютеризация хорошо, тракторизация лучше

Там чудеса, там леший бродит...
Программа учебного курса "Мифология и устное народное творчество" для VIII-IX классов гуманитарной школы


Алгебра + гармония
Красота как непознанная закономерность


Победит ли Гарри Поттер Незнайку?
Читать становится немодным?


Неутраченные иллюзии
Они вынуждают учиться, учиться и учиться


Девятый вал

Беременные пары
Супруги сами решают, где и как появится на свет их малыш


Рахмановская кровать,
или Рожайте с комфортом


Новости науки

Музей человека

Этюды из детства
Тени на снегу


Письма с Петровки

Раиса ВИНОГРАДОВА:
Не открывая рта, могу, если рядом не курят, говорить целый день


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Там чудеса, там леший бродит...
Программа учебного курса "Мифология и устное народное творчество" для VIII-IX классов гуманитарной школы


Каждый учитель старается сделать все возможное для того, чтобы его предмет стал самым интересным, привлекательным и значимым. И у каждого это получается по-своему неповторимо, необычно и, быть может, даже не всегда понятно для других. Вашему вниманию предлагается один из таких результатов творческих исканий педагога-новатора. Надеемся, вы оцените его по достоинству.

I. Христианство и язычество на Руси
Календарные и семейные обряды (15 часов).
Введение
Понятие лекционных занятий. Культура как общественно-индивидуальная деятельность человечества. Три стороны культуры: материальная (вещественные ценности), духовная (религия, искусство, философия), социально-политическая (формы организации общественной жизни, выработка норм поведения и т.п.).
Христианство и язычество как религии традиционной культуры.
Устное народное творчество (фольклор) как вид искусства в традиционной культуре. Обычаи и обряды как передача выработанных ценностей и опыта от поколения к поколению.
Картина мира в традиционной культуре (1 час).
Система бинарных оппозиций как основа картины мира: оппозиции "свое - чужое", "мужчина - женщина", "живое - мертвое", "чистое - нечистое", "человек - не человек" и их воплощение. Категория "пространство - время" как базовая в разделении на суточный (утро - день - вечер - ночь), годичный (зима - весна - лето - осень) и жизненный (детство - юность - зрелость - старость) циклы.
Пантеон языческих славянских богов (1 час).
Религия как попытка объяснить явления природы и повлиять на стихии. Тотемизм и фетишизм как первобытные формы религии. Магия как средство подчинить силы природы. Род и Роженицы как древнейшие боги. Культ предков и берегини (домовые, кутные, спехи, дрема, баюнок, русалки). Зооморфные боги.
Взаимодействие христианства и язычества на Руси (2 часа).
"Повесть временных лет" о крещении Руси. Различия в языческом и христианском мировосприятии: тесная связь языческого сознания с циклами природы. "Синтез" христианских и языческих праздников: адаптация традиционной культуры к новым условиям. "Слияние" Святок (зимних игрищ в честь бога Святовида) и Рождества Христова, Пасхи и Радуницы (день поминовения предков), Троицы и языческих "зеленых святок", дня Иоанна Крестителя и гульбищ в честь Купалы.
Имя человека в традиционной культуре (1 час).
История возникновения имен: имя как характеристика человека по внешнему признаку, черте характера, положению в семье и роде, профессии. Смысл имени в традиционной культуре: сакральное имя как показатель принадлежности к миру людей, отчество - принадлежности к семье, фамилия - к роду, христианское имя - к христианской конфессии.
Крестьянская усадьба (1 час).
Три части крестьянской избы: изба, сени, клеть. Печь как граница двух миров. Половозрастные статусы крестьянской общины.
Русский народный костюм (1 час).
Головные уборы, верхняя одежда, обувь: связь отдельных элементов одежды с обрядами и половозрастными статусами.
Святки (1 час).
Двойственная природа праздника. Языческие корни колядования. Ряженье как элемент смеховой культуры. Игрища - "святочный театр" - как отражение аграрной магии и культа предков.
Масленица (1 час).
Масленица как аграрный праздник, связанный сельскохозяйственной магией. Горячие блины - символы весеннего солнца, ритуальная трапеза.
Очищение как символическое торжество над смертью. Очищение как направленный элемент обряда.
Троицко-семицкий цикл (1 час).
Связь с языческими праздниками - Радуницей и русальной неделей.
Праздник Ивана Купалы. Аграрные праздники (1 час).
Ночь на Ивана Купалу как размыкание границ между мирами. Комплекс быличек о кладах и папоротнике. Купание и прыжки через огонь как обряд очищения. Гадание на венках и травах - отголоски растительного культа. Сожжение соломенного Купалы - магическое действие: солнце поворачивает на зиму.
Родильный обряд (1 час).
Комплекс предродовых запретов. Рождение ребенка как переход существа из одного мира в мир людей.
Свадебный обряд (1 час).
Свадебный обряд как переход в новый возрастной статус. Поведенческие стереотипы сватовства. Причитания и оплакивания на девичнике. Ритуальная баня как очищение перед возвратом в мир живых. Параллельная имитация свадьбы как обман "злых сил".
Похоронный обряд (1 час).
Похороны как проводы человека из мира людей. Изготовление савана. Функция плакальщиц. Похоронные плачи. Ритуал омовения, обряжения, вынос тела. Система запретов.

II. Фольклорные жанры и литература
(14 лекционных и 3 практических часа)
Специфика фольклора (1 час).
Специфика фольклора в сравнении с литературой: анонимность, инерция традиции, ситуативность, функциональность. Вариативность (канонический текст, инвариант, вариант, версия).
Миф, обряд, сказка (1 час).
Соотношение мифа и обряда: миф лежит в основе обряда. Миф и сказка: миф как реальность для носителя мифологического сознания (содержит знание о мире, является частью религии), сказка - вымысел. Миф и обряд, потерявшие актуальность и ставшие материалом для сказки. Обряд и фольклорное произведение.
Волшебная сказка (1 час).
Классификация сказок: о животных, волшебные, социально-бытовые. Жанр волшебной сказки: особенности сюжета. Связь волшебной сказки с архаичным обрядом инициации, тотемизмом, культом предков, способом наследования власти.
Несказочные повествовательные жанры (1 час).
Легенды и предания: христианская и бытовая основа. Распространенные персонажи (помещик, купец, рабочий, колдун, леший, домовой, святой). Топонимические предания. Быличка как вид предания, особенности бытования (тесная связь с обрядом). Возможные темы бытовых рассказов.
Заговор как жанр обрядовой лирики (1 час).
Функции заговора, его классификация: бытовые, любовные, обереги, профессиональные, социальные, лечебные. Объекты воздействия: люди, животные, предметы. Композиции заговора: зачин, просьба, замок. Поэтика заговора.
Былина как русский героический эпос (2 часа).
Русский героический эпос: проблематика, основной конфликт (защита Руси от внутренних и внешних врагов, конфликт богатырей и князя, христианство и язычество). Историзм былины. Новгородский и Киевский циклы. Образы врагов (зооморфизм). Женские образы в былинах (мать, жена, поясница, колдунья).
Лирические народные песни (1 час).
Переход от былины к исторической песне. Основные герои исторической песни. Любовные и семейные песни: основные образы. Тюремные, разбойничьи, солдатские песни: основные мотивы.
Обрядовая лирика (1 час).
Колядки, плачи, корильные, величальные песни: связь с обрядами, основные обряды и мотивы.
Народные игры (1 час).
Возникновение игры как подражание действиям взрослых со стороны не допускаемых к участию в обрядах и работе молодых членов общины. Солярная, аграрная и семейная магия в святочных и троицких играх. Ролевые игры как первичная форма народного театра. Раек и вертеп. Считалка как малый жанр, обслуживающий игры.
Малые фольклорные жанры (1 час).
Загадка как изначальное табуирование некоторых названий. Пословицы и поговорки: смысловая завершенность - незавершенность, классификация по бинарной оппозиции (типа "труд - лень", "ученость - невежество" и т.п.). Происхождение пословиц и поговорок (влияние исторического события, литературный источник, связь с бытом). Частушка: функции, тематика, приемы.
Современный городской фольклор (1 час).
Детский, взрослый, профессиональный фольклор. "Жестокий романс", "дворовая песня", анекдот, "садистские стишки", "страшилки", граффити.
Фольклор и литература (1 час).
Пути взаимодействия фольклора и литературы. Использование фольклора в творчестве писателей XVIII-XIX вв. (М.В.Ломоносов, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь).
Фольклор в современной литературе (1 час).
На примере творчества Н.Садур (драма), Л.Петрушевской (проза), А.Башлачева (поэзия).

III. Практические занятия
Анализ волшебной сказки (1 час).
Межтекстовое выявление мотивов с общей сюжетообразующей функцией. Анализ образов некоторых героев.
Несказочные повествовательные жанры. Заговоры (1 час).
Анализ поэтики заговоров. Практическая работа по определению жанра (материал: былички, бытовые рассказы, легенды, топонимические предания).
Обрядовая и необрядовая лирика (1 час).
Определение жанра на основе анализа мотивов и соотносимости с обрядами (материал: колядки, плачи, величальные, любовные, семейные, тюремные, разбойничьи песни).
Светлана КОРОЛЕВА,
учитель средней школы N 15

Пермь

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru