«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Педвузы практикуют стратегию "Стагнация"

От слова к делу!
Так начиналась программа Олега Иншакова


Двухуровневое управление
Главное - знать людей и их потенциал


Перемены без потрясений
Обучение - это прежде всего общение


Самый хитрый талант
Чтобы успешно руководить, нужно быть экономистом, ученым и политиком одновременно


Опрос
Каким должен быть сегодня ректор и где он может повысить свою квалификацию?


Из первых рук

Вот солдаты придут...
Минобороны пытается отобрать у Красного Креста международную школу-интернат


Погоны для физрука
Члены призывной комиссии "не заметили", что учитель - из села


Король Лир Одинцовского уезда
Когда картошка слаще персика


Пенсионеров обидели?

Ваш адвокат

Американских детей учат "по-нашему"
Система Эльконина-Давыдова внедряется в школах разных стран


Надежда - только на себя!
Молодым в село у нас дорога


Цыганки с картами... сидят за партами

Конкурс
Советы - русским педагогам


Спешите обрести друзей!
Приглашаем на творческое состязание


Самый умышленный и отвлеченный город в мире...
Таким Достоевскому виделся реальный Петербург


Хороший народ!
"Знаменитый Павлюк" Павла Нилина


Как стать полиглотом?

Подписка

Из студии МХАТа - в республику "ШКИД"
Педагогическое призвание взяло верх над сценой


"Топите лысого!",
или Слабое звено - гуманизм


Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о любви

"Постельная" наука,
или Во всем Фрейд виноват?


Грех, который не смыть
Ежедневно сотни животных отравляют и бьют током


Человеку вживят цифровой имплантант

Долой фенилкетонурию,
или О том, чем занимаются доктора и кандидаты в Академгородке


Диагноз: телемолодежь

Как не "вылететь" из команды
Молодежный экологический лагерь: от итогов к подготовке


Ты не один. Пока ты с нами
Семейная педагогика


Илзе ЛИЕПА:
Отец нам казался сказочным принцем


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
"Споемте, друзья!"
Вечер-встреча с ветеранами Великой Отечественной войны


Загодя образуются творческие группы в классе (школе). Каждая группа готовит инсценирование одной из песен периода войны или о войне.
Звучат позывные песни "Песня остается с человеком".
1-й ведущий: Добрый вечер!
2-й ведущий: Здравствуйте, друзья! Мы рады видеть вас на нашем вечере встречи с песней.
1-й ведущий: Особые слова приветствия мы адресуем нашим гостям - ветеранам войны и труда, тем, кто на фронте и в тылу в годы войны ковал победу.
2-й ведущий: Как много значит в жизни каждого из нас песня! Песня была участницей многих великих свершений. В ней отразилась история, судьба всей страны. О роли и месте песни в годы войны пойдет сегодня речь.
Вновь звучат позывные песни "Песня остается с человеком".
1-й ведущий: Наступило лето 1941 года. В школах страны уже шли выпускные вечера. Часы отбивали последние минуты мирной жизни...
Чтец:
Грустные ивы склонились к пруду,
Месяц плывет над водой.
Там, у границы, стоял на посту
Ночью боец молодой...

В темную ночь он не спал, не дремал,
Землю родную стерег -
В чаще лесной он шаги услыхал
И с автоматом залег.

Черные тени в тумане росли,
Туча на небе темна...
Первый снаряд разорвался вдали -
Так началася война...
(Из песни "Грустные ивы", сл. А.Жарова, муз. М. Блантера).
(Слышны звуки разрывающихся снарядов и затем, в полной тишине, голос Ю. Левитана объявляет о начале войны).
2-й ведущий: В первый же день войны В.И.Лебедев-Кумач написал стихотворение "Священная война", которое 24 июня было опубликовано одновременно в газетах "Известия" и "Красная звезда". Композитор А.В.Александров, создатель и руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, прочитав его, сочинил музыку. Вскоре три бригады ансамбля, выехавшие на фронт, исполнили ее перед воинами. С песней "Священная война" шли солдаты на фронт.
(Демонстрируются кадры из учебного фильма "Начало Великой Отечественной войны", где звучит песня "Священная война").
1-й ведущий: Так с первых дней войны вместе с Красной Армией в бой вступила и советская песня.
Позже в статье "Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война" А.В.Александров писал: "Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей чувство возмущения, гнева и мести. Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках - песня. Песня, которая может так же разить врага, как и любое оружие..."
Чтец:
В песне зажег я огонь, исполняя
сердца приказ и народа приказ.
Друга лелеяла песня простая,
Песня врага побеждала не раз.

Низкие радости, мелкое счастье
Я отвергаю, над ними смеюсь.
Песня исполнена правды и страсти -
Тем, для чего я живу и борюсь.
(М. Джалиль. "Мои песни")

2-й ведущий: Взрослые и дети создавали песни на мотивы популярных в предвоенные годы песен "Синий платочек", "Три танкиста", "Марш артиллеристов" и другие.
Так, лишь десятилетия спустя стало известно, что первая песня о защитниках Брестской крепости была написана одним из них - Федором Германенко в июле 1941 года на мотив известной песни "Варяг". Ее пели пограничники, осажденные в крепости. Когда фашисты стали забрасывать гранатами подвал, где находились ее последние защитники, Федор вложил текст этой песни в масленку и выбросил ее через оконце.
Чтец:
Жизнь сжигаем, как солому,
Для Отчизны несравненной,
Умираем с легким сердцем,
Гибнем с песней дерзновенной.
(Все участники вечера исполняют песню защитников Брестской крепости на мотив песни "Варяг").
Разбитая крепость над Бугом стоит,
В ней камни, омытые кровью.
Мы верим: навеки народ сохранит
Бессмертную славу героев.

Товарищ, будь стойким в жестоких боях,
Про голод и раны забудем.
Клянемся Отчизне, что мы ни на шаг
С родимой земли не отступим.

Расскажут лишь камни о наших делах,
Как насмерть герои стояли.
Здесь русский, бурят, армянин и казах
За Родину жизнь отдавали.

Прощайте, товарищи,
Родина-мать!
Последний парад наступает.
Врагу не сдается геройская рать,
Пощады никто не желает.

1-й ведущий: Многие песни, созданные еще до войны, прошли с нашей армией от Волги до Берлина, получив как бы второе рождение. К числу их бесспорно можно отнести знаменитую "Катюшу", написанную композитором М.И.Блантером на слова М.В.Исаковского. В своей статье "История одной песни" поэт вспоминал такой случай: "Однажды вечером в час затишья наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу".
Немцы прокрутили ее раз, потом второй, потом третий... Это разозлило наших бойцов: "Мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них песню". В общем, дело кончилось тем, что группа солдат совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась молниеносная схватка. В результате немцы еще и опомниться не успели, "Катюша" - пластинка вместе с патефоном - была доставлена к своим".
1-й ведущий: С.Я.Маршак писал: "Мало сложить песню. Надо ее так сложить, чтобы она жила долго и чтобы с каждым днем она казалась нам свежее, роднее, ближе".
Не такой ли песней является "Катюша"? Лишь зазвучат первые аккорды, а уже каждому из нас приходят на память слова:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой...
И звучит, звучит песня, столь любимая всеми нами...
(Все участники вечера исполняют песню "Катюша").
Чтец:
То грустная, то вольная,
как ветер,
То грозная, зовущая на бой,
Подруга - песня! Нет нигде
на свете
Другой такой подруги дорогой.
С тобой рождались, жили,
умирали,
В тебе народ всю душу открывал,
Тебя в походах деды запевали
И сыновьям отец передавал...

Я уходил от берега родного
И смерть и подвиг видел я в бою,
И мне открылось песенное
слово,
И отдал бою песню я свою.

И в дни блокады, по ночам,
бывало,
Когда я, шапки не снимая, спал,
Когда к стене подушка
примерзала,
За словом слово песню я слагал.

Последней спичкой запалив
лучину,
Я второпях записывал ее,
И снова в ночь, как в черную
пучину,
Меня вело горение мое.

И слушал я, как в мерзлые
кварталы,
Во тьму, в метель, над мертвой
тишиной,
В сто рупоров незримый
запевала
Заводит песню, сложенную
мной.
(Н. Браун)

2-й ведущий: Истории возникновения песен различны. Вот одна из них. Советский поэт, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где "до смерти четыре шага". После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор К. Листов написал мелодию к тексту. Так была создана песня "Землянка".
Чтец:
В железной печурке огонь
догорает,
Подернутый пеплом седым.
Окончился ужин. Бойцы
отдыхают.
Густеет махорочный дым...
(Одна из творческих групп инсценирует песню "Землянка").
Чтец:
Кем я был на войне?
Полузрячим посланцем из тыла,
Забракованный напрочно всеми
врачами земли.
Только песня моя с батальоном
в атаку ходила,
Ясноглазые люди ее сквозь
огонь пронесли.
Я подслушал в народной душе
эту песню когда-то
И, ничем не прикрасив, тихонько
сказал ей:
- Лети! -
И за песню солдаты
встречали меня как солдата,
И враги нас обоих старались
убить на пути.

1-й ведущий: Эти слова принадлежат поэту Льву Ошанину. Поэт-песенник, он оставил свой след в истории создания песен о Великой Отечественной войне. Послушайте одну из них.
(Исполняется песня "Эх, дороги!").
2-й ведущий: Война и любовь. На первый взгляд два этих слова несовместимы. Но жизнь вносит свои поправки. Стихи Константина Симонова и Алексея Суркова о любви, написанные ими во время войны, сразу же завоевали сердца солдат: они вырезали их из газет, заучивали наизусть, переписывали и отсылали своим женам и невестам. Солдатам хотелось верить в то, что их любят и ждут.
Одной из любимых песен в то время была песня "Огонек" (сл. М. Исаковского, муз. неизвестного автора).
(Инсценирование песни "Огонек").
1-й ведущий: Песня на войне. Песня в мирное время. Для каждого из нас она свое мерило. Мерило добра и совести, чуткости и внимания, печали и памяти. И сегодня мы обращаемся к нашим гостям, участникам войны, с вопросами:
Что сохранила ваша память о тех далеких днях?
Что для вас значит песня?
(После воспоминаний гостей для них исполняется песня, подготовленная творческой группой).
2-й ведущий: 1418 дней и ночей разделяют две даты - 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. Не все дожили до светлого праздника - Дня Победы. Но в благодарной памяти потомков они останутся живыми, вечно живыми...
(На фоне песни "Журавли" исполняется музыкально-хореографическая картинка "Память").
1-й ведущий: День Победы - светлый весенний праздник, праздник боевой славы советского народа-героя, народа-богатыря. Долог и труден был путь к маю 1945 г. Чем, как измерить его, путь к победе? Битвами, днями, горем, страданиями, миллионами жизней? Да, всем этим, незабываемым, священным для нас. Оно, это незабываемое, вошло в нашу жизнь, во многие тома истории, застыло в камне и бронзе памятников, мемориалов славы. Оно и поныне звучит и волнует людские души словами стихов и песен. Оно вечно в благодарной памяти потомков, чье право на жизнь и на счастье было оплачено в годы войны такой дорогой ценой.
(Звучит мелодия Р. Паулса "Печаль", на фоне которой демонстрируются диапозитивы с изображением эпизодов войны, памятников героям и участникам войны).
Чтец:
Сегодня праздник входит
в каждый дом,
И радость к людям с ним
приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим
днем,
С днем нашей славы,
С Днем Победы!

Еще нас не было на свете,
Когда гремел салют из края
к край,
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май!
Победный Май!
(Звучит песня "День Победы").

Ольга ЕРМАКОВА,
учитель истории

Нижегородская область

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru