«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Место встречи изменить нельзя
Сбежавших с уроков ищут либо в подвалах, либо в компьютерных салонах


Главное, чтобы интересно было!
В хорошей школе все дети на виду


Собирались лодыри учиться, а попали в... реанимацию

Соучастники беды

Минздрав предупреждает?

Насколько здорова будущая Россия?
Ответ на это даст всеобщая диспансеризация детей


Обследование в три этапа

Выйти замуж - не напасть!

Тайное и явное

Бои без правил,
или Дорога в депутатское кресло лежит через помойку


Двенадцать пишем, пять в уме
Второй учебный год в Украине действует новая система оценивания знаний школьников


Сколько стоит патриотизм?

Опасные иллюзии
Школа вправе быть самостоятельной!


От Клавдия Птолемея до картографического дизайна
Всем этим премудростям учат студентов Московского госуниверситета геодезии и картографии


Тема свободы
Комплекты тем сочинений для проведения учреждений письменного экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных 2001/02 учебный год


Комплекс, заслуживающий доверия
Русский язык на первое, на второе и на третье


Рискованный эксперимент
Минобразование Молдовы переписывает историю в духе "толерантности" к фашистской Германии


Особенности национальной аналитики,
или Православие в контексте электромагнитной индукции


Умному достаточно,
или "Пособить" - значит помочь


Почем филькина грамота?
Цена диплома напрямую зависит от его фальшивости


Мама, постирай носки!
Первокурсники не могут справиться с элементарными проблемами


Репетиторские ставки
"Вход" на бюджетное отделение стоит три тысячи долларов


И в Оксфорде взятки берут
Бастион честных правил дал трещину


Ценных специалистов станет больше

Образование - открытая дверь

Глубина пустоты
Пошлость востребована на книжном рынке?


"Ты моя надежда, единственный шанс на счастье"
История любви в письмах


Начистоту

Николай КОНЯЕВ:
Я впервые напечатался в четыре года


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Рискованный эксперимент
Минобразование Молдовы переписывает историю в духе "толерантности" к фашистской Германии


Школьному курсу истории в процессе воспитания юного поколения принадлежит особая роль, ибо он формирует мировоззрение, взгляды, убеждения, а в конечном счете - гражданина. Из множества предназначений этого предмета главное видится вот в чем: история должна учить благодарности, а значит, любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам. В Законе об образовании Республики Молдова этот постулат выражен хоть и более сухо, но по сути очень четко и, что особенно важно, с учетом многонационального состава нашей республики: "...воспитание уважения к родителям, самобытности, языку и национальным ценностям страны проживания, страны происхождения и других культур".
Как же выполняет этот социальный заказ курс школьной истории?
В этом учебном году, как, впрочем, и в прошлом, и в позапрошлом, девятиклассники изучают курс под названием "История румын. Новейшее время". Его авторы - преподаватели Молдавского государственного университета Г.Ф.Паладе, И.М. Шаров (издательство "Cartdidact", 1999). Предвидя изумленные вопросы читателей, спешим уведомить: нет-нет, Молдова - вовсе не Румыния и даже не часть ее. Молдова - суверенное независимое государство, одним из соседей которого является Румыния. А вот почему в школах одного суверенного государства изучается история другого, соседнего, а не собственная, на этот волнующий граждан Молдовы вопрос дает ответ само содержание предлагаемого курса.
Приведем лишь некоторые, выборочно взятые формулировки и тезисы из названного учебника, дающие, на наш взгляд, полное представление как о "деидеологизации" самого курса, так и об исторической "правде", содержащейся на страницах учебника.
В памяти сотен тысяч ныне живущих граждан нашей республики - молдован, русских, украинцев, болгар и других - навсегда останется тот черный и страшный день 22 июня 1941 года. Бомбежки, пожарища, смерть. Оккупация, фашистский режим. А что же рассказывает "История румын" внукам и правнукам тех, кто принес освобождение от фашизма?
Судя по логике авторов учебника, день 22 июня если и следует отмечать в календаре, то лишь потому, что он знаменовал собой начало "освобождения", а сама же "свобода" пришла 26 июля 1941 года, когда "румынские войска достигли Днестра, завершив освобождение всей территории Бессарабии". Основная цель участия Румынии в войне - "освобождение захваченных Советским Союзом летом 1940 года территорий - была достигнута" (стр. 62).
Есть вещи, очевидность которых доказывать просто неловко. Не станем этого делать и мы, но не забудем, что, если на экзамене по истории в билете окажется именно этот вопрос, ответить школьник обязан так, как написано в учебнике. Или вот еще интересная деталь: когда в 1941 году Румыния вступила в войну на стороне Германии, тогда, как сказано в учебнике, она выполняла функции прикрытия германской армии (стр. 61) - фашизм тут ни при чем. А вот вместе с войсками союзников уже громила фашистские войска. Такая вот избирательность в определениях. И вообще юным отрокам надлежит запомнить, что "своим участием в военных действиях Румыния в немалой степени способствовала поражению фашистской Германии" (стр. 68). А что же советские войска? "В 1943 году и весной 1944 года они вновь "захватили" Бессарабию. А так как "захватывали" ее в жарком августе сорок четвертого и часто ценою собственных жизней деды и прадеды нынешних школьников, воспитываемых ныне на "Истории румын", то и вывод, к которому их недвусмысленно подталкивают, однозначен: они - внуки и правнуки "оккупантов", так что каждый сверчок знай свой шесток.
Одной из декларируемых ныне задач перехода на новое содержание образования является обновление гуманитарного образования. Уж не такое ли "обновление" имеют в виду "отцы" реформы?
А как относятся к данной проблеме в министерстве образования, без ведения которого не может попасть в школы ни один учебник, тем более по истории, тем более по "Истории румын"?
Очень хорошо относятся - в том смысле, что все министры, а они у нас меняются даже чаще, чем в России, признают важность и актуальность "исторической" проблемы в школах республики, заверяют, что "министерство готово", что "история должна преподаваться в духе толерантности", тем более что об этом напоминает Совет Европы (ну уж тогда чего уж!), и вообще решать эту проблему надо разумно.
Учебник рекомендован к публикации в качестве экспериментального. Что правда, то правда: "эксперимент" над душами наших детей задуман масштабный.

Майя ИОНКО
Кишинев

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru