«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Педвузы практикуют стратегию "Стагнация"

От слова к делу!
Так начиналась программа Олега Иншакова


Двухуровневое управление
Главное - знать людей и их потенциал


Перемены без потрясений
Обучение - это прежде всего общение


Самый хитрый талант
Чтобы успешно руководить, нужно быть экономистом, ученым и политиком одновременно


Опрос
Каким должен быть сегодня ректор и где он может повысить свою квалификацию?


Из первых рук

Вот солдаты придут...
Минобороны пытается отобрать у Красного Креста международную школу-интернат


Погоны для физрука
Члены призывной комиссии "не заметили", что учитель - из села


Король Лир Одинцовского уезда
Когда картошка слаще персика


Пенсионеров обидели?

Ваш адвокат

Американских детей учат "по-нашему"
Система Эльконина-Давыдова внедряется в школах разных стран


Надежда - только на себя!
Молодым в село у нас дорога


Цыганки с картами... сидят за партами

Конкурс
Советы - русским педагогам


Спешите обрести друзей!
Приглашаем на творческое состязание


Самый умышленный и отвлеченный город в мире...
Таким Достоевскому виделся реальный Петербург


Хороший народ!
"Знаменитый Павлюк" Павла Нилина


Как стать полиглотом?

Подписка

Из студии МХАТа - в республику "ШКИД"
Педагогическое призвание взяло верх над сценой


"Топите лысого!",
или Слабое звено - гуманизм


Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о любви

"Постельная" наука,
или Во всем Фрейд виноват?


Грех, который не смыть
Ежедневно сотни животных отравляют и бьют током


Человеку вживят цифровой имплантант

Долой фенилкетонурию,
или О том, чем занимаются доктора и кандидаты в Академгородке


Диагноз: телемолодежь

Как не "вылететь" из команды
Молодежный экологический лагерь: от итогов к подготовке


Ты не один. Пока ты с нами
Семейная педагогика


Илзе ЛИЕПА:
Отец нам казался сказочным принцем


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Будем учиться на ошибках
Организация принятия мер по результатам контрольных мероприятий


Выявление недостатков, нарушений и злоупотреблений - не самоцель финансового контроля. Важными задачами являются установление причин их возникновения, определение виновных лиц, оперативное устранение всех видов отклонений, разработка и принятие мер по дальнейшему улучшению основной (профессиональной), хозяйственной и финансовой деятельности контролируемого субъекта. Все это повышает действенность финансового контроля.

Принятие мер по результатам проведенных контрольных мероприятий организуется как в ходе их осуществления, так и по окончании ревизии (проверки). Весьма эффективной является организация принятия мер в процессе контроля сразу после выявления каких-либо отклонений. Это позволяет оперативно устранить выявленные недостатки и нарушения, пресечь злоупотребления. Принимаемые решения по окончании контрольных мероприятий учитывают уже принятые оперативные меры и при необходимости их дополняют и расширяют. В приказе по итогам ревизии (проверки) обязательно указывается, какие конкретно принимались решения по оперативному устранению вскрытых отклонений.
Ревизующие в ходе документальной и фактической проверки устанавливают факты нарушений и злоупотреблений, оформляют результаты контрольных мероприятий и предлагают руководителям проверенных субъектов принять меры в соответствии с действующими законодательными и другими нормативными актами. Руководители экономических субъектов рассматривают материалы контрольных органов и принимают необходимые решения.
Изучив данные решения, ревизующие подготавливают (в зависимости от выявленных нарушений) предложения:
- о принятии дополнительных мер руководителями проверенных субъектов;
- о рассмотрении материалов контрольных органов вышестоящими органами, в ведении которых находятся отревизованные учреждения, организации и предприятия;
- о направлении актов ревизий (проверок) другим государственным контролирующим органам, имеющим право применения соответствующих санкций (финансовым, налоговым и т.п.);
- о передаче материалов ревизий, вскрывающих злоупотребления и причинение материального ущерба, на рассмотрение правоохранительных органов.
В системе мер, принимаемых по результатам контрольных мероприятий, важное место отводится организационно-управленческим мерам.
Одним из основных вопросов ревизии является проверка наличия и использования законодательных и нормативных правовых актов. Такая проверка проводится с привлечением квалифицированных юристов.
При этом проверяется состояние работы на экономическом субъекте по кодификации и систематизации законодательных и нормативных правовых актов, как реализуются федеральные законы об образовании, высшей школе и научных исследованиях, как разрабатываются и применяются нормативные акты по финансово-бюджетным и иным вопросам.
Проводится проверка: юридического статуса экономического субъекта и права его функционирования; устава учреждения (организации, предприятия), учредительного договора, свидетельства о государственной регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, внебюджетных фондах; соблюдения имущественных интересов государства при осуществлении учредительной и соучредительной деятельности организации договорно-претензионной работы.
При проверке основной (профессиональной) деятельности особое внимание придается лицензированию, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.
Контрольные мероприятия показывают, что по-прежнему остается острой проблема правового обеспечения развития системы образования, реформирования, структурной перестройки, модернизации управления образованием.
Наиболее характерными являются принимаемые по результатам контрольных мероприятий организационно-управленческие решения о:
- приведении в соответствие с требованиями действующего законодательства и нормативных правовых актов юридического статуса образовательных учреждений и организаций;
- пересмотре устава экономического субъекта, учредительного и соучредительного договоров и приведении их в строгое соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О науке и государственной научно-технической политике", "О валютном регулировании и валютном контроле", "О бухгалтерском учете", с типовыми положениями соответствующих образовательных учреждений, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации.
- уточнении прав, обязанностей и ответственности сторон в учредительных и соучредительных договорах;
- пересмотре действующих и получении дополнительных лицензий на право конкретных видов образовательной деятельности;
- соблюдении требований установленного порядка аттестации и аккредитации учебных заведений;
- реализации образовательных программ в соответствии с утвержденными государственными стандартами, включающими федеральный и национально-региональный компоненты;
- совершенствовании системы управления и структуры сферы образования на всех уровнях деятельности образовательных учреждений, устранении ведомственной их разобщенности, приведении структуры образовательных учреждений в соответствие с потребностями граждан в образовании и общества в квалифицированных специалистах.
На основе материалов ревизий предлагалось вносить изменения, например, в устав образовательных учреждений в части более четкого определения прав, обязанностей и ответственности их структурных подразделений, организации юридической службы, налаживания договорно-претензионной работы, утверждения положения о стипендиальном фонде, порядка образования и использования экономических и социальных фондов, заключения договоров о платном обучении и определения размера платы, о централизованном и децентрализованном бухгалтерском учете, внутрихозяйственном контроле.
По результатам контрольных мероприятий принимались решения: об объединении образовательных учреждений; о создании образовательных комплексов (вуз - лицей - школа); о передаче ряда образовательных учреждений федерального подчинения в ведение субъектов Российской Федерации; о сокращении образовательных учреждений в связи с уменьшением контингента учащихся и воспитанников; о передаче на самофинансирование отдельных учреждений среднего профессионального образования; о сокращении числа кафедр, факультетов, научно-исследовательских подразделений в связи с изменением задач, планируемых объемов деятельности и бюджетного финансирования.
При проверке образовательных учреждений и организаций одним из важных вопросов является установление того, насколько правильно осуществляются требования по регулированию отношений собственности и ее использования.
Ревизиями устанавливались случаи ненадлежащего оформления соответствующих прав при передаче имущества образовательных учреждений в связи с ликвидацией некоторых федеральных (центральных) органов управления. Выявлялись недостатки в оформлении ведомственного реестра объектов федеральной собственности Министерства образования Российской Федерации.
В ходе контрольных мероприятий вскрывались существенные недостатки в использовании государственной собственности в сфере образования. Имелись факты нарушения моратория на приватизацию объектов образования. Многочисленные нарушения допускались при размещении на территории и в служебных помещениях учебных заведений различных коммерческих структур. Нередко эти вопросы решались без надлежащего согласования с органами, ответственными за регулирование имущественных отношений. Устанавливались случаи фальсификации договоров аренды, несоблюдения государственных интересов в оплате аренды и предоставленных арендаторам коммунальных услуг.
По выявленным нарушениям требований по регулированию отношений собственности и ее использования по предложению ревизующих принимались решения о:
- управлении и использовании государственной собственности в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- надлежащем ведении ведомственного реестра государственной собственности в сфере образования, передаче необходимых данных Минимуществу России и его органам на местах;
- включении в реестр государственной собственности в области образования имущества, расположенного не только на территории Российской Федерации, но и функционирующего за рубежом;
- безотлагательном пересмотре решений о незаконной приватизации образовательных учреждений;
- наведении порядка разрешения аренды имущества образовательных учреждений различным коммерческим структурам, оформления договоров аренды, установления размеров оплаты и фактических расчетов за аренду и оказанные арендаторам коммунальные услуги;
- сокращении служебных площадей, необоснованно занимаемых аппаратом управления;
- эффективном использовании государственной собственности учреждений образования исключительно для целей образования, воспитания и ведения научных исследований учеными учреждений образовательной сферы.
По результатам контрольных мероприятий по предложению проверяющих и по инициативе руководителей проверенных учреждений образования в соответствии с российским законодательством виновные лица привлекаются к ответственности:
- дисциплинарной;
- материальной;
- административной;
- уголовной.
Порядок и условия привлечения работников к дисциплинарной ответственности регулируются Трудовым кодексом РФ. Так, в статье 192 "Дисциплинарные взыскания" определено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
Далее в статье 193 ТК РФ "Порядок применения дисциплинарных взысканий" предусмотрено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменном виде. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работника.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение 3 рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Статьей 56 "Трудовые отношения в системе образования" Закона РФ "Об образовании" предусмотрено, что помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, основанием для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации до истечения срока действия трудового договора (контракта) является повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения. Увольнение по данному основанию может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.
Трудовой кодекс РФ содержит в себе раздел "Материальная ответственность сторон трудового договора". В статье 232 этого раздела определено, что сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами.
Статьей 233 ТК РФ предусмотрено, что материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ или иными нормативными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ущерба.
В случаях проведения ревизий, проверки финансово-хозяйственной деятельности размер материального ущерба и виновные лица указываются в акте ревизии или проверки.
Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества. Работник несет материальную ответственность за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.
За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ). Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях (ст. 243 ТК РФ):
- когда в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
- недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
- умышленного причинения ущерба;
- причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда и т.п.
Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с руководителем организации, заместителями руководителя, главным бухгалтером.
При совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием переданных им ценностей, когда невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба и заключить с ним договор о возмещении ущерба в полном размере, может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность.
Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.
В последующих публикациях мы рассмотрим подробно вопросы о выявляемых ревизиями нарушениях государственной финансовой дисциплины и применении финансовых санкций, привлечении виновных лиц к административной и уголовной ответственности, об арбитражной практике с использованием материалов контрольных органов.

В.ПРИВЕЗЕНЦЕВ,
кандидат экономических наук,
заслуженный экономист РФ,
член-корреспондент Международной
академии информатизации

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru