«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Педвузы практикуют стратегию "Стагнация"

От слова к делу!
Так начиналась программа Олега Иншакова


Двухуровневое управление
Главное - знать людей и их потенциал


Перемены без потрясений
Обучение - это прежде всего общение


Самый хитрый талант
Чтобы успешно руководить, нужно быть экономистом, ученым и политиком одновременно


Опрос
Каким должен быть сегодня ректор и где он может повысить свою квалификацию?


Из первых рук

Вот солдаты придут...
Минобороны пытается отобрать у Красного Креста международную школу-интернат


Погоны для физрука
Члены призывной комиссии "не заметили", что учитель - из села


Король Лир Одинцовского уезда
Когда картошка слаще персика


Пенсионеров обидели?

Ваш адвокат

Американских детей учат "по-нашему"
Система Эльконина-Давыдова внедряется в школах разных стран


Надежда - только на себя!
Молодым в село у нас дорога


Цыганки с картами... сидят за партами

Конкурс
Советы - русским педагогам


Спешите обрести друзей!
Приглашаем на творческое состязание


Самый умышленный и отвлеченный город в мире...
Таким Достоевскому виделся реальный Петербург


Хороший народ!
"Знаменитый Павлюк" Павла Нилина


Как стать полиглотом?

Подписка

Из студии МХАТа - в республику "ШКИД"
Педагогическое призвание взяло верх над сценой


"Топите лысого!",
или Слабое звено - гуманизм


Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о любви

"Постельная" наука,
или Во всем Фрейд виноват?


Грех, который не смыть
Ежедневно сотни животных отравляют и бьют током


Человеку вживят цифровой имплантант

Долой фенилкетонурию,
или О том, чем занимаются доктора и кандидаты в Академгородке


Диагноз: телемолодежь

Как не "вылететь" из команды
Молодежный экологический лагерь: от итогов к подготовке


Ты не один. Пока ты с нами
Семейная педагогика


Илзе ЛИЕПА:
Отец нам казался сказочным принцем


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Муравьи и медведи - наши родственники
Главы из нового учебника "Граждановедение" для 5-го класса


Это пропедевтический, вводный курс. Со многими его понятиями и идеями ученикам предстоит неоднократно встретиться в дальнейшем при рассмотрении проблем обществознания. Поэтому курс можно рассматривать как составную часть школьного обществоведческого образования. Цели и задачи курса граждановедения социально ориентированы, они выдвигаются самой жизнью.
Это - освоение учащимися знаний и умений, необходимых для решения насущных жизненных проблем, а именно взаимодействия с природой, успешного обучения, общения с родителями, одноклассниками, педагогами, друзьями, старшими и просто посторонними людьми. На уроках граждановедения каждый ученик должен приобрести знания и умения, которые разовьют твердость характера, помогут ему заботиться о себе самом, действовать в соответствии с собственными убеждениями, отстаивать свои права. Наряду с этим важно воспитание в ребенке желания и умения оказывать помощь людям, попавшим в сложную ситуацию, готовность к сочувствию и сопереживанию, способность прощать.
Наконец, курс граждановедения призван приобщить учащихся к непреходящим ценностям современной цивилизации. Курс построен с опорой на лучшее, что есть в человеческой культуре. Это любовь к родителям, уважение и почитание старших. Это чувство собственного достоинства. Это убежденность в том, что все люди уникальны, что индивидуальное своеобразие делает общество богаче и разнообразнее. Это признание прав и уважение достоинства любого человека: маленького и большого, взрослого или еще не совсем. Это чувство добра, справедливости, доброжелательности. Это терпимость или способность признать право другой личности иметь свою точку зрения, иное мнение. Это готовность к сотрудничеству с разными людьми. Это уважение к закону и принятие норм морали. Постоянное обращение к лучшему в человеке и человеческой культуре поможет юному гражданину справиться с соблазнами "ухода" от норм морали и права, создаст некоторую нравственную точку отсчета в сознании ребенка.
Изучение курса граждановедения в 5-м классе начинается с выяснения той роли, которую играют правила в жизни человека и общества, ведь первое, с чем человек сталкивается с раннего детства, это определенные правила. Он должен следовать им в семье, в школе, во дворе, в большом и маленьком обществе. Потому ожидаемый результат работы в 5-м классе - осознание учениками роли правил, понимание того, почему важно их соблюдать, готовность следовать им в личном опыте.

Главный герой курса "Граждановедение" - человек, но в конечном счете сам ученик, изучающий предмет, поскольку всякий раз учебный материал дает возможность обращаться к его социальному опыту - опыту ребенка: сына или дочери; опыту ученика: успешного или не очень; опыту друга: надежного или неверного, а также опыту соседа, жителя города или поселка, гражданина своей страны.
Структурно курс состоит из четырех разделов: I. Как человек становился человеком; II. Человек среди людей; III. Что такое семья; IV. Как сделать школьные годы чудесными. Каждый из разделов начинается с преамбулы, состоит из нескольких тем уроков и завершается обобщающим заключением.
Главный герой наших уроков - человек. Кто этот человек? Это ты, твои близкие и друзья, твои соседи и земляки, а в конечном счете все мы, ибо каждый из нас - человек. Вначале немного истории.


Тема "О том, как человек становился человеком"

Скажите мне, что значит человек?
Откуда он, куда идет?


Два человеческих начала

Первое начало человека. Мир, который нас окружает, наполнен множеством живых существ: растениями, животными, птицами, насекомыми, рыбами. Большие и маленькие, молчащие, рычащие, поющие... Но есть еще одно живое существо, которое считает себя красой, венцом Вселенной. Это - человек.
Между тем люди не всегда были о себе столь высокого мнения. Когда-то, на заре истории, они оценивали свои возможности гораздо скромнее. Древние греки, например, называли людей эфемеридами - однодневками. Ведь по сравнению с бессмертными богами жизнь человека очень короткая, словно одно мгновение. Да и могучей силой он не обладает: не может метать громы и молнии, вздымать морские волны, передвигать горы... Так что же изменилось, почему человек вдруг возгордился собой? Что это за существо - человек?
Ученые называют человека биосоциальным существом, создателем культуры. Вряд ли такое определение вам понятно. Но давайте разберемся. Начнем со слова "биосоциальное". Его первая часть вам хорошо знакома: слово "био" в переводе с греческого означает "жизнь". Биологическое существо - значит существо живое. Как все живое, человек рождается, дышит, ест, пьет, живет и умирает. Все мы принадлежим к живому миру, и поэтому у нас очень много общего со всеми другими существами, так не похожими на нас, но тоже живыми. Мы родные и с маленьким муравьишкой, и с хитрой плутовкой лисой, с увальнем медведем и с грозным тигром, с нежным цветком и с могучей сосной. Мы можем любить и ненавидеть, радоваться, испытывать боль, страх, сопереживать, страдать. Те, у кого есть дома животные, знают, что и они тоже умеют любить, умеют быть благодарными и самоотверженными. Всякий, кто имел в доме друга - собаку или кошку, попугая или кролика, а может, и еще кого-то, кто дарит нам тепло искренней привязанности, - знает, как тяжело расставаться с этим маленьким другом, когда он погибает или умирает от какой-то болезни, а человек не в силах ему помочь.
Итак, способность чувствовать объединяет человека с другими живыми существами.
Вспомните слова из сказки про Маугли: "Мы с тобой одной крови!" Что они означают?
Но важно не только это. Важно то, что, будучи живыми, мы все нуждаемся в свежем воздухе, чистой воде, нам всем нужна плодородная, неотравленная почва. Раз мы живые, раз мы в чем-то схожи с цветком, с муравьишкой, с ласточкой и с пингвином... значит то, что плохо для них, плохо и для нас. Мы - существа одной планеты, мы родные. Маленькие и большие, грозные, могучие и слабые - мы все нуждаемся в защите. Гибнет лес - это сигнал тебе, человек; улетают и не возвращаются птицы, становится меньше пчел, гибнет рыба - это сигнал тебе, человек: смотри, им плохо, значит, не все благополучно на нашей маленькой голубой планете Земля. Значит, стучится беда в наш общий прекрасный дом. Человек, ты - сильный и умный. Всему живому на Земле нужна помощь, помоги своей матери-Земле, тем самым ты поможешь и себе. Вот что означает маленькое слово "био" - "живой".
Второе начало человека. Теперь давайте посмотрим на вторую часть нашего ученого определения; Слово "социальный" пришло к нам от древних латинов, некогда живших на Апеннинском полуострове - там, где находится страна Италия. Словом "социум" латины называли общество. Следовательно, социальное существо - это существо общественное, то есть такое, которое живет сообществами, которое по каким-то причинам без себе подобных просто не сможет выжить. Итак, человек - не только живое, но и общественное существо.
Между тем и среди наших братьев - животных есть существа, живущие сообществами: волки и пчелы, зебры и слоны, муравьи и обезьяны и многие другие. Узнать о том, почему большой слон и маленькая пчела живут сообществами, вам поможет замечательный предмет - биология. А мы с вами попробуем выяснить, почему человек вынужден жить в обществе и как живет человеческое общество.
1. Назовите известные вам живые существа, живущие сообществами.
2. Возможно, нам уже что-то известно об их общественной жизни. Откуда вы об этом узнали? Расскажите своим одноклассникам.
Почему человек живет в обществе? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем посмотреть на человека только как на биологическое существо Для этого надо забыть о многих замечательных изобретениях, которые сегодня позволяют человеку быстро перемещаться в пространстве, летать высоко в небе и переплывать океаны. То есть забыть о самолетах, океанских лайнерах, автомобилях и поездах, станках, обрабатывающих металл, пилах, режущих дерево, ружьях, которые делают человека сильнее могучего зверя, и даже о теплых уютных домах. Давайте представим себе современного взрослого мужчину, не вооруженного всеми этими творениями рук человеческих, где-нибудь на необитаемом острове, один на один с дикой природой. Представили? Как вы думаете, сможет он выжить? Наверное, кто-то из вас решил, что сможет. Но, увы, это не так.
Дело в том, что как биологическое существо человек не приспособлен к тому, чтобы прожить в одиночку. Нашу руку нельзя сравнить с сильными лапами льва, медведя или тигра, которыми они могут свалить даже быка, а когтями разорвать его на части. А у нас и когтей-то нет, вместо них - ногти. Как у многих животных, у человека есть клыки, но они не такие мощные, как у тигра или волка. Олимпийский чемпион по бегу, и тот не сможет развить такой скорости, как гепард, страус или лань. И даже заяц его обгонит. В силе он тоже уступит многим животным. И это взрослый мужчина, а что же тогда говорить о детях? Не меньше года должно пройти, прежде чем, родившись, ребенок сможет только научиться ходить! Теперь представим, что человек не один, а с семьей, и не в современном городе или деревне, а среди дикой природы. В этом случае придется не только добывать пищу, но еще и оберегать от опасностей и женщину, и дитя. Нет, никак не справиться одному мужчине со всеми этими проблемами.
На уроках истории вы уже узнали, что наши далекие предки обитали в суровой среде, поэтому им просто необходимо было объединиться с другими мужчинами и женщинами и распределить между собой обязанности: кто-то идет на охоту, кто-то охраняет покой женщин, детей, стариков, кто-то воспитывает малышей, кто-то занимается собирательством... В этом жизнь человеческого коллектива очень похожа на жизнь сообщества животных, где между членами коллектива тоже распределены обязанности и существуют строгие правила, которые все должны соблюдать. Однако не думайте, что нет различий между сообществом животных и человеческим коллективом, но о них вы узнаете позже.
Следовательно, объединиться в коллектив было необходимо для того, чтобы выжить, чтобы сохранить род человеческий. Выходит, жизнь в коллективе или в сообществе и есть второе начало человека - его социальное начало.
Вот что означает понятие: человек - биосоциальное существо.

Вопросы и задания:
1. Какие два начала есть в человеке?
2. В чем человек схож с другими живыми существами нашей планеты?
3. Что значит природа для человека?
4. Что означает "беречь природу"?
5. Почему человек вынужден жить в коллективе?
6. Что означает понятие "человек - существо биосоциальное"?
7. Мы выяснили, что природу необходимо беречь, а нужно ли беречь людей?
8. Что дает человеческое общество человеку? Выскажите свою точку зрения.

Ищем ответ на главный вопрос. Главный вопрос, на который мы с вами должны найти ответ, изучая первую главу учебника: как человек становился человеком, что помогло ему на этом пути, что помогло ему выжить? Вы прочитали первый параграф. Запишите в тетради наш главный вопрос, а ниже попытайтесь ответить на него.


Версии происхождения человека

Библейская версия
(из книги Александра Соколова "Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома)
Шесть дней трудился Бог над сотворением Земли. Появилось голубое небо, разлился и зашумел великий океан, зажурчали реки и поднялись высокие горы, украсили землю леса и поля, появились звери, птицы, рыбы. Красивой стала наша планета, освещенная днем солнцем, а ночью луной, очень нравилась она Богу. Но...
...Но недоставало еще одного творения. Не было еще людей. "Я хочу создать человека, - сказал Бог, - пусть он будет господином над всеми зверями и всею землею. Сотворим человека по образу Нашему и по подобию". Он взял кусок земли, из него создал тело человека и вдунул в него разумную душу. Так Бог создал первого человека-мужчину. Его звали Адамом.
Но Адам был один-одинешенек. Ему не с кем было говорить, не с кем ходить, не с кем радоваться. Оттого ему иногда было очень скучно. Милосердному Богу стало жалко Адама, и Он решил: "Нехорошо быть человеку одному. Лучше создать для него жену, которая всегда была бы рядом с ним". Он навел на Адама необыкновенно крепкий сон, вынул из его груди ребро и из этого ребра создал жену.
Когда Адам проснулся и открыл глаза, перед ним стояла женщина. Адам обрадовался и сказал: "Это точно такой же человек, как и я". Он очень полюбил жену, и они жили долго и счастливо. Жену Адама звали Ева.
Таким образом, в шесть дней был создан весь мир. И когда Бог еще раз осмотрел то, что создал, то увидел, что все было прекрасно. В седьмой день Бог ничего уже не творил, - заповедовав и людям седьмой день в неделе посвящать Богу; ходить в церковь и дома молиться.
1. На какой день Бог создал человека?
2. Какой наказ дал Бог людям?
3. Какие два начала есть у человека, согласно библейской версии?

Версия английского морского биолога Алистера Харди
(по книге Игоря Андреева "Происхождение человека и общества")
Примерно 10-12 миллионов лет назад в условиях жесточайшей засухи часть крупных обезьян вынуждены были освоить прибрежную зону. Сначала они собирали моллюсков, рыбу, водоросли и другие "дары моря", выброшенные на берег приливами. Со временем эти обезьяны стали бродить по мелководью, затем заходить в воду все дальше от берега, плавать, нырять с целью добычи пищи. Так у них стала вырабатываться прямая походка, передние конечности все более приспосабливались к работе: ловле и разделке с помощью острых камней и раковин моллюсков, крабов, рыбы. Поскольку в воде глаза видели плохо, то у обезьян стала развиваться чувствительность кончиков пальцев.
Спустя огромное количество лет от длительного пребывания в соленой воде эти обезьяны потеряли большую часть густого волосяного покрова. И это еще не все. В силу каких-то пока неизвестных причин некоторые обезьяны вернулись к сухопутному образу жизни. Другие же настолько приспособились к жизни в море, что остались там навсегда и превратились в дельфинов. От прежнего пребывания на суше у них сохранились дыхание с помощью легких, крупный высокоразвитый мозг и "язык" свиста (от слова "свистеть").
В качестве доказательства этой гипотезы можно привести такие факты: сходство зародыша дельфина и зародыша человека, высокоразвитый и схожий по строению мозг. И наконец, самое загадочное и самое романтичное - трогательный интерес к людям: спасение утопающих, загон рыбных стай в сети, указание судам фарватера в узких проливах, игры с людьми, легкая дрессировка и "понятливость". Именем дельфина были названы созвездие и город оракулов в античной Греции (Дельфы). Его изображение вычеканено на первых греческих монетах и издревле украшает гербы многих городов Средиземноморья.
Некоторые ученые считают, что дельфины умнее и добрее человека. Например, французский ученый Жан Майоль пишет: "Чему мы можем научить дельфинов? Что было бы им полезно? Носить шляпу-котелок, как они это делают в комических спектаклях в больших океанариумах и зоопарках? Читать? Зачем им такая элементарная система общения, если они общаются телепатически? Слушать музыку? Самая красивая музыка в мире - это шум ветра, волн, крики птиц, музыка моря. Носить костюм? Их кожа служит им во все времена года..."

Вопросы
1. От кого произошел человек согласно этой версии?
2. Какие доказательства приводит биолог Алистер Харди?
3. Как вы поняли высказывание ученого Ж. Майоля о том, что нам нечему научить дельфинов?
4. Чему бы вы научили дельфинов? Чему бы научились у них?
5. Приходилось ли вам слышать другие версии о происхождении человека?

Евгения КОРОЛЬКОВА,
кандидат педагогических наук;
Надежда СУВОРОВА,
кандидат исторических наук

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru