«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Место встречи изменить нельзя
Сбежавших с уроков ищут либо в подвалах, либо в компьютерных салонах


Главное, чтобы интересно было!
В хорошей школе все дети на виду


Собирались лодыри учиться, а попали в... реанимацию

Соучастники беды

Минздрав предупреждает?

Насколько здорова будущая Россия?
Ответ на это даст всеобщая диспансеризация детей


Обследование в три этапа

Выйти замуж - не напасть!

Тайное и явное

Бои без правил,
или Дорога в депутатское кресло лежит через помойку


Двенадцать пишем, пять в уме
Второй учебный год в Украине действует новая система оценивания знаний школьников


Сколько стоит патриотизм?

Опасные иллюзии
Школа вправе быть самостоятельной!


От Клавдия Птолемея до картографического дизайна
Всем этим премудростям учат студентов Московского госуниверситета геодезии и картографии


Тема свободы
Комплекты тем сочинений для проведения учреждений письменного экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных 2001/02 учебный год


Комплекс, заслуживающий доверия
Русский язык на первое, на второе и на третье


Рискованный эксперимент
Минобразование Молдовы переписывает историю в духе "толерантности" к фашистской Германии


Особенности национальной аналитики,
или Православие в контексте электромагнитной индукции


Умному достаточно,
или "Пособить" - значит помочь


Почем филькина грамота?
Цена диплома напрямую зависит от его фальшивости


Мама, постирай носки!
Первокурсники не могут справиться с элементарными проблемами


Репетиторские ставки
"Вход" на бюджетное отделение стоит три тысячи долларов


И в Оксфорде взятки берут
Бастион честных правил дал трещину


Ценных специалистов станет больше

Образование - открытая дверь

Глубина пустоты
Пошлость востребована на книжном рынке?


"Ты моя надежда, единственный шанс на счастье"
История любви в письмах


Начистоту

Николай КОНЯЕВ:
Я впервые напечатался в четыре года


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Персонажи Ее Величества Истории


В студии народного художника РФ, художественного руководителя Студии военных художников имени М.Б. Грекова, члена-корреспондента Академии художественных наук Сергея Присекина на мольберте - новое полотно. Это будущий портрет, хотя его главный и, видимо, самый любимый жанр - монументальная историческая картина.

-Сергей Николаевич, вы - живописец во втором поколении, ваш творческий путь определил пример отца?
-Да, мой отец - один из ветеранов Студии военных художников имени Грекова, художественным руководителем которой я сейчас являюсь. Конечно, авторитет отца для меня огромен, но он никогда не "давил" на меня. Мой интерес к его труду проявился с раннего детства. Как ребенок я просто "варился" в этом аромате красок, масла, в волшебном мире живописи. Родители очень осторожно смотрели на мои увлечения и не торопили с выбором. Понимали, что порой природа "отдыхает" на детях гениев, ведь талант - это божий промысел. Зато была необыкновенная атмосфера в самой студии Грекова: занятия, художественный ликбез для детей художников, выставки детского рисунка, за успехи в которых мы получали награды: кисти, краски, отличную французскую бумагу.
Сейчас я понимаю, что это имело большое воспитательное значение. А тогда это была лишь игра. Игра, как процесс вхождения в искусство, и взросление в этом случае идет стремительнее и плодотворнее.
- Но детство когда-то заканчивается...
- И приходит необходимость выбора, а это очень сложно. Папа тогда преподавал в Московском художественно-промышленном училище имени М.И. Калинина. Воспитательный прием, который он использовал, был, как я сейчас понимаю, очень рискованный. Он, как перед взрослым, поставил передо мной вопрос о том, что выбирать надо раз и навсегда, и притом самостоятельно. А я был горд, что со мной говорят, как с мужчиной, и сказал, что буду, папа, как ты - лучшим.
Тогда он стал ставить мне профессиональные задачи, готовить к поступлению в Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова, который располагался напротив Третьяковской галереи. Как я был счастлив, когда поступил туда! Наш курс называли "курсом одаренных родителей". И это действительно было так. Родители моих друзей - студентов были самые известные художники Союза. Но, несмотря на это, в институте была хорошая творческая обстановка, все учились в равных условиях, "баловства" в творческой среде не было, а было здоровое творческое соревнование. На переменах бегали в буфет Третьяковки за кофе с бубликами, а заодно пробегали ежедневно по залам, где висели работы великих мастеров живописи. Равнялись на лучших, поэтому творческий авторитет родителей нас не "давил".
- Неужели работы отца, народного художника России и лауреата государственной премии, вас не впечатляли?
-Он говорил так: "Не равняйтесь на нас, мы ведь тоже учились у кого-то. Равняйтесь на самое большое, выжимайте из себя по самому высокому спросу. А другого пути в искусстве не дано". И теперь я понимаю, что не существует в искусстве эволюционного, поступательного движения, основывающегося на базе предыдущих достижений. Иначе по сравнению с титанами эпохи Возрождения мы были бы уже супергениями, а ведь этого не произошло. В истинном искусстве вообще понятия возраста, национальности, пола не существует. Если судить по самому высокому спросу, то есть только два ответа: да или нет.
- Неужели в студенческом возрасте вы были таким серьезным, философски мыслящим?
- Нет, это пришло позднее. Мы учились весело, но и тогда уже на повседневном уровне старались за время учения впитать как можно больше, чтобы профессиональные навыки не становились препятствием в дальнейшей творческой работе.
- Кто и что запомнилось вам за время учебы?
- Более всего я благодарен моему профессору Таиру Салахову. Это еще одна страница моей жизни. И не пройденная, а читаемая сегодня. Он мой крестный отец в изобразительном искусстве. "Главное, - говорил он молодым студентам, - надо стараться даже в учебном задании компоновать и писать так, чтобы было не стыдно показать свою работу на большом форуме". Он добивался от нас, чтобы в процессе учебы каждую работу делали с одной мыслью, как будто работаешь в последний раз в жизни, и по ней будут судить о твоем таланте на все времена. Если схалтуришь, то таким в памяти зрителей и останешься. В искусстве зритель благодарен, верен, но, бывает, жесток и беспощаден. Профессор Салахов учил нас беречь честь смолоду.
- В 2002 году исполнилось 760 лет со дня Ледового побоища. Ваше произведение, посвященное победе Александра Невского на Чудском озере, названное "Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет", расположено в исключительном месте - Большом Кремлевском дворце в Москве. Как создавалась эта картина?
- Я воспитывался в патриотическом духе и очень люблю историю. Поэтому выбор темы был закономерен. Но изобразить битву хотел не как иллюстрацию к пособию рукопашного боя XIII-XIV веков. Старался через призму исторического видения анализировать сегодняшний день и наоборот. Неразрывная связь времен и поколений, преемственность достижений народов - вот поле моих творческих поисков.
Не знаю, как рождаются замыслы у художников. Лично мне картина приснилась в конце первого курса. Сколько времени по меркам сна я ее видел - доли секунды или несколько часов - не могу сказать. Но проснулся счастливый, взъерошенный и начал обдумывать, как получше ее пластически воплотить. Думанье длилось 4 года и включало в себя тщательное изучение исторического и натурного материала, летописного и художественного фондов, архивов, музейных экспозиций. Все это называется творческой кухней. Тема требовала тщательной подготовки, большого формата и самостоятельного изобразительного решения. Это была сложная задача, но в случае успеха она могла стать визитной карточкой моего профессионализма, что и случилось. Только в юности можно ставить максимальные задачи и пытаться их разрешить. Ведь все закладывается в юношеском возрасте. В дальнейшем же жизненный путь - это лишь качественное накопление однажды выбранного вектора направления твоих устремлений.
- А как картина оказалась в Кремле?
- Профессия художника - самая гласная. Свое произведение очень хочется показать. У этой картины сложная, но великая и тайная судьба. Она прошла через все преграды, поменяла много хозяев, одним из которых было посольство России в Париже, и в итоге заняла достойное место в зале Большого Кремлевского дворца.
- Как вам удалось передать основную мысль картины?
- Основной рефрен произведения - слова из жития Александра Невского: " Не в силе Бог, а в правде". Конкретная битва в картине - только повод проиллюстрировать опыт великой истории человечества, завещанный нам в святом писании: "Меч их да внидед в сердца их". Этот девиз я отобразил на щите одного из русских воинов.
- Кстати, об оружии. Вы изображали его с натуры?
-У историков могут быть претензии к вооружению и доспехам. Мол, взял вооружение XVI-XVII веков, это не соответствует исторической правде. Но принципиальная разница между западным и восточно-европейским оружием на моем полотне очень ярко выражена. Это несет глубокий смысл. Противостояние не только нашего и западного оружия, но и основной исторический смысл того давнего события - это праведный, достойный отпор, прежде всего идеологической агрессии и попытке насильственной католизации северо-восточной Руси в XIII веке. Здесь и цветовой контраст, и небесное покровительство русскому воинству в праведном ратном деле, и участие ополченцев, простого люда. Все это объединено с фигурой князя - лидера, символа победы в справедливом деле, носителя идеи небесного защитника Руси. И даже жест меча Александра очень символичен, меча не разящего, а защищающего.
А детали могут быть взяты и из другой эпохи, так как это не нарушает основного смысла. Только лишь помогает изобразить, обогатить эту голую правду. Я считаю, было бы не очень привлекательно одеть свыше 150 действующих лиц моих персонажей в одинаковые примитивные доспехи, так как с XIII века до нас дошло крайне мало подлинников как с нашей, так и западной стороны.
Я изучил это досконально, уж вы мне поверьте. Любая активная позиция автора по отношению к тому или иному историческому факту всегда будет вызывать как искреннюю поддержку, так и определенное противоборство. Но упрекать меня в искажении главного смысла, исторической правды не сможет никто никогда. Это было бы несправедливо. Ведь сегодня никто не бросит камня в Сергея Эйзенштейна, который в кинофильме "Александр Невский", снятом накануне Великой Отечественной войны, западных псов-рыцарей одел в фашистские каски. Все помнят только героя-победителя, более чем 40-летнего Николая Черкасова, а не юного, темпераментного, подлинного князя Александра.
-Сергей Николаевич, чего вы ждете от своего зрителя и что пожелаете нашим читателям?
- В моем творчестве приоритетным является не только национальная история. Очень люблю и занимаюсь портретами современников и стараюсь зафиксировать их не как репортаж, а запечатлеть лицо эпохи, современником которой являюсь. Если каждый из нас будет помнить о том, что он персонаж Ее Величества Истории, то и поведение его может измениться, и, я думаю, в лучшую сторону. Ведь и этот наш с вами разговор уже через 10 минут станет моей и вашей историей.

Беседу вел Виктор ЕВДОКИМОВ

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru