«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Педвузы практикуют стратегию "Стагнация"

От слова к делу!
Так начиналась программа Олега Иншакова


Двухуровневое управление
Главное - знать людей и их потенциал


Перемены без потрясений
Обучение - это прежде всего общение


Самый хитрый талант
Чтобы успешно руководить, нужно быть экономистом, ученым и политиком одновременно


Опрос
Каким должен быть сегодня ректор и где он может повысить свою квалификацию?


Из первых рук

Вот солдаты придут...
Минобороны пытается отобрать у Красного Креста международную школу-интернат


Погоны для физрука
Члены призывной комиссии "не заметили", что учитель - из села


Король Лир Одинцовского уезда
Когда картошка слаще персика


Пенсионеров обидели?

Ваш адвокат

Американских детей учат "по-нашему"
Система Эльконина-Давыдова внедряется в школах разных стран


Надежда - только на себя!
Молодым в село у нас дорога


Цыганки с картами... сидят за партами

Конкурс
Советы - русским педагогам


Спешите обрести друзей!
Приглашаем на творческое состязание


Самый умышленный и отвлеченный город в мире...
Таким Достоевскому виделся реальный Петербург


Хороший народ!
"Знаменитый Павлюк" Павла Нилина


Как стать полиглотом?

Подписка

Из студии МХАТа - в республику "ШКИД"
Педагогическое призвание взяло верх над сценой


"Топите лысого!",
или Слабое звено - гуманизм


Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о любви

"Постельная" наука,
или Во всем Фрейд виноват?


Грех, который не смыть
Ежедневно сотни животных отравляют и бьют током


Человеку вживят цифровой имплантант

Долой фенилкетонурию,
или О том, чем занимаются доктора и кандидаты в Академгородке


Диагноз: телемолодежь

Как не "вылететь" из команды
Молодежный экологический лагерь: от итогов к подготовке


Ты не один. Пока ты с нами
Семейная педагогика


Илзе ЛИЕПА:
Отец нам казался сказочным принцем


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Перемены без потрясений
Обучение - это прежде всего общение


Григорий Воскобойник работает ректором Иркутского государственного лингвистического университета более года. Срок небольшой, но за это время в вузе произошло много перемен.

Информационная открытость ИГЛУ, в просторечии его продолжают называть "инязом", вызвала заметный всплеск интереса к университету. Подобные достижения в области "пиара", как сейчас модно говорить, в управленческой среде считаются очень важными - это свидетельство грамотно выстроенной политики руководителя.
Кабинет Григория Дмитриевича, пожалуй, более современен, чем академичен. Интерьер - очень сдержанный и строгий, ни одной лишней вещицы. Обстановка напоминает офис высшего менеджера какой-то респектабельной компании. И разговор наш начался с толкования термина "менеджер".
- В России в это слово сегодня вкладывается разный смысл, - заметил Григорий Воскобойник. - Если считать менеджера управленцем, это, значит, говорить о человеке, который отвечает за какую-то сферу деятельности. В принципе любой руководитель обязан заниматься хозяйственными, финансовыми, организационно-управленческими делами, и вуз не исключение. Вузы должны выживать, прозаически говоря, они должны заниматься зарабатыванием денег. Если раньше государственное учреждение рассчитывало на государственное же финансирование, то сейчас нам говорят, "Мы даем вам деньги на вот это и это, а на все остальное вам дается возможность зарабатывать. На ремонт, пожалуйста, изыскивайте ресурсы сами..."
Конечно, говорит ректор ИГЛУ, если бы вузу давали достаточно денег, чтобы нормально учить студентов, платить достойную зарплату преподавателям, покупать достаточное количество компьютеров, посылать в командировки и так далее, тогда не нужны были бы "платные" студенты. Не от хорошей жизни другое современное "изобретение", когда вузы сдают в аренду свои помещения... От этого никуда не денешься, и руководитель вынужден всем этим заниматься.
Хороший управленец обязан смотреть далеко вперед. И потому в ИГЛУ сегодня появляются все новые и новые специальности. "Мы открыли "регионоведение" по тем странам, с которыми давно сотрудничаем. Сейчас начинаем подготовку переводчиков в связи с рекламной деятельностью: это будут одновременно и лингвисты и специалисты по рекламе. Открывается новая специальность "Лингвистика и новые информационные технологии". Я считаю, что это уже специальность ХХI века", - говорит Григорий Дмитриевич.
Географическая расположенность Иркутска и крепнущие международные связи с каждым годом требуют все больше специалистов по Японии, Китаю, Корее. В недалеком будущем в ИГЛУ, по всей видимости, появится какой-то центр, институт, ориентированный именно на Восток, на восточные языки. Сегодня в области создается Японский информационный центр, и в этом очень активно участвуют ректор ИГЛУ и его сподвижники.
В Приангарье не ослабевает интерес к специалистам, которые могут научить английскому языку. Знание языка - еще не профессия, а вот умение научить... Подготовку профессиональных переводчиков пока тоже осуществляет только ИГЛУ, ведь для высокоточных переводов нужны знания психологии, истории, географии, межкультурных коммуникаций.
- У меня была своя стратегия, подобно тому, как в любой предвыборной кампании у кандидата есть программа, - вспоминает ректор.- Это программа "к изменениям без потрясений". Новые специальности, которые я назвал, - это начало реализации моей программы. Более того, мы готовим документы по тем специальностям, которые откроем не завтра, а через год-два, а также по новым структурам института.
Учиться ректорам, безусловно, необходимо - всякий нормальный человек учится всю жизнь. Работа ректора требует экономических, управленческих знаний. Но, скажу честно, возможностей учиться не так много.
Министерство образования организовывает трехнедельные курсы повышения квалификации прежде всего для ректоров, которые только начинают работать. Я на таких уже побывал. Думаю, что главное обучение - это прежде всего анализ опыта передовых вузов, общение с более опытными ректорами. На курсах в Санкт-Петербурге было 15 ректоров, и мы все пришли к единому мнению: пожалуй, самым ценным и полезным в этой встрече было то, что нам позволили три недели много и эффективно общаться друг с другом. Все разговоры были, естественно, о работе: "А как у вас?"
Мы много общаемся и на совете ректоров Иркутска. Недавно у меня была прекрасная возможность познакомиться с работой трех вузов Красноярска.
На вопрос о том, бывают ли ректоры инертными и как таких переучить, Григорий Дмитриевич удивленно поднял брови:
- Я ни одного инертного ректора не видел... И не могу представить себе такого! Сама процедура избрания на эту должность исключает любое появление инертного человека, а жизнь заставляет решать массу вопросов, которые в принципе нельзя ни на кого переложить. Определенный блок вопросов в любом случае надо решать самому ректору, и только ему!
Одна из сложнейших задач, которая требует профессионального управленческого подхода ректората, - это ликвидация кадрового "голода" на школьных учителей иностранных языков. Традиционные увещевания и уговоры на выпускников не действовали, а потому Григорий Воскобойник видит другие пути решения этой проблемы:
- Несмотря на название "лингвистический", наш вуз остается в первую очередь педагогическим университетом. Более 70 процентов наших выпускников - это преподаватели и учителя. Совместно с Главным управлением общего и профессионального образования мы создали кадровое агентство "Учитель". В прошлом году много студентов приняли по целевому набору, эти люди потом обязательно вернутся в школу. Начинаем сотрудничать с ссузами. Выпускник педколледжа может поступить в ИГЛУ сразу на вторую ступень заочного обучения, но при одном только условии, чтобы он в это время работал в школе учителем! Наш вуз будет делать все возможное, чтобы решить проблему нехватки школьных учителей иностранных языков.

Элеонора КЕЗ
Иркутск

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru