«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Педвузы практикуют стратегию "Стагнация"

От слова к делу!
Так начиналась программа Олега Иншакова


Двухуровневое управление
Главное - знать людей и их потенциал


Перемены без потрясений
Обучение - это прежде всего общение


Самый хитрый талант
Чтобы успешно руководить, нужно быть экономистом, ученым и политиком одновременно


Опрос
Каким должен быть сегодня ректор и где он может повысить свою квалификацию?


Из первых рук

Вот солдаты придут...
Минобороны пытается отобрать у Красного Креста международную школу-интернат


Погоны для физрука
Члены призывной комиссии "не заметили", что учитель - из села


Король Лир Одинцовского уезда
Когда картошка слаще персика


Пенсионеров обидели?

Ваш адвокат

Американских детей учат "по-нашему"
Система Эльконина-Давыдова внедряется в школах разных стран


Надежда - только на себя!
Молодым в село у нас дорога


Цыганки с картами... сидят за партами

Конкурс
Советы - русским педагогам


Спешите обрести друзей!
Приглашаем на творческое состязание


Самый умышленный и отвлеченный город в мире...
Таким Достоевскому виделся реальный Петербург


Хороший народ!
"Знаменитый Павлюк" Павла Нилина


Как стать полиглотом?

Подписка

Из студии МХАТа - в республику "ШКИД"
Педагогическое призвание взяло верх над сценой


"Топите лысого!",
или Слабое звено - гуманизм


Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о любви

"Постельная" наука,
или Во всем Фрейд виноват?


Грех, который не смыть
Ежедневно сотни животных отравляют и бьют током


Человеку вживят цифровой имплантант

Долой фенилкетонурию,
или О том, чем занимаются доктора и кандидаты в Академгородке


Диагноз: телемолодежь

Как не "вылететь" из команды
Молодежный экологический лагерь: от итогов к подготовке


Ты не один. Пока ты с нами
Семейная педагогика


Илзе ЛИЕПА:
Отец нам казался сказочным принцем


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Светец
Что такое именины?


Цель праздника: познакомить ребят с одной из старейших традиций на Руси - празднованием именин.
Задачи педагога: дать информацию об этой традиции; познакомить ребят с толкованием их имен; показать обряд проведения праздника именин; развить бережное отношение к народным традициям.
Участвует 16-20 человек. Реквизитом на празднике будут свечи, иконы с изображением святых, празднично накрытый стол, пироги, чай, сладости. До праздника, заранее, участникам предлагается заполнить анкету, по которой в дальнейшем отбирается необходимый материал по именам и датам рождения.

Анкета "Мое имя":
1. Почему тебя так назвали?
2. Что значит твое имя?
3. Как ты сам относишься к своему имени, как бы ты хотел, чтобы тебя звали?
4. Знаешь ли ты день своих именин?
5. Как называют тебя родители и друзья?

Праздник проходит так.
Участники приходят в празднично оформленное помещение. В зале выставка икон, репродукции картин, литературы по теме. Можно использовать предметы старинной утвари: подсвечники, вышитые скатерти, рушники, самовары, подносы. Подбирается музыкальное оформление, с ребятами заранее разучивается напев "Многие лета!".
Ведущий праздника беседует с ребятами по следующим темам:
1. Имена - что они значат, из каких языков пришли к нам (используется книга Успенского "Ты и твое имя").
2. Религиозные основы имени (ангел-хранитель, иконы, святые).
3. Что такое именины? (Обряд празднования, определение даты имени по Святцам).
В процессе беседы каждый участник рассказывает о своем имени все, что он мог узнать у своих родителей. Ведущий оценивает правильность знаний, дает дополнительную информацию об имени каждого участника (как переводится имя, с какого языка, когда празднуются именины в зависимости от дня рождения).
Далее обыгрывается обряд празднования именин. Приносятся именинный пирог, исполняется напев "Многие лета!" и вручаются подарки. Все приглашаются на чаепитие. Предлагается игровая программа (конкурс производных от имени, конкурс "Имя-тезка", конкурс "Защита имени").
В конкурсе производных от имени мальчикам и девочкам предлагается назвать как можно больше ласковых и шуточных производных от их имен. В конкурсе "Имя-тезка" ребята должны вспомнить и назвать имена исторически известных людей, киногероев, писателей, художников. Если ребенок не может вспомнить своего известного тезку, ведущий ему помогает или просит помощи у всех ребят. Конкурс "Защита имени" - это своеобразное КТД. Ребята делятся по группам имен (Иры, Наташи, Саши...). Они должны придумать визитную карточку своего имени с помощью музыки, стихотворения, загадок и пословиц.
Хорошим заключением праздника может стать известная русская игра "Каравай". Все участники встают в круг, в центре которого "именинник". Все водят хоровод, то расширяя круг, то сужая, то поднимая руки, то опуская, - в зависимости от текста песни:
Как на... именины
Испекли мы каравай!
Вот такой вышины, вот такой нижины,
Вот такой ширины, вот такой ужины.
Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!
Именинник: Я люблю, конечно, всех, но... больше всех! (Меняется местами с тем, кого он назвал, игра продолжается).


Теоретический материал к празднику "Светец"
Тема "Ты и твое имя"

Дейл Карнеги писал, что люди "глубоко и вечно заинтересованы в самих себе". Имя - часть человека. Отсюда естественный интерес к этой теме. При проведении занятия уместно сообщить учащимся ряд сведений, касающихся религии, истории, искусства. Используя совет Д.Карнеги, лучше начинать выступление, держа в руках какой-либо предмет, начинать с вопроса. Например, используя фабричную сергиево-посадскую матрешку, спросить, как называется эта матрешка и что значит слово "матрешка".
Примерный план изложения материала:
1) Что значит слово "матрешка"?
2) Как называли детей в Древнем Риме?
3) Как называли детей в Древней Руси?
4) Почему стали называть детей на Руси иностранными именами после принятия христианства? Что такое Святцы?
5) Что значат имена, из каких языков они взяты?
6) Кто такие святые? Как изображали их на иконах?
7) Как выбирали имя? Как определить день своих именин.
8) Как раньше праздновали именины.
9) Знаменитые тезки.
Матрешка - это уменьшительное от женского имени Матрена. Это распространенное в прошлом имя, преимущественно в деревнях.
Матренами раньше называли деревенских девочек, приезжавших в город и поступавших в прислуги. В городских условиях они казались немного неуклюжими, неловкими. И вот игрушку в виде деревянной девочки назвали матрешкой. Можно напомнить (лучше в виде дискуссии), что первая матрешка была сделана в конце прошлого века в мастерской Мамонтовых в Москве токарем Звездочкиным по рисунку художника Сергея Малютина. Малютин первую матрешку изобразил в виде девочки в сарафанчике, фартучке с платочком на голове. И находится эта первая матрешка в Музее игрушки в г.Сергиев Посад. Для детей старшего возраста можно привести такие примеры.
Имя Матрена было настолько простонародным, что А.С.Пушкин в поэме "Полтава" назвал дочь Кочубея Марией, хотя на самом деле ее звали Матреной. Имя Татьяна в пушкинские времена тоже имело деревенский оттенок. Но поэт дал его героине романа "Евгений Онегин". Это имя вошло в моду благодаря Пушкину.
Вообще существует мода на имена. Крайне редко в наше время можно встретить людей с такими именами, как Димид, Андрон, Евстигней... Но фамилии, произведенные от них, никого не удивляют. Значит, в прошлом эти имена не были редкими.
А как вы думаете, Матрена - имя русского происхождения? (Обычно отвечают утвердительно). Если вы думаете, что русского, то скажите, что оно значит. Нет. Это имя пришло к нам из Древнего Рима. Там оно звучало как "Матрона", в переводе с латыни - госпожа. В Древнем Риме людей называли понятными для всех именами. Родился у римлянина сын - он мог назвать его Виктор, т.е. победитель. Родился ребенок очень маленький - его могли назвать Павел, что значит - маленький. Родился очень большой - Максим.
Почему же у русских имена непонятные? А в древние времена и русские так же называли детей. Родился ребенок в очень холодную погоду - назвали Мороз. Родился недоношенный - его прятали, чтобы согреть, в рукав шубы и называли Шубой. Крикливого могли так и назвать - Крикун. Детей называли: Соловей, Кисель, Заяц, Пирог. От этих имен произошли фамилии: Морозовы, Шубины, Крикуновы...
Так что же произошло? Почему детей стали называть непонятными иностранными именами? Это произошло после того, как наши предки приняли христианство. Как давно произошло это событие? (Большинство детей эту очень важную дату не помнят). Крещение Руси произошло около тысячи лет назад, в 988 году. Вот на картине Виктора Васнецова изображено это событие: киевский князь Владимир, которого в былинах называли Красное Солнышко, крестит людей в водах Днепра. Христианская вера пришла к нам из Византии. А там был обычай давать детям имена в честь какого-либо человека, который прославлен церковью как святой. Имена святых перечислены в Святцах. Святцы - это православный календарь, в котором на каждый день указаны имена святых, память которых в этот день отмечается. И еще в Святцах есть перечень всех имен, а возле них указаны дни памяти святых с этим именем. Своих святых вначале на Руси не было. Поэтому имена стали давать по византийским святцам. А в них были имена греческие, римские, древнееврейские и других народов. Вот и получилось, что имен со славянскими корнями, таких, как Светлана, Людмила, Владимир, у нас мало. Теперь можно у каждого спросить об имени, знает ли он, что оно значит и из какой страны к нам пришло.
Но кто же такие святые? Церковь канонизировала человека как святого за его жизнь и подвиги. Иногда за чудеса. Святые - это люди-герои, люди-подвижники. На иконах святой изображается с нимбом вокруг головы, т.е. светлым, светящимся кругом, таким же, с каким изображаются Иисус Христос и Богоматерь. Дальнейший рассказ зависит от того, репродукциями каких икон располагает педагог. Если, например, есть репродукции иконы Георгия Победоносца XIV века, митрополита Алексия и Царевича Дмитрия, можно построить рассказ следующим образом.
Иногда на иконе изображают какой-либо момент из жизни святого. Например, Георгия Победоносца часто изображали в момент сражения со змеем. Это один из эпизодов его жизни. По преданию, он победил страшного змея, который требовал в жертву юношей и девушек, и спас этим дочь царя. Победа Георгия символизирует победу добра над злом. В гербе какого города есть изображение Георгия Победоносца? (В гербе Москвы). Но маленькое изображение его есть и в гербе Сергиева Посада. Почему?
Потому что наш город входил в состав Московской губернии, а теперь входит в состав Московской области. Орден Георгия Победоносца был самым высшим военным орденом России. Георгий прославлен церковью как мученик за христианскую веру. Он явился к римскому императору Диоклетиану - противнику христианства - и заявил, что он христианин. Его подвергли невероятным мучениям, добиваясь, чтобы он отказался от своей веры. Но он устоял и погиб страшной смертью. А само имя Георгий значит по-гречески "земледелец". Жил Георгий в начале III века. Его имя давно бы забылось, но, внесенное в Святцы, оно сохранилось до нашего времени.
Часто на иконе помещают в центре изображение святого, а по краям - небольшие картины, которые называются клеймами. На них изображают разные моменты из жития, т.е. жизни святого. Такие иконы называются житийными. Например, на иконе "Митрополит Алексий", написанной великим художником Древней Руси Дионисием, изображен человек, который стоял во главе Русской православной церкви в XIV веке, во времена Сергия Радонежского. Он изображен в рост, в присущем митрополиту облачении. По краям идут клейма.
Мы знаем о Сергии Радонежском, о его жизни и подвигах. Это святой, к имени которого прибавляется слово "преподобный", т.е. подобный Богу. Помним, кем был Александр Невский, тоже канонизированный церковью как святой (можно поговорить об этих святых более подробно). Святым стал и киевский князь Владимир, крестивший Русь. Но бывало иногда, что человек был причислен к лику святых, хотя и не совершал подвигов. Таким святым был царевич Дмитрий, убитый в конце XVI века в Угличе в возрасте 8 лет. Он был сыном Ивана Грозного и претендентом на престол (тут можно рассказать о событиях Смутного времени, о Лжедмитриях, героической обороны Троице-Сергиева монастыря, пояснить герб Сергиева Посада). Царевича Дмитрия провозгласили святым как "невинно убиенного".
Святой, имя которого носит человек, считается его покровителем, его ангелом-хранителем. Как раньше выбирали имя? В старину имя выбирал священник по Святцам. Смотрел, имена каких святых записаны в Святцах на день крещения ребенка, и давал одно из этих имен. Бывало иногда, священник рассердится за что-либо на родителей и даст такое имя, с которым жить человеку неудобно. Например, мальчика назовет Иудой, а девочку - Февронией. Имя Феврония в народе произносили как Хавронья, а Хавроньей звали свинью. Так что девушку с таким именем непросто было и замуж выдать. В более поздние времена, особенно в высших классах общества, родители стали выбирать имя, какое нравится. Так обычно делают и теперь.
День памяти своего святого человек празднует как свой личный праздник. Этот день называется днем ангела, или именинами. Его считали гораздо более важным, чем день рождения, потому что этот день означает рождение духовное. Как же узнать день своих именин? Надо посмотреть в Святцы. Если возле имени, которое носит человек, стоит только одна дата, то все явно. Например, возле имени Татьяна указано 25 января. И все Татьяны празднуют свои именины одновременно, в Татьянин день. Но часто возле имени стоит несколько дат. Что это значит? Во-первых, может быть несколько святых с одним и тем же именем. Например, апостол Петр (ученик Христа) и Петр - митрополит Московский (глава русской церкви при князе Иване Калите). А во-вторых, бывает, что отмечают не один день памяти святого, а больше. Например, Сергия Радонежского - два раза в году: 8 октября и 18 июля. Осенью отмечают кончину преподобного Сергия, а летом - обретение его мощей. Через 30 лет после его кончины рыли траншею под фундамент Троицкого собора и выкопали (обрели) гроб с его останками (мощами), так как он был похоронен под полом деревянной церкви, на месте которой решили построить каменный храм. Как же быть? Надо по Святцам найти то число, которое ближе всего ко дню рождения человека. Например, человека зовут Сергей. Возле этого имени в Святцах стоит 9 дат - дни памяти святых с этим именем. Допустим, Сергей родился 8 марта.
Значит, следует выбрать ближайший день - 2 апреля. Как праздновали раньше именины? Утром этого дня именинник или именинница посылали гостям именинные пироги. Гости сходились за стол по приглашению, приносили подарки. Когда именинник садился за стол, разламывали над его головой пирог с кашей. Чем больше на него сыпалось каши, тем, считалось, будет счастливей его жизнь в течение года. Еще разбивали что-нибудь из посуды - "на счастье". На стол ставили пироги с рыбой, а в постные дни - с грибами, горохом, репой, капустой, маком. На Масленицу пекли пироги с творогом и яйцами. В скоромные дни могли быть пироги с мясом, часто с добавлением каши и лапши. И, конечно, всегда пекли сладкие пироги - с изюмом, ягодами. Гости пели имениннику "Многие лета".

Сценарий праздника подготовлен Центром творчества детей и юношества

Сергиев Посад

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru