«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Сколько стоит угол для детдомовца?

Вместо квартиры - запись в амбарной книге

Село
Отрезанный ломоть


Город
Аттестат бомжа


Бедность - не порог, который невозможно преодолеть,
- так считает британский экономист Джонатан РАСКИН, консультант по вопросам семейной экономики и малого бизнеса


Вам путевку с крылышками или без?
Отдыхать и лечиться за счет государства станет сложнее


Лирическое

А солдаты придут?

Неженское дело

В четыре раза
увеличить финансирование программы "Одаренные дети России" пообещал Владимир ПУТИН после того, как юные "звезды" попросили у него госзаказ


Требуется ассистент-вышибала
Смертельно опасная работа педагога


Трехкратная чемпионка Европы учится без троек
и тренируется в полуразрушенном спортзале


Компьютеризация хорошо, тракторизация лучше

Там чудеса, там леший бродит...
Программа учебного курса "Мифология и устное народное творчество" для VIII-IX классов гуманитарной школы


Алгебра + гармония
Красота как непознанная закономерность


Победит ли Гарри Поттер Незнайку?
Читать становится немодным?


Неутраченные иллюзии
Они вынуждают учиться, учиться и учиться


Девятый вал

Беременные пары
Супруги сами решают, где и как появится на свет их малыш


Рахмановская кровать,
или Рожайте с комфортом


Новости науки

Музей человека

Этюды из детства
Тени на снегу


Письма с Петровки

Раиса ВИНОГРАДОВА:
Не открывая рта, могу, если рядом не курят, говорить целый день


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Бедность - не порог, который невозможно преодолеть,
- так считает британский экономист Джонатан РАСКИН, консультант по вопросам семейной экономики и малого бизнеса


- Господин Раскин, нет сомнений, что бедность излечима. Если применить такое лекарство, как более высокий заработок или увеличение доходов. Но мы с вами будем исходить из ситуации, сложившейся во многих российских семьях - в семьях так называемых бюджетников, где ни первого, ни второго лекарства в силу объективных обстоятельств нашей нынешней экономики прописать бедному "больному" пока нельзя. Российские учителя, в числе прочих бюджетников, получают весьма низкие - несравнимо низкие по отношению к их британским коллегам - зарплаты, да и то не всегда регулярно. Можно ли в таком случае преодолеть этот порог бедности, о который спотыкаются и человеческое достоинство, и личное самочувствие, и интерес к любимому делу?
- Предположим, в школе есть теплица или просто приличный участок принадлежащей ей земельной территории. Тогда можно начать выращивать, к примеру, цветы или овощи и продавать их. Это могут делать сами учителя, могут вместе с учениками или же руководство школы сочтет целесообразным нанять садовника. Открывать цветочный магазин при этом необязательно - вероятно, найдется некий оптовик, который при разумных ценах будет заинтересован покупать все это у школьного цветочного хозяйства. Доход пойдет в общешкольный котел. Если работали дети, на них можно будет купить спортивное оборудование, компьютеры, подарки к празднику и т.д., часть пойдет в прибавку к жалованью учителей. Можно пустить заработанное на оплату летних турпутевок для семьи учителя, оплатить медицинские страховки.
Если у школы есть спортивный зал, отчего бы не сдавать его в аренду в вечерние часы, в выходные дни и в период каникул в качестве тренажерного зала для горожан? Главное, опять же создать привлекательные цены, чтобы можно было конкурировать с подобными городскими заведениями. У школы просто идеальные условия для ведения такого маленького бизнеса: в ее штате уже есть тренер, есть школьный сторож и охрана, которая обеспечит наблюдение за порядком...
- К сожалению, отнюдь не во всякой российской школе есть тренер и тем более охрана. Да и сам спортзал с его оборудованием пребывает нередко в весьма жалком состоянии... Вы, уважаемый господин консультант, все-таки отрываетесь от исходных условий нашей бедности.
- В России знакомо такое понятие, как "сделай это сам"? Целый школьный коллектив в свободное от занятий время вполне в состоянии сам отреставрировать помещение, установить оборудование и даже частично это оборудование смастерить. Конечно, это "свободное" время придется отрывать от семьи, да и вообще любое подобное начинание сопряжено с определенными неудобствами, не говоря уже о первоначальных затратах, на возврат которых потребуется некоторое время. Но если правильно просчитать задуманное дело, то оно может достаточно весомо окупить инвестиции. Весь вопрос в инициативе, предприимчивости и желании что-то сдвинуть с точки замерзания. У такого предприятия, как школа, я считаю, есть широчайший спектр возможностей для зарабатывания дополнительных средств, никак не мешающих основной деятельности. Те же классы компьютерного обучения для взрослых в вечернее время. Конечно, ничего не предпринимая, жить проще. Но не лучше ли попытаться что-то предпринять?
- Вопрос может упереться не в нежелание коллектива школы завести эдакое подсобное хозяйство, а в определенные административно-правовые установки, не позволяющие использование государственного образовательного заведения в целях любого рода бизнеса.
- Если государство не способно выделить из своего бюджета достаточное количество средств для зарплаты учителям и для нормального функционирования школы, значит, административные рычаги резонно ослабить. Надо дать свободу зарабатывать, ограничив ее лишь теми положениями, которые страхуют непосредственно сам учебный процесс от любого рода искривлений и нарушений в силу этого самого бизнеса. Я думаю, в России именно так и мыслят сегодня, и никакого велосипеда я в данном случае не изобретаю. Если на ваших оборонных предприятиях, насколько мне известно, после перехода к рыночной экономике открывались цеха по производству кухонных комбайнов, то почему в школьной теплице или на грядке нельзя выращивать на продажу цветы, а в пустующих в вечернее время классах не обучать компьютерной грамотности мам и пап своих же учеников? Я же не призываю открыть в школе казино или стриптиз-клуб!
- Давайте отойдем в сторону от методов коллективного спасения, хотя они и представляются наиболее надежными, поговорим об одной отдельно взятой бьющейся в тисках нужды семье. Или об отдельно взятом человеке, семьей не обзаведшемся. Есть ли у них шансы перехитрить денежный дефицит?
- Надо сократить траты.
- Боюсь, что этот совет у моих неимущих соотечественников вызовет ироничную улыбку. Поясок и без того затянут туго: люди не позволяют себе ничего лишнего, тратя лишь на самое необходимое и экономя буквально на всем.
- Я, честно говоря, и ожидал от вас примерно такой реакции. Мои соотечественники, которых мне доводится консультировать, говорят мне то же самое: экономить больше не на чем, ничего лишнего не покупаю. А начинаем смотреть семейный гроссбух и находим резервов на две-три сотни фунтов стерлингов в месяц. Начнем с вредных привычек. Многие из нас выкуривают по пачке сигарет в день, кое-кто и того больше. Умножьте стоимость пачки на число дней в году - и вы наверняка получите сумму стоимости летней турпутевки или пары приличных костюмов. О сэкономленном здоровье помянуть при этом тоже не грех - ведь болеть и лечиться дорого стоит. А у курящих здоровье многократно слабее, чем у тех, кто на сигареты не тратится. То же самое касается алкоголя. Какой бы дешевой ни была российская водка, она тоже уносит свои деньги - вообще алкоголь вымывает из малообеспеченных семей немалые средства, так как человек, неудовлетворенный своим существованием, на это "лекарство", как правило, не скупится.
Вообще понятие "экономить" не должно быть зазорным. Ведь экономность - эквивалент практичности. Скорее зазорно неумение рачительно распорядиться деньгами, которые нам не так-то просто достаются. Однако быть практичным это не значит просто запереть кошелек и не выпускать из него монетки. Практичность - это умение просчитать как можно больший "возврат" на каждую истраченную монету. Именно с этой точки зрения следует подходить к своим покупкам. Ошибка многих малоимущих - покупать на уличных "блошиных" рынках очень дешевый товар. Между тем это крайне рискованное помещение "капитала". Во-первых, если вам продали брак, вы уже вряд ли вернете вещь уличному продавцу, как сделали бы это, если бы покупали в солидном магазине. Во-вторых, как правило, вещи на таких рынках низкокачественные, долго не служат. Поэтому посчитайте, что выгоднее.
- Нам тоже знакома мудрость, гласящая, что копейка рубль бережет. Но если говорить честно, то заставить считать копейки русского человека...
- У вас в стране кардинально изменился уклад жизни. Он неизбывно повлечет за собой и изменение в психологии человека, в его привычках, взглядах на жизнь, в системе приоритетов. В частности, такое понятие, как инвестиционная политика и стратегия, должно стать знакомо любой семье. Даже при минимальном бюджете очень важно правильно рассчитать стратегию затрат. Например, сегодня многие семьи в Британии своей главной стратегической задачей определяют качественное образование детей. Этой цели подчиняется вся финансовая политика семьи: например, родители сегодня нередко продают дома и квартиры и переезжают из лучших условий в более скромные, отдавая вырученные при продаже деньги на оплату частных школ или университетов. Ради обучения ребенка в престижной школе, гарантирующей качественный аттестат, семья может сменить местожительство, двигаясь поближе к этой школе. Немалое число вполне состоятельных людей годами отказывают себе в отпусках и путешествиях, вкладывая эти деньги в образование отпрысков. Кто-то главной инвестицией считает приобретение хорошего жилья, жестко экономя на всем прочем. Со временем подобное помещение "капитала" начинает приносить немалую прибыль: в условиях постоянного роста цен на жилье в Англии дома и квартиры продаются через короткое время значительно дороже, нежели были куплены. Или же это жилье сдают в аренду, обеспечивая себе постоянную прибыль, на которую можно безбедно существовать.
Определитесь, что является приоритетом для вас, и сконцентрируйте все свои усилия на этом, подчините своей главной цели все остальное. Вам наверняка придется чем-то жертвовать и во многом себя ограничивать. Но к этому нужно относиться разумно и спокойно. Ведь когда цель будет достигнута - например, вы, наконец, улучшите свои жилищные условия, купив более просторную квартиру, или сможете летом выезжать на свежий воздух, приобретя домик в деревне, или ваш ребенок получит диплом, открывающий ему хорошую перспективу, - само качество вашей жизни улучшится. И значит, жертвы были не напрасны.
- Скажите, что может позволить себе "инвестировать" учительница, получающая мизерное жалованье?
- Все зависит от конкретных обстоятельств. Например, эта учительница проживает одна в приличной двухкомнатной квартире. Если в городе, где она живет, высокий спрос на аренду жилья, то ей выгоднее сдать свою квартиру в аренду, а самой на некоторое время переехать, скажем, в однокомнатную, в менее престижном районе, тоже арендовав ее. Если разница того, что она платит за аренду, и того, что платят квартиросъемщики ей, окажется существенной, то и появится некий постоянный доход, который можно инвестировать.

Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru