«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Место встречи изменить нельзя
Сбежавших с уроков ищут либо в подвалах, либо в компьютерных салонах


Главное, чтобы интересно было!
В хорошей школе все дети на виду


Собирались лодыри учиться, а попали в... реанимацию

Соучастники беды

Минздрав предупреждает?

Насколько здорова будущая Россия?
Ответ на это даст всеобщая диспансеризация детей


Обследование в три этапа

Выйти замуж - не напасть!

Тайное и явное

Бои без правил,
или Дорога в депутатское кресло лежит через помойку


Двенадцать пишем, пять в уме
Второй учебный год в Украине действует новая система оценивания знаний школьников


Сколько стоит патриотизм?

Опасные иллюзии
Школа вправе быть самостоятельной!


От Клавдия Птолемея до картографического дизайна
Всем этим премудростям учат студентов Московского госуниверситета геодезии и картографии


Тема свободы
Комплекты тем сочинений для проведения учреждений письменного экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных 2001/02 учебный год


Комплекс, заслуживающий доверия
Русский язык на первое, на второе и на третье


Рискованный эксперимент
Минобразование Молдовы переписывает историю в духе "толерантности" к фашистской Германии


Особенности национальной аналитики,
или Православие в контексте электромагнитной индукции


Умному достаточно,
или "Пособить" - значит помочь


Почем филькина грамота?
Цена диплома напрямую зависит от его фальшивости


Мама, постирай носки!
Первокурсники не могут справиться с элементарными проблемами


Репетиторские ставки
"Вход" на бюджетное отделение стоит три тысячи долларов


И в Оксфорде взятки берут
Бастион честных правил дал трещину


Ценных специалистов станет больше

Образование - открытая дверь

Глубина пустоты
Пошлость востребована на книжном рынке?


"Ты моя надежда, единственный шанс на счастье"
История любви в письмах


Начистоту

Николай КОНЯЕВ:
Я впервые напечатался в четыре года


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Приоритеты расставлены.
Образование - не в их числе


Ежегодное послание Президента России Федеральному Собранию РФ - документ стратегический. В нем глава государства расставляет приоритеты на ближайший год, указывает парламенту, какие задачи необходимо решить в первую очередь.

Зачин у нынешнего послания был самый что ни на есть социальный:
"Наши цели неизменны - демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства. И самое главное - повышение уровня жизни нашего народа. Здесь есть достижения, хотя и небольшие. В прошлом году продолжился экономический рост. Удалось создать новые рабочие места. Численность безработных сократилась на 700 тысяч человек. Реальные доходы граждан выросли почти на 6 процентов. Год назад мы ставили скромную, но чрезвычайно важную задачу - добиться, чтобы средняя пенсия в стране превзошла, наконец, прожиточный минимум пенсионера. Сегодня, можно сказать, эта задача решена. Люди увереннее смотрят в завтрашний день - многие начинают строить долгосрочные личные планы, стремятся получить образование и новые профессии. И, видимо, не случайно, что прошлый год был для России рекордным по числу студентов.
Удовлетворяет ли нас достигнутое? Наш ответ - конечно же, нет, еще раз нет. Для "головокружения от успехов" нет никаких оснований".
После такого вступления можно было ожидать, что проблемы социальной сфере, и образования в том числе, в президентском послании будут стоять далеко не на последнем месте. Но не тут-то было. Приоритеты (в порядке перечисления) расставлены следующим образом: административная реформа, модернизация судебно-правовой системы, разграничение полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями власти, ситуация в Чечне, проблемы малого бизнеса и естественных монополий.
Говоря о российской науке, Владимир Путин заметил: "Целые научные направления и школы поддерживаются грантами мировых исследовательских центров и международных концернов. Но богатый научно-технический потенциал, которым обладает Россия, должным образом нами самими не используется. Достойных и долгосрочных проектов для него в экономике очень мало. В этой связи правительству следует определиться с формами государственной поддержки новых технологий. Найти подходы, соответствующие нашим ресурсам, современной географии рынков, типам хозяйственных связей. Понятно, что модель научно-технического прогресса прошлых лет - помпезную и архаичную модель одновременно - восстанавливать нецелесообразно. Необходимы решения, привязанные к конкретным проектам, а не к отдельным отраслям. Надо помочь российским разработчикам встроиться в мировой венчурный рынок капитала, обеспечивающий эффективный оборот научных продуктов и услуг. И начать эту работу в тех сегментах мирового рынка, которые действительно могут занять отечественные производители. И, наконец, нужно создавать условия для здоровой коммерциализации прикладной науки. В том числе путем создания совместных предприятий как в России, так и за рубежом".
Образованию президент посвятил всего пару строк. И то, говоря о сотрудничестве со странами СНГ:
"Большие резервы интеграции скрыты в гуманитарных проектах - в том числе научных и образовательных. Россия уже повысила число студентов из стран СНГ. И правительство должно рассмотреть возможность дальнейшего увеличения числа обучающихся - хотя бы до 1 процента от общей численности тех, за кого сегодня платит российское государство".
И ни слова - о наших студентах, равно как о проблемах российских школ и учителей. Где же провозглашавшийся с высоких политических трибун приоритет образования? Может быть, правительство и парламент успешно справились с задачами, которые президент поставил в своем прошлогоднем послании? Но, к примеру, закон о госстандарте пока не дошел в Думе даже до первого чтения. О нормативном финансировании пока приходится только мечтать. Не сформирована пока и независимая система аттестации и контроля качества образования. Единственно, что удалось сделать правительству, - ввести адресные социальные стипендии для малообеспеченных студентов. Но и здесь механизм еще до конца не отработан.
Что же означает молчание президента? Одно из двух: либо глава государства доволен ходом реформ в системе образования и не считает нужным еще раз обращаться к этой теме, либо власть сменила свои приоритеты.

Сергей КОСЫГИН

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru