«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Педвузы практикуют стратегию "Стагнация"

От слова к делу!
Так начиналась программа Олега Иншакова


Двухуровневое управление
Главное - знать людей и их потенциал


Перемены без потрясений
Обучение - это прежде всего общение


Самый хитрый талант
Чтобы успешно руководить, нужно быть экономистом, ученым и политиком одновременно


Опрос
Каким должен быть сегодня ректор и где он может повысить свою квалификацию?


Из первых рук

Вот солдаты придут...
Минобороны пытается отобрать у Красного Креста международную школу-интернат


Погоны для физрука
Члены призывной комиссии "не заметили", что учитель - из села


Король Лир Одинцовского уезда
Когда картошка слаще персика


Пенсионеров обидели?

Ваш адвокат

Американских детей учат "по-нашему"
Система Эльконина-Давыдова внедряется в школах разных стран


Надежда - только на себя!
Молодым в село у нас дорога


Цыганки с картами... сидят за партами

Конкурс
Советы - русским педагогам


Спешите обрести друзей!
Приглашаем на творческое состязание


Самый умышленный и отвлеченный город в мире...
Таким Достоевскому виделся реальный Петербург


Хороший народ!
"Знаменитый Павлюк" Павла Нилина


Как стать полиглотом?

Подписка

Из студии МХАТа - в республику "ШКИД"
Педагогическое призвание взяло верх над сценой


"Топите лысого!",
или Слабое звено - гуманизм


Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о любви

"Постельная" наука,
или Во всем Фрейд виноват?


Грех, который не смыть
Ежедневно сотни животных отравляют и бьют током


Человеку вживят цифровой имплантант

Долой фенилкетонурию,
или О том, чем занимаются доктора и кандидаты в Академгородке


Диагноз: телемолодежь

Как не "вылететь" из команды
Молодежный экологический лагерь: от итогов к подготовке


Ты не один. Пока ты с нами
Семейная педагогика


Илзе ЛИЕПА:
Отец нам казался сказочным принцем


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Как не "вылететь" из команды
Молодежный экологический лагерь: от итогов к подготовке


"Еще раз? Да ни за что!" Такие мысли на полном серьезе возникали у некоторых сотрудников Клуба "Приключение" в начале сентября прошлого года, когда тяжело груженный "ЗИЛ" покидал опустевшую территорию молодежного экологического лагеря. Правда, прошли каких-нибудь пара-тройка месяцев, как во время одной из встреч многие из них, словно старые фронтовики, с ностальгией вздыхали: "А вот помните..." Кстати, встреча была не случайная и весьма любопытная.
одведение итогов - вещь важная и полезная. Это мы поняли еще раз, когда собрались в кабинете главного редактора "Учительской газеты" П.Г.Положевца. Мы - это представители "Учительской газеты" в лице самого главного редактора, а также отважного корреспондента Натальи Бунякиной, которая не побоялась летом 2001 года сопровождать группу подростков в их путешествии по Карелии; Клуб "Приключение" в лице директора Клуба Дмитрия Шпаро, начальника лагеря Екатерины Богдановой и пресс-секретаря Вячеслава Венидиктова. Была весьма представительная карельская делегация: заместитель министра образования Республики Карелия Елена Антошко, инструктор по водному туризму Виктор Симонов и психолог лагеря Елена Григорьева. Присутствовали и настоящие "ветераны" "Большого приключения": сурдопедагог из Зеленограда Андрей Андрейкин, который два года подряд возит в лагерь команду подростков с нарушениями слуха, директор школы N4 г. Скопина Николай Калинин, чьи подопечные были участниками самого первого "приключения". Приехали на встречу и "новички": Александр Ивахненко и Татьяна Головкина - директор и завуч специальной школы-интерната из Переславля-Залесского, которые первый раз отправляли своих ребят летом прошлого года в Карелию. И, наконец, Ольга Волошина - учительница иностранных языков из Оренбургской области. Она первая откликнулась на объявление о поиске добровольцев и нисколько об этом не жалеет.
У каждого из участников встречи был листочек с вопросами, которые необходимо обсудить, что-то вроде регламента. Но почти сразу стало ясно, что общение получается настолько неформальным, что придерживаться какого-либо регламента просто невозможно. Вступительное слово взял Петр Григорьевич Положевец: "Для "Учительской газеты" проект "Большое приключение" интересен тем, что в нем есть много нового, уникального, а как вы знаете, пресса существует за счет сенсаций. Для нас сенсация - это не убийство, не изнасилование, а какой-то новый метод воспитания детей, которые будут способны выжить в очень тяжелых условиях сегодняшнего дня. Речь сейчас идет о выживании и для бедных, и для богатых детей. Я за то, чтобы в проекте принимали участие дети из разных социальных слоев. Такое смешивание очень эффективно, оно дает возможность ребятам понять, насколько они разные и что надо помогать тем, кому трудно. Причем помогать не просто подачкой".
Так с ходу был затронут самый больной вопрос из тех, что мы собирались обсудить: "Каких детей не стоит брать в лагерь?". Возник он не случайно. Летом 2001 года через лагерь прошли 168 человек, подавляющее большинство из которых - дети-сироты, подростки из малообеспеченных и многодетных семей. Отказы идти в поход, случаи воровства, демонстративное неподчинение и прочие "выходки" удавалось сгладить, порой прилагая титанические усилия. Позже, анализируя все подобные случаи, мы пришли к выводу, что чаще всего причиной конфликтов становился самый неуправляемый подросток из группы. При разговоре с его учителем выяснялось, что у парня либо отклонения в психике, либо уже имеются приводы в милицию. Еще тогда у нас возникла идея о более тщательном отборе детей. Сейчас эту мысль снова "возродила" психолог Елена Григорьева.
"Конечно, отбор должен быть, причем провести его можно с умом и с пользой, - присоединились к разговору Александр Ивахненко и Татьяна Головкина, - у нас в интернате мы заранее объявили детям о поездке. Сказали об основных требованиях - уметь плавать и не курить. Добавили, что желающих будет много, поэтому посмотрим на оценки, на поведение. Угроза вылететь из команды, так же как и желание стать кандидатом на поездку, стала отличным стимулом - и в учебе, и в дисциплине! Такая поездка - редкий шанс для ребенка из интерната, поэтому грех ее не использовать в воспитательных целях".
Тема участия в программе подростков из детских домов близка и Ольге Волошиной. Не один год она работала с такими детьми, поэтому ее выступление было особенно эмоциональным: "Они всю жизнь несут это ярмо - "детдомовец" и из-за этого становятся закомплексованными! А тут они, как все, - по-другому себя чувствуют, и поведение их меняется". Дело в том, что здесь никто не показывает на подростка пальцем: "Ты - детдомовский, ты - плохой!".
"То же могу сказать и про ребят с нарушениями слуха, - присоединился Андрей Андрейкин, - может, параллель не самая точная, но, по сути, мы говорим об одном процессе - интеграции.
"Это правильно, - подтвердил Дмитрий Шпаро, - но меня интересуют обе стороны медали. Андрей говорил про то, что этот лагерь дает глухим и слабослышащим детям. А что обычные подростки получают у нас, общаясь с детьми с нарушенным слухом?"
"Полтора года назад именно мои ребята попали в одну смену с командой Андрея, - сказал директор Скопинской школы Николай Калинин. - Это общение пошло подросткам только на пользу. Мало того, ребята из Зеленограда были сильнее, они выдерживали более тяжелые нагрузки. Поэтому в глазах скопинских тот физический недостаток, который был у зеленоградцев, исчез. Глухие ребята стали для нас героями. Ну а слезы мальчиков и девочек при расставании говорили сами за себя".
"Кстати, еще один повод для гордости - это география участников "Большого приключения", - отметил Дмитрий Шпаро. - Были команды из Северобайкальска, Саратова, поселковые ребята из Тверской области... А в прошлом году приезжала группа из Калининграда. Представьте себе, они живут совсем на отшибе! Для них эта поездка - еще и редкий шанс одним глазком на Москву посмотреть! И мы специально продлили на сутки их пребывание в столице, показали им город. Я думаю, что на фоне очень важных разговоров о патриотическом воспитании ничто не может сравниться с приглашением калининградских детдомовцев в Москву и Карелию. Мы ведь везем детей не в Турцию или Египет, мы им показываем заповедные уголки родной страны".
Тему горячо поддержала замминистра Елена Антошко: "Этот проект помог вновь открыть Карелию для всей России. В 60-70-х годах Карелия была очень популярна среди советских туристов, а в последние годы наступило затишье. Теперь с помощью проекта "Большое приключение" молодежь начинает привыкать к мысли, что можно отлично отдохнуть и у нас".
После встречи в редакции "УГ", получив нешуточный заряд бодрости и оптимизма, сотрудники "Приключения" приступили к подготовке нового сезона работы молодежного лагеря. Поскольку простое повторение пройденного - не в традициях Клуба, то предстоящее лето готовит много сюрпризов. Один из первых и самых приятных - то, что лагерь начнет работу уже 15 июня, и за два с половиной месяца его гостями станут 250 подростков. Кроме того, мы получили поддержку Министерства образования России, и это значит, что в этом году в программе "Большое приключение" смогут принять участие дети-сироты из 28 регионов России.
Соавторами нового лагеря становятся Клуб "Приключение", "УГ", правительство Республики Карелия и Центр народной помощи "Благовест".

Екатерина БОГДАНОВА

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru