«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Педвузы практикуют стратегию "Стагнация"

От слова к делу!
Так начиналась программа Олега Иншакова


Двухуровневое управление
Главное - знать людей и их потенциал


Перемены без потрясений
Обучение - это прежде всего общение


Самый хитрый талант
Чтобы успешно руководить, нужно быть экономистом, ученым и политиком одновременно


Опрос
Каким должен быть сегодня ректор и где он может повысить свою квалификацию?


Из первых рук

Вот солдаты придут...
Минобороны пытается отобрать у Красного Креста международную школу-интернат


Погоны для физрука
Члены призывной комиссии "не заметили", что учитель - из села


Король Лир Одинцовского уезда
Когда картошка слаще персика


Пенсионеров обидели?

Ваш адвокат

Американских детей учат "по-нашему"
Система Эльконина-Давыдова внедряется в школах разных стран


Надежда - только на себя!
Молодым в село у нас дорога


Цыганки с картами... сидят за партами

Конкурс
Советы - русским педагогам


Спешите обрести друзей!
Приглашаем на творческое состязание


Самый умышленный и отвлеченный город в мире...
Таким Достоевскому виделся реальный Петербург


Хороший народ!
"Знаменитый Павлюк" Павла Нилина


Как стать полиглотом?

Подписка

Из студии МХАТа - в республику "ШКИД"
Педагогическое призвание взяло верх над сценой


"Топите лысого!",
или Слабое звено - гуманизм


Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о любви

"Постельная" наука,
или Во всем Фрейд виноват?


Грех, который не смыть
Ежедневно сотни животных отравляют и бьют током


Человеку вживят цифровой имплантант

Долой фенилкетонурию,
или О том, чем занимаются доктора и кандидаты в Академгородке


Диагноз: телемолодежь

Как не "вылететь" из команды
Молодежный экологический лагерь: от итогов к подготовке


Ты не один. Пока ты с нами
Семейная педагогика


Илзе ЛИЕПА:
Отец нам казался сказочным принцем


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
У нас на Таймыре...


Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ - территория, до которой "только самолетом можно долететь". На его просторах проживают представители 59 национальностей. Многогранность культур в снежном безмолвии составила свой микромир, который формирует личность человека Севера, особую ментальность. Особое место здесь занимают программы работы с одаренными детьми. Вот уже 12 лет наши ученые и педагоги занимаются развитием личности.
Наш округ - уникальное не только территориальное, но и социальное образование. Здесь каждый на виду, и поэтому есть понятие общественного мнения. Изучая специфику одаренных детей, психологи и педагоги пришли к выводу, что одаренность необходимо реализовать, иначе она "взорвет" ребенка, и он уйдет в так называемое неформальное ядро, станет силой, способной разрушать общество. Микромир таймырского поселка и города Дудинки хрупок и зависит от того, какая часть общественных ресурсов будет направлена на созидание, а какая - на разрушение. Вот почему так важно вовремя диагностировать общественные процессы. Так, показатель агрессивности среди школьников школы-интерната N1 в 1994 году составил 47,52 процента, а депрессивности - 61,92 процента.
В три образовательные модели - социально-педагогическую, предметно-дидактическую, собственно психологическую, - реализуемые управлением образования, ввели региональный компонент. Это изучение культуры народов Севера, краеведение. Были созданы молодежные программы. В школах появились клубы по интересам. С учащимися проводятся тренинги, способствующие личностному росту, коммуникации, интеллектуальные и политологические игры.
На Таймыре создаются общественные и политические молодежные организации. Система образования строится в направлении от ученика к целям, содержанию и технологиям обучения и воспитания. Анализ динамики психического развития учащихся позволяет выстраивать образовательную и воспитательную стратегию в соответствии не только с их возрастом, но и индивидуальным развитием. Метод постоянного наблюдения за развитием и социализацией детей в условиях разноуровневого дифференцированного образования и воспитания позволяет реализовать каждому свои способности и возможности. Триада ученик - родитель - учитель подчинена одной цели - развитию личности. Здесь нет и не может быть конфликтов. Клуб знатоков "Что? Где? Когда?" существует уже почти 10 лет. И городской отдел народного образования всегда находит деньги на финансирование интеллектуальных и политологических игр.
Члены политклуба "Я - лидер" каждый год ездят в Санкт-Петербург на встречи и соревнования, несмотря на очень дорогие билеты на самолет.
Политический клуб старшеклассников "Я - лидер" города Дудинки - это содружество учащихся всех школ. В каждой игре участвуют по 250-300 подростков, которые решают волнующие общество вопросы. Политологические игры: "Выборы", "Клуб губернаторов", "Если бы мэром был я...", "Карьера" и многие другие - это возможность заявить о себе, проявить свою креативность: способность к постановке и обнаружению проблем, умение генерировать идеи, показать гибкость и оригинальность мышления, способность усовершенствовать модель развития общества и личности, показать варианты решения проблемы.
И еще умение выступать перед большой аудиторией. Совокупность этих способностей дает возможность говорить о так называемой социальной лидерской одаренности. Мне кажется, что ребенок, лишенный возможности реализовать подобные возможности в детском коллективе, пытается это сделать в подъезде, в неформальной группе. Любая другая одаренность может так или иначе быть реализованной в кружках, секциях и имеет индивидуальную направленность и самодостаточна, то есть у школьника нет желания доминировать над другими, он рисует, занимается спортом или вяжет, а лидерская имеет другой посыл: подросток не просто хочет утвердиться в чем-то среди сверстников, но и продемонстрировать несомненное для него превосходство управлять другими.
Важно понимать, что реализация лидерской одаренности двояка: это положительное и отрицательное доминирование, ведь все зависит от группы, в которой проявляется эта способность. Вот почему я считаю, что способность управлять другими должна быть "взращена" и развита. Она должна стать школой жизни для всех вовлеченных в этот процесс. Мы знаем, как недоверчиво относится наш народ к власть предержащим. Это происходит потому, что быть лидером и относиться к нему адекватно не одно и то же. В игре (а игра, как известно, - репетиция жизни) происходит не только становление ребенка, но и развитие умения не только руководить, но и подчиняться. А сегодня важно не потерять одаренных детей социально, создать такие условия, при которых лидерская одаренность будет реализована. Потому и появился наш клуб старшеклассников "Я - лидер".
Добрым сподвижником в этой работе можно назвать как заместителя начальника управления образования Татьяну Друппову, так и инспектора гороно Елену Посельскую. Интересен и "эффект Пигмалиона". Учителя и родители ожидают от участников игр лучших результатов, и они появляются. Наверное, потому, что здесь все происходит по-настоящему, и навыки и знания становятся личным опытом. Через взаимную стимуляцию внутриличностных и межличностных процессов реализуется естественный путь развития ребенка, а опыт из межличностного пространства переходит в пространство личности.
Хочется верить, что наши дети станут творческими личностями, т.е. через когнитивную одаренность и чувствительность к проблемам, которую они приобрели в различных играх, они придут к собственной независимости в сложных ситуациях.
Президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Луис Юнг, формулируя вопрос, в чем состоит основная задача в работе с одаренными, предложил три варианта ответа. 1. Способствовать развитию и достижению счастья каждой личности, имеющей особые способности. 2. Довести до максимального уровня индивидуальные достижения, будь то в науке, в искусстве или в спорте. 3. Развивая одаренность, мы способствуем общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.
В одной из рекомендаций Парламентской ассамблеи Совета Европы, посвященной образованию одаренных детей, сказано: "Ни одна страна не может позволить себе транжирить таланты, а не выявлять своевременно интеллектуальные или иные потенциалы означает транжирить человеческие ресурсы". У нас на Таймыре, слава Богу, это понимают.

Лариса БАТАЕВА,
учитель
Дудинка

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru