«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Место встречи изменить нельзя
Сбежавших с уроков ищут либо в подвалах, либо в компьютерных салонах


Главное, чтобы интересно было!
В хорошей школе все дети на виду


Собирались лодыри учиться, а попали в... реанимацию

Соучастники беды

Минздрав предупреждает?

Насколько здорова будущая Россия?
Ответ на это даст всеобщая диспансеризация детей


Обследование в три этапа

Выйти замуж - не напасть!

Тайное и явное

Бои без правил,
или Дорога в депутатское кресло лежит через помойку


Двенадцать пишем, пять в уме
Второй учебный год в Украине действует новая система оценивания знаний школьников


Сколько стоит патриотизм?

Опасные иллюзии
Школа вправе быть самостоятельной!


От Клавдия Птолемея до картографического дизайна
Всем этим премудростям учат студентов Московского госуниверситета геодезии и картографии


Тема свободы
Комплекты тем сочинений для проведения учреждений письменного экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных 2001/02 учебный год


Комплекс, заслуживающий доверия
Русский язык на первое, на второе и на третье


Рискованный эксперимент
Минобразование Молдовы переписывает историю в духе "толерантности" к фашистской Германии


Особенности национальной аналитики,
или Православие в контексте электромагнитной индукции


Умному достаточно,
или "Пособить" - значит помочь


Почем филькина грамота?
Цена диплома напрямую зависит от его фальшивости


Мама, постирай носки!
Первокурсники не могут справиться с элементарными проблемами


Репетиторские ставки
"Вход" на бюджетное отделение стоит три тысячи долларов


И в Оксфорде взятки берут
Бастион честных правил дал трещину


Ценных специалистов станет больше

Образование - открытая дверь

Глубина пустоты
Пошлость востребована на книжном рынке?


"Ты моя надежда, единственный шанс на счастье"
История любви в письмах


Начистоту

Николай КОНЯЕВ:
Я впервые напечатался в четыре года


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Дерзайте мужеством Отечество прославить


17 апреля встречей "Дерзайте мужеством Отечество прославить", посвященной 68-й годовщине учреждения звания Герой Советского Союза, открылся цикл "Герои Отчизны в Политехническом". Он проводится Политехническим музеем, Министерством обороны и Автономной некоммерческой организацией "Герои Отчизны". Участники первой встречи Герой Советского Союза Михаил БОРИСОВ, Герои Российской Федерации подполковники Андрей МОРОЗОВ, Олег КРЮКОВ и майор Сергей ПЕТРОВ охотно откликнулись на приглашение к диалогу. Каким был их путь к подвигу? Кто стал примером, образцом для подражания? Нужно ли в мирное время воспитывать в человеке готовность к подвигу? Что значит служить Отечеству? На эти и другие вопросы отвечает четверка Героев...

Михаил Борисов попал на фронт в ноябре 1941-го, когда курсанты Томского артиллерийского училища прибыли защищать Москву. 11 июля 1943-го в районе села Прохоровка одну из батарей артиллерийского дивизиона 58-й мотострелковой бригады атаковали 19 фашистских танков. Когда орудийный расчет вышел из строя, комсорг дивизиона гвардии старший сержант Борисов встал к пушке и прямой наводкой подбил 7 танков. За тот подвиг он удостоился звания Героя Советского Союза. После войны работал в правоохранительных органах, в журнале "На боевом посту" и в Академии МВД, издал 24 книги. Активно участвует в делах ветеранских организаций, работает с молодежью.
Андрей Морозов был представлен к званию Героя за освобождение Ханкалы. Батальон, которым он командовал, в ночь на 12 декабря 1999-го под покровом темноты и тумана выдвинулся к позициям противника, дом за домом, квартал за кварталом очистил район от боевиков. Сегодня Герой России подполковник Морозов слушатель 2-го курса Общевойсковой академии Вооруженных Сил.
Сергей Петров командовал разведротой, которая в декабре 1999-го участвовала в операции в Аргунском ущелье. Разведчики разоружили охрану базы боевиков, разгромили бандформирование, захватили большое количество оружия. Ныне майор Петров - слушатель 1-го курса Военного университета.
Олег Крюков - военный инженер. Как и Сергей Петров - участник двух чеченских кампаний. К званию Героя России представлен органами местной власти Буйнакска за то, что лично разминировал автомашину-убийцу. Вы, наверное, помните, как в дагестанском городе бандиты взорвали жилой дом. В воздух должен был взлететь еще один. Но командир инженерно-саперного батальона Крюков обнаружил и обезвредил автомобиль, напичканный почти двумя тысячами килограммов взрывчатки. Офицер учится на втором курсе Военно-инженерного университета.

Ориентиры
Андрей Морозов: Я окончил Ташкентское высшее командное танковое училище. Почему туда пошел? В школьные годы был увлечен доброй, прекрасной, на мой взгляд, телепрограммой "Служу Советскому Союзу!" Под ее воздействием 90% мальчишек 9-10-х классов нашей школы написали заявления с просьбой направить их в Афганистан. А вспомним фильм "Офицеры". Какой патриотический в нем заряд! И он вдохновил меня надеть офицерские погоны. Побольше бы таких картин. Но сегодняшние телепрограммы не привлекают молодежь...
Большое влияние на меня оказало и то, что мой дедушка по маме - Иван Александрович Злаказов - воевал на Курской дуге командиром экипажа знаменитой "тридцатьчетверки", геройски погиб в бою под Прохоровкой. Почетная солдатская награда - медаль "За отвагу" - стала в нашей семье святыней.
Трудности офицерской службы известны всем, в том числе, видимо, и читателям "Военного образования". Но есть еще и такие чувства и качества, как любовь к Родине, преданность России, нашей земле, за которую отдал жизнь мой дед... Нашу армию часто незаслуженно поливают грязью, но у меня любви к ней не становится меньше. У меня были хорошие учителя. Образно говоря, мне сделали эффективную прививку от болезни, которая зовется безверием.
Сергей Петров: С 6-го класса на моем столе стоял портрет Александра Суворова. Ярким примером для меня стал Василий Филиппович Маргелов - фронтовик, легендарный командующий Воздушно-десантными войсками. Безусловно, на формирование мировоззрения повлияло то обстоятельство, что два моих деда отважно сражались на фронте. По маме - Василий Васильевич Касатов - был политруком, десантником, а по отцу - Иван Васильевич Петров - пехотинцем. Как и Андрей Морозов, учился в Ташкентском училище, в его стенах подробнее узнал о подвигах Владимира Карпова - ныне знаменитого писателя. На фронте войсковым разведчиком, он добыл около 80 "языков". Мы, курсанты, стремились быть похожими на него.
Корр.: А ведь вы уволились из армии, а потом...
С.П.: А потом вернулся. Да, так было. У меня в службе все складывалось гладко, успешно отвоевал в Чечне, но попытался найти себя в других областях. Поработал "на гражданке" два года и понял, что мое призвание - армия. Вернулся в строй, вскоре получил под свое начало разведроту.
Михаил Борисов: Несмотря на разницу в возрасте (ребята мне в сыновья годятся, может, даже во внуки), я солидарен с ними, многое нас роднит.
Корр.: Может, то, что дед Андрея Морозова сражался на Курской дуге, где вы совершили подвиг, за который удостоены звания Героя Советского Союза?
М.Б.: Конечно, и это сближает. Но главное - мысли и чувства ребят созвучны моим. Родился я в казацкой семье. С детства, помню, на стене висели папаха, винтовка, не боевая, конечно, и шашка. В три года меня посадили на лошадь. В четыре поставили на табуретку мишень и дали впервые выстрелить.
Когда подрос, посмотрел фильм "Чапаев". Образ народного героя запал в душу, любовь к нему храню до сих пор. Во дворе мы только "в Чапаева" и играли. А потом, во второй половине 30-х, газета "Пионерская правда" объявила игру "На штурм" (предшественница "Зарницы"). Военруком в нашей школе был участник боев на Хасане. Он много рассказывал о героизме бойцов и командиров Красной Армии. Его рассказы тоже западали в душу. Все это воспитывало любовь к Родине, готовило нас к ее защите. Мы хотели быть похожими на тех, кто отважно защищал Родину. Поэтому, когда в ноябре 1941-го мы, курсанты Томского артучилища, прибыли на фронт, под Москву, никому никогда не приходила мысль отступить, сдать рубеж. Страх был, и немалый. Но всегда подавляли его сознанием воинского долга, ответственности за судьбу страны.
Олег Крюков: Я из потомственных военных инженеров. Два моих деда служили в инженерных частях до Великой Отечественной, а отец - Крюков Василий Иванович - десятки лет после нее, последняя его должность в армии - заместитель командира понтонного полка. Отец был для меня примером...

Истоки
Корр.: Когда, в каком возрасте начинать воспитание бойцовских качеств?
А.М.: Как можно раньше. Сколько семья, школа, общество дадут человеку доброго, столько он и отдаст. Убежденный в правоте своего дела человек, как правило, добивается большего, в том числе и на поле боя. Пример в подтверждение. Одного из моих подчиненных - солдата - мы, офицеры, решили не брать на спецоперацию в Чечне. Берегли его. У него мама погибла в первую чеченскую кампанию, затем он похоронил отца, остался с маленькой сестренкой, которой был опорой в жизни. Однако он посчитал, что должен участвовать в операции, это его долг. Мы пошли навстречу. Он неплохо проявил себя в боях и, к нашей радости, остался жив. Что двигало парнем? Убеждение, что его вклад в уничтожение бандитской нечисти необходим.
О.К.: Героизм стоял, стоит и стоять будет на порядочности. Парень, о котором рассказывает Андрей, просто порядочный человек. Главное для военного - верность присяге. А для этого прежде всего нужно быть порядочным. Да, офицер должен уметь выполнить в бою поставленную задачу. Безусловно, не обойтись ему и без мужества (для военного инженера - это выдержка, хладнокровие). Но в первую очередь каждый должен быть честен перед собой, друзьями, сослуживцами.
С.П.: Олег верно подметил: у мужества много составляющих. Смелость по Тамерлану - преодоление себя в экстремальных условиях. Мы должны воспитывать смелость, но в бою требуются и выдержка, холодный расчет. Нужно воспитывать в себе, в подчиненных и эти качества.
М.Б.:. Хоть говорят, что и в мирное время есть место подвигу, но это качество востребовано не всегда. На войне - другое дело. К экстремальным ситуациям нужно готовиться.

Законы чести
Корр.: А что для вас значит: служить во благо Отечества?
О.К.: А если несколько изменить вопрос: почему мы служим Отечеству?
Корр.: Почему же?
О.К.: Мотивов, причин много. Главное - в армии сохранились нравственные ценности. Живы моральные правила, неписаные законы чести: "Сам погибай, а товарища выручай", "Один за всех и все за одного" и так далее. Сохранились нравственные устои - честность, порядочность. Подавляющим большинством военных (хотя, конечно, есть исключения) правит чувство долга перед Отечеством.
М.Б.: Рад слышать, что духовные, нравственные нормы, заложенные еще далекими предками, живы в воинских коллективах. Армия должна стать хранительницей таких важных моральных ценностей, как гражданственность, трудолюбие, честь и честность, великодушие и человеколюбие. Их должны взять на вооружение и наша школа, вузы, средства массовой информации, все общество... Значение традиций, героики минувших времен ныне ничуть не меньше, чем раньше. Они должны каждодневно работать в деле воспитания. Только тогда будет польза.
С.П.: Служба во благо Отечества... Для офицера - это значит каждодневно готовиться к защите Родины. Если конкретно, то в мирное время сделать все для того, чтобы никто из солдат, сержантов, отслужив два года, не сказал, что военная служба для него прошла напрасно, без пользы. А в военное время командовать так, чтобы в бою как можно меньше потерять подчиненных.
М.Б.: Служение Родине зависит от любви к ней, осознания необходимости защищать свою страну в лихую годину. Чем лучше, активнее будем вести патриотическое воспитание, тем больше будет в России парней и девушек с развитыми гражданскими качествами, людей честных, порядочных, способных прославить Отечество на поле брани и в мирном труде, тем лучше будет наша жизнь.
Беседу вел Анатолий ИВАНОВ

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru