«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Место встречи изменить нельзя
Сбежавших с уроков ищут либо в подвалах, либо в компьютерных салонах


Главное, чтобы интересно было!
В хорошей школе все дети на виду


Собирались лодыри учиться, а попали в... реанимацию

Соучастники беды

Минздрав предупреждает?

Насколько здорова будущая Россия?
Ответ на это даст всеобщая диспансеризация детей


Обследование в три этапа

Выйти замуж - не напасть!

Тайное и явное

Бои без правил,
или Дорога в депутатское кресло лежит через помойку


Двенадцать пишем, пять в уме
Второй учебный год в Украине действует новая система оценивания знаний школьников


Сколько стоит патриотизм?

Опасные иллюзии
Школа вправе быть самостоятельной!


От Клавдия Птолемея до картографического дизайна
Всем этим премудростям учат студентов Московского госуниверситета геодезии и картографии


Тема свободы
Комплекты тем сочинений для проведения учреждений письменного экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных 2001/02 учебный год


Комплекс, заслуживающий доверия
Русский язык на первое, на второе и на третье


Рискованный эксперимент
Минобразование Молдовы переписывает историю в духе "толерантности" к фашистской Германии


Особенности национальной аналитики,
или Православие в контексте электромагнитной индукции


Умному достаточно,
или "Пособить" - значит помочь


Почем филькина грамота?
Цена диплома напрямую зависит от его фальшивости


Мама, постирай носки!
Первокурсники не могут справиться с элементарными проблемами


Репетиторские ставки
"Вход" на бюджетное отделение стоит три тысячи долларов


И в Оксфорде взятки берут
Бастион честных правил дал трещину


Ценных специалистов станет больше

Образование - открытая дверь

Глубина пустоты
Пошлость востребована на книжном рынке?


"Ты моя надежда, единственный шанс на счастье"
История любви в письмах


Начистоту

Николай КОНЯЕВ:
Я впервые напечатался в четыре года


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Минздрав предупреждает?


За прогульщиками далеко ходить мне не пришлось. Рядом с соседней школой шустрый бизнесмен сделал пристройку к своему магазинчику - небольшой, всего в один зал, игровой салончик с несколькими старенькими телевизорами и приставками. Надо отдать должное, место дяденька выбрал лучше не бывает: школа в двух шагах, и в округе ни одного культурно-развлекательного заведения. Поэтому популярность к салончику пришла мгновенно и надолго.
Он никогда не пустует: мальчишки и подростки занимают очередь, назначают здесь друг другу встречи и просиживают, упершись взором в экран, по несколько часов - в зависимости от личных финансов. На час игровая приставка стоит 12 рублей с человека, за двоих выгоднее - всего 19. Ребята заходят сюда и перед уроками, и после, и - вместо! Правда, только один из шестерых парней, с кем я разговаривала, честно признался, что прогуливает в этот день уроки. Почему? "Да надоело! В школу ходить надоело, отдыхаю".
Уже потом, общаясь с директором 62-й воронежской школы Александром Горячевым, я поняла, к какой примерно категории прогульщиков можно было бы отнести парнишку из салона. Директор определил две группы. Есть основная масса детей, которые стабильно посещают школу, и если уж вдруг не приходят на уроки, то потом обязательно или записку от мамы принесут ("Вася плохо себя чувствовал, я его оставила дома, прошу не ругать!"), или в тот же день позвонят классному и объяснят, что случилось. И есть другие ребятишки - те, чьим родителям все "до лампочки".
Но игровой салон или компьютерный клуб - это еще не самый худший вариант. В Воронеже, как в любом другом большом городе, много своих "гиблых" мест, то есть непрестижных микрорайонов, в которых единственный "очаг культуры" - это подпольный наркопритон. Туда ребята тоже запросто сворачивают по пути в школу. Причем о притоне и наркотиках, которые там можно достать в любое время суток, знают все в округе, в том числе и милиция. Например, когда речь заходит о наркотиках, любой воронежец невольно вспоминает, что есть в городе рабочие микрорайоны. Директора школ, расположенных по соседству с дорогими наркоманскому сердцу местами, звонят в милицию, сообщают адреса притонов и торговых точек. Изредка это помогает, а в большинстве случаев - как торговали там этой гадостью, так и торгуют.
Значит, ребенка надо удержать в школе, не допустить того, чтобы он пропускал занятия. На это работают в принципе все учителя (или должны работать), а также вся программа внешкольных дел, культурно-массовых мероприятий, учебных дополнительных занятий и т.д. Но есть еще и целая "антипрогульная" система, которая непосредственно воспитывает и воздействует. Александр Михайлович Горячев перечислил несколько этапов. На "переднем фланге" классный руководитель - он первым узнает о прогуле, первым прорабатывает "бродягу" и индивидуально, и перед классом, а также вызывает в школу родителей. Если все это не помогает, прогульщик попадает на школьный совет профилактики, в котором - директор, зам. по воспитательной работе, социальный педагог, медик, школьный психолог. Тут уже дотошно и общими усилиями выясняют, в чем основная причина хронических пропусков занятий: дело может быть вовсе не в лени, а в плохих отношениях между прогульщиком и одноклассниками, прогульщиком и учителями. Если и этого всего мало, к делу подключают малый школьный педсовет - всех учителей, которые работают с парнем (или девочкой - ярые прогульщицы тоже встречаются, но реже). На самом последнем этапе - "тяжелая артиллерия" - районная комиссия по делам несовершеннолетних. А дальше - тишина...
Потому что по большому счету, если на непутевого парня (трудного подростка, ребенка с девиантным поведением - называть можно по-разному, суть одна) не действует проработка в КДН и постановка на учет, все снова возвращается на круги своя. В школу то есть. Ребенок-то продолжает учиться - с прогулами, с плохим поведением, со своими проблемами, - но он все равно остается в школе. Да, могут вызвать на городскую комиссию, на областную, но в целом это проблему не решает. Все равно все претензии - школе. И от милиции, и от врачей-наркологов, и от родителей - в конечном счете от общества.
- Все это, - говорит Горячев, - можно сравнить с большим рекламным щитом, на котором школа со своей воспитательной работой, как строчка внизу: "Минздрав предупреждает...". Раньше вся наша система работала на воспитание. Начинали с октябрят, пионеры, комсомол, материалы и решения такого-то съезда, газеты, телевидение... На сегодня нет элементарной координации совместных усилий, нет органа, который выстроил бы совместную работу школы, МВД, комиссии по делам несовершеннолетних, врачей.

Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru