«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Диагноз: телемолодежь


Насколько увлечены наши дети просмотром телевизора и как он влияет на психику, интеллект, характер, решили выяснить психологи Краснодарского института здоровья.

- Оказалось, что около 60% молодежи смотрит телевизор ежедневно более часа, а почти половина не представляет свой день без телевизора.Только благодаря ему 85% населения получают информацию об окружающем мире, - рассказывает директор Института здоровья Роман Плюта. - Пятая часть опрошенных обожает сериалы, большинство предпочитает видеофильмы.
В момент неустойчивого состояния личности, переживания психологических проблем к помощи телевидения прибегает не менее 90% ребят и девушек. Действительно, в подобных случаях просмотр отвлеченных программ, незатейливого видеофильма позволяет отключиться от своих проблем. И в большинстве случаев это один из видов позитивной психотерапии, когда информация с экрана не только "отключает", но и помогает в выборе пути решения собственных конфликтов. Однако, как показали исследования, каждый десятый оказывается зависимым именно от этого вида сброса психологического напряжения.
Еще каждый десятый уверяет, что практически не интересуется "голубым экраном", и "посмотреть телевизор" для него равносильно понятию отдохнуть. Однако в реальности без работающего "ящика" начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, скуку, уныние, в результате чего быстро переключается на другие дела или засыпает. Этот феномен можно описать словами Э.Фромма: "Современный человек не в состоянии остаться наедине с самим собой". В реальности эта группа имеет наиболее сильную психологическую зависимость от экрана. Около четверти из них признаются, что систематически засыпают перед включенным телевизором. А без него чувствуют дискомфорт, бессонницу, эмоциональное напряжение.
Около 35% молодежи испытывают недифференцированную тягу к телевидению как символу прогрессивной, стильной или красивой жизни. Большинство из них имеют несколько любимых видеокассет, к просмотру которых прибегают чаще всего. При психологическом интервьюировании в этих группах выявляется безынициативность, клишированность как эмоций, так и средств их выражения, мышление штампами, интеллектуальное развитие на уровне и в стиле современных рекламно-идеологических стандартов. Претендуя на индивидуальность, зачастую они не могут выразить свое мнение иначе, чем распространенными штампами.
Около 10% отрицают тягу к просмотру: "Я вообще не смотрю телевизор". В основном это люди, полностью реализующие себя в различных социальных сферах. Но входят сюда и наркоманы, алкоголики и т.п.
- Остальные 40% "перетекают" от предыдущей ко второй группе, - объясняет Роман Плюта. - Часто это активные, образованные, гармоничные личности. Выбор телевизионных передач у них последователен, логичен, часто связан с социально-образовательным процессом. Они предпочитают фильмы "высокого вкуса", с четкой сюжетной и смысловой линией.
Вот и получается, что не меньше половины современной молодежи приобрели клишированность сознания и эмоций, атрофию личных жизненных позиций и преобладание рекламной идеологии в сознании. Единый рекламно-пропагандистский процесс внедрения стиля жизни, разрабатываемого современными финансовыми корпорациями, прослеживаемый и в спорте, и в романтических, и в бытовых отношениях, тиражируемых телевидением, остается за кадром. Овладевая "символизированными" вещами и стилем жизни, молодежь ассоциирует себя с красивой сказкой по телевизору. Эмоциональная же подкладка, собственные жизненные цели и устремления разрушаются. Зачастую не отдается отчет в том, что предлагаемый видеоряд символов до предела однообразен, несмотря на различное построение сюжетной линии. В результате на фоне серости собственной личности просмотр видеофильма действительно становится глотком счастливой, полнокровной жизни, ее суррогатом. Такой феномен психологи называют "манипуляцией сознанием при помощи эмоционально окрашенных символов", и он, как известно, активно применяется в обычной, "откровенной" рекламе.
К сожалению, всех последствий подобных эффектов наша молодежь пока не осознает.

Любовь СУСЛОВА
Краснодар

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru