«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Педвузы практикуют стратегию "Стагнация"

От слова к делу!
Так начиналась программа Олега Иншакова


Двухуровневое управление
Главное - знать людей и их потенциал


Перемены без потрясений
Обучение - это прежде всего общение


Самый хитрый талант
Чтобы успешно руководить, нужно быть экономистом, ученым и политиком одновременно


Опрос
Каким должен быть сегодня ректор и где он может повысить свою квалификацию?


Из первых рук

Вот солдаты придут...
Минобороны пытается отобрать у Красного Креста международную школу-интернат


Погоны для физрука
Члены призывной комиссии "не заметили", что учитель - из села


Король Лир Одинцовского уезда
Когда картошка слаще персика


Пенсионеров обидели?

Ваш адвокат

Американских детей учат "по-нашему"
Система Эльконина-Давыдова внедряется в школах разных стран


Надежда - только на себя!
Молодым в село у нас дорога


Цыганки с картами... сидят за партами

Конкурс
Советы - русским педагогам


Спешите обрести друзей!
Приглашаем на творческое состязание


Самый умышленный и отвлеченный город в мире...
Таким Достоевскому виделся реальный Петербург


Хороший народ!
"Знаменитый Павлюк" Павла Нилина


Как стать полиглотом?

Подписка

Из студии МХАТа - в республику "ШКИД"
Педагогическое призвание взяло верх над сценой


"Топите лысого!",
или Слабое звено - гуманизм


Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о любви

"Постельная" наука,
или Во всем Фрейд виноват?


Грех, который не смыть
Ежедневно сотни животных отравляют и бьют током


Человеку вживят цифровой имплантант

Долой фенилкетонурию,
или О том, чем занимаются доктора и кандидаты в Академгородке


Диагноз: телемолодежь

Как не "вылететь" из команды
Молодежный экологический лагерь: от итогов к подготовке


Ты не один. Пока ты с нами
Семейная педагогика


Илзе ЛИЕПА:
Отец нам казался сказочным принцем


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Университет защитников неба Отчизны


Десять лет назад в Смоленске была сформирована Военная академия противовоздушной обороны Сухопутных войск, преобразованная в 1998 году в Военный университет войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ. Академия стала первым военным вузом, образованным по Указу Президента России в Российской армии. О подготовке специалистов войсковой ПВО нашему корреспонденту рассказывает начальник вуза генерал-полковник Виктор ЧЕРТКОВ.

- Виктор Кузьмич, академия войсковой ПВО в Киеве считалась одним из сильнейших военных вузов Советского Союза. А как вы оценили бы потенциал российского военного университета?
- В 1992 году российское войсковое ПВО лишилось не только академии. На Украине остались инженерное училище, научно-исследовательский институт нашего рода войск, Полтавское училище, Богодуховский учебный центр. В Смоленске все пришлось создавать практически заново. Сейчас площадь учебных классов - 17.000 квадратных метров. Под учебные аудитории приспособлены и помещения ангаров, где раньше хранилась техника. Более 12.000 квадратных метров -аудитории нового четырехэтажного учебного корпуса, построенного в 1996 году. В нем оборудованы 121 аудитория, 8 лекционных залов, 27 специализированных классов, 16 - общего назначения, 7 лингафонных кабинетов, 11 компьютерных классов.
- Как вам удалось добиться этого за такой короткий срок?
- Когда в 1996 году сдавали в эксплуатацию этот корпус, мы стояли у голых стен, и я предложил провести конкурс на лучший класс. Некоторые на меня посмотрели тогда с недоверием, как на фантазера. Но очень скоро конкурс состоялся. Мне, наверное, в жизни везло - у меня не было плохих подчиненных. Сейчас уже можно смело сказать, что спустя 10 лет наш университет превзошел прежнюю киевскую академию по всем показателям, даже по научно-педагогическому потенциалу.
- Вы не преувеличиваете?
- Судите сами. В Киеве в лучшие годы было 120 докторов и кандидатов наук. В Смоленск приехало 20 преподавателей, из них 2 доктора наук. Сегодня у нас трудится около 200 докторов и кандидатов наук. Ежегодно защищается 25-27 кандидатских и 2-3 докторских диссертации.
- А каковы технические возможности университета по обеспечению учебного процесса?
- У нас высокая степень компьютеризации. Используется около четырехсот самых современных машин, которые объединены в сеть. Преподаватели сами создают обучающие программы, с помощью которых можно, например, решать боевые задачи, проводить в учебных целях командно-штабные учения, определять эффективность стрельб и применения оружия. Наша кафедра вычислительной техники стабильно занимает высокие места на первенстве вузов города и области по информатике.
Мы создали уникальный комплекс учебных командных пунктов. Его начальник - полковник Александр Шацман со своими подчиненными с 1994 года, когда на этом месте стояли лишь голые стены, проделал огромную работу. Теперь здесь под руководством преподавателей ведущей кафедры "Управление огнем" курсанты и офицеры осваивают боевую работу на всех образцах техники и вооружения, имеющегося в войсках. На этой базе проводятся сборы офицеров военных округов. КП позволяет создать всю группировку управления, подключить средства разведки и боевые машины войсковой ПВО.
- Вы можете на КП моделировать воздушные налеты, какие были, например, во время агрессии США и НАТО против Югославии?
- Имитационно-моделирующие комплексы позволяют смоделировать воздушный налет любой сложности. Здесь одновременно на различных высотах можно задать до 300 целей всех типов, обеспечив выдачу радиолокационной информации. В том числе мы создавали и алгоритм балканского сценария. При этом сразу проверяли возможность собственной работы и рассчитывали эффективность применения нашего оружия.
- В связи с конфликтами последнего десятилетия и терактами в США все большее число военных руководителей разных стран мира понимают возрастающую роль ПВО. Учатся ли у вас в вузе иностранные специалисты?
- Мы занимаем второе место среди военных вузов по числу обучаемых военных специалистов иностранных государств. Когда-то в киевской академии учились представители более 40 стран. Затем на протяжении 6-7 лет иностранцев у нас не было, а сейчас уже обучаются слушатели из 15 стран мира. Причем это не только представители ближнего зарубежья, но и некоторых западноевропейских государств.
-Ученые университета взаимодействуют с конструкторами и представителями оборонно-промышленного комплекса?
- В последние год-два после длительного затишья оживилась связь с промышленностью. Разработчики, производители сами начали искать с нами контакты, понимая, что наша база позволяет проводить серьезные исследования. Например, испытания всех АСУ войсковой ПВО раньше проводились только на полигоне Эмба, что в Казахстане. Сейчас его просто нет. Поэтому один из этапов таких испытаний было решено проводить на базе наших учебных КП. Ведь здесь собраны все объекты сопряжения, с которыми новые образцы АСУ должны работать. Кроме того, здесь сосредоточен большой научный потенциал. С 1997 года прошло пять испытаний различных образцов АСУ.
- В университете учатся девушки-военнослужащие, которые в будущем станут специалистами АСУ?
- Да, в этом году они выпускаются, сейчас проходят стажировку в различных регионах, в том числе Северо-Кавказском. К сожалению, это первый и последний их выпуск. Минобороны не имеет средств, чтобы создать условия для подготовки в военных вузах женщин-военнослужащих. Хотя, очень жаль, они проявили себя с самой лучшей стороны. Из 18 девушек две идут на золотую медаль и семь на диплом с отличием. К тому же они, на мой взгляд, стабилизируют обстановку, курсанты подтягиваются при них. Несмотря на некоторые объективные сложности, в интересах общего дела, я бы продолжал обучение девушек и в дальнейшем.
- Есть ли возможность у слушателей и курсантов в процессе обучения проверить свои знания на практике?
- Раз в семестр обязательно проводятся совместные учения слушателей и курсантов. У нас есть тактическое поле, где одновременно разворачивается до двух радиолокационных рот с КП отдельного радиотехнического батальона и до четырех зенитных ракетных батарей. На командных должностях от уровня дивизиона и до армии руководят офицеры, а на батарейном КП, на огневых единицах и РЛС работают курсантские расчеты. Такая совместная подготовка, кроме экономии средств - это еще и психологический тренинг, который готовит людей к дальнейшей совместной работе в войсках.
- Какое место в вашем техническом вузе отводится гуманитарной подготовке?
- У нас очень сильные кафедры экономических и социально-экономических дисциплин. Здесь работает много инициативных и творческих педагогов. На эти должности ежегодно объявляется реальный альтернативной конкурс. Побеждает сильнейший. Университет получил лицензированное право на подготовку военных переводчиков. В прошлом году 11 выпускников получили свидетельства военных переводчиков с правом ведения самостоятельной работы.
- Известно, что в университете поощряются спортивные рекорды, говорят, что вы лично мизинцем выжимаете двухпудовую гирю. Это правда?
- Конечно, спорт поощряется. У нас свой тир, спортзал, стадион, тренажерный зал, теннисные столы, спортивные снаряды, прекрасные душевые. И насчет гирь тоже, как говорится, соответствует действительности. Команда университета по гиревому спорту - чемпион Смоленской области.
- Конкурс для поступающих в университет довольно высокий, на последнем этапе - 3 человека на место. Как вы думаете, почему?
- Мы задолго до зачисления начинаем работать со своими будущими курсантами. У нас 60 процентов учащихся - смоляне. В пяти школах города и области с нашей помощью оборудованы классы военной подготовки. Есть кадетские классы. На одном из последних совещаний в Москве по проблемам военного образования приводились такие цифры: в 1996 году отчисляемость из военных вузов была в среднем на уровне 40 процентов, сейчас этот показатель - 25 процентов. У нас же по итогам последнего выпуска за все пять лет было отчислено лишь 8 процентов курсантов. Здесь, на мой взгляд, сказывается качественный отбор при приеме. Ну и то, конечно, что в университете созданы условия для учебы.
- Следите ли вы за дальнейшей судьбой своих выпускников?
- Конечно, анализируем, как показывают себя наши питомцы в службе. Вот, например, недавно закончили университет два курсанта - братья Золотовы. Они были у нас младшими командирами. Поехали служить в Армению. А на следующий год стали уже комбатами - были назначены на майорские должности. Наши выпускники очень быстро растут.
Мы вообще стараемся максимально облегчить их ввод в строй. Помимо конспектов, наш выпускник увозит в войска массу методических пособий, в том числе специальный сборник - "Памятка выпускнику".

Беседу вела Ольга Божьева

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru