«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Место встречи изменить нельзя
Сбежавших с уроков ищут либо в подвалах, либо в компьютерных салонах


Главное, чтобы интересно было!
В хорошей школе все дети на виду


Собирались лодыри учиться, а попали в... реанимацию

Соучастники беды

Минздрав предупреждает?

Насколько здорова будущая Россия?
Ответ на это даст всеобщая диспансеризация детей


Обследование в три этапа

Выйти замуж - не напасть!

Тайное и явное

Бои без правил,
или Дорога в депутатское кресло лежит через помойку


Двенадцать пишем, пять в уме
Второй учебный год в Украине действует новая система оценивания знаний школьников


Сколько стоит патриотизм?

Опасные иллюзии
Школа вправе быть самостоятельной!


От Клавдия Птолемея до картографического дизайна
Всем этим премудростям учат студентов Московского госуниверситета геодезии и картографии


Тема свободы
Комплекты тем сочинений для проведения учреждений письменного экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных 2001/02 учебный год


Комплекс, заслуживающий доверия
Русский язык на первое, на второе и на третье


Рискованный эксперимент
Минобразование Молдовы переписывает историю в духе "толерантности" к фашистской Германии


Особенности национальной аналитики,
или Православие в контексте электромагнитной индукции


Умному достаточно,
или "Пособить" - значит помочь


Почем филькина грамота?
Цена диплома напрямую зависит от его фальшивости


Мама, постирай носки!
Первокурсники не могут справиться с элементарными проблемами


Репетиторские ставки
"Вход" на бюджетное отделение стоит три тысячи долларов


И в Оксфорде взятки берут
Бастион честных правил дал трещину


Ценных специалистов станет больше

Образование - открытая дверь

Глубина пустоты
Пошлость востребована на книжном рынке?


"Ты моя надежда, единственный шанс на счастье"
История любви в письмах


Начистоту

Николай КОНЯЕВ:
Я впервые напечатался в четыре года


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Великие - о вечном


Эта викторина поможет старшеклассникам в игровой форме познакомиться с мыслями великих писателей, ученых, философов, политиков и полководцев.

Правила игры. Учитель или ведущий читают вопросы вслух. Право ответа на них получает ученик или команда, которые первыми поднимут руку или табличку с названием команды. Отвечая на первый вопрос, школьники узнают одно или два определения понятия, о котором пойдет речь в вопросах NN 2; 3; 4; 5. За правильный ответ на первые вопросы начисляется по два балла, за верные ответы на вопросы NN 2; 3; 4; 5 - по одному баллу. В конце игры учитель подводит итоги и проводит награждение победителя (или команды-победительницы).
Понятие N 1.
1) Что О.Уайльд назвал "подарком на несколько лет", а А.Камю - "вечностью, длящейся мгновение". (Ответ: красота).
2) В чем, по мнению Вольтера, различие между красивым и прекрасным? (Ответ: "Красивому требуются доказательства, прекрасному они не нужны").
3) По мнению спартанского законодателя Ликурга, именно они "красивому лицу придают вид еще более достойный, а уродов делают еще страшнее". (Ответ: длинные волосы).
4) Именно этих спортсменов Аристотель называл самыми красивыми людьми. (Ответ: "Самые красивые люди - пятиборцы").
Или:
Пытаясь дать определение красоты, этот поэт предложил читателям на выбор сразу два: "Сосуд она, в котором пустота,//Или огонь, пылающий в сосуде?" (Ответ: Н.Заболоцкий).
5) Этот скандально известный французский поэт писал: "Я не могу представить красоты, не связанной с несчастьем". (Ответ: Ш.Бодлер).
Или:
Что, по мнению Шекспира (сонет LXV в переводе С.Я.Маршака), является единственным средством, способным спасти красоту? (Ответ: чернила).
Уж если медь, гранит, земля
и море
Не устоят, когда придет им срок,
Как может уцелеть, со смертью
споря,
Краса твоя - беспомощный
цветок?
.................................
О, горькое раздумье!.. Где,
какое
Для красоты убежище найти?
Как, маятник остановив рукою,
Цвет времени от времени
спасти?..
Надежды нет. Но светлый облик
милый
Спасут, быть может, черные
чернила.
Понятие N 2.
1) По мнению Жюля Ренара, это чувство, "занимающее в жизни лишь небольшой уголок, занимает в театре всю сцену", а Ларошфуко считал, что "истинная... похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел". (Ответ: любовь).
2) Какая любовь, по мнению Б.Шоу, требует "лишь немного глупости и много любопытства". (Ответ: первая любовь).
3) По словам Б.Шоу, нет любви более искренней, чем эта. (Ответ: любовь к еде).
4) Что, по мнению К.Пруткова, возводит в здании счастья стены, а что - купол? (Ответ: дружба - стены, любовь - купол).
5) "Кто не любил, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь", - писал этот апостол в первом соборном послании. (Ответ: апостол Иоанн).
Понятие N 3.
1) Куда, по мнению М.Светлова, "надо входить как мусульманин в мечеть, предварительно сняв обувь". (Ответ: в поэзию).
2) По мнению Гейне, "первый, кто сравнил женщину с цветком, был поэтом", а кем был второй? (Ответ: "..., но уже второй был олухом").
3) По мнению О.Уайльда, "поэт может вынести все, кроме...". (Ответ: кроме опечатки).
4) Прусский король Фридрих Великий являлся весьма разносторонне развитым человеком: он был не только искусным полководцем, неплохим музыкантом и знатоком живописи, но еще и писал стихи. Скажите, что, по мнению Гейне, является наибольшей заслугой данного монарха перед немецкой литературой? (Ответ: то, что он издавал свои стихи на французском языке).
5) Ф.Энгельс утверждал: "Мировая... - величайшая поэтесса". Какое слово пропущено? (Ответ: "Мировая история - величайшая поэтесса").
Понятие N 4.
1) По мнению Л.Толстого, это - "удовольствие без раскаяния". (Ответ: счастье).
2) По мнению О.Уайльда, именно этот способ сделать детей хорошими - лучший. (Ответ: "Сделать их счастливыми").
3) По мнению Спинозы, "счастье не в награде за доблесть, а в...". В чем же? (Ответ: "В самой доблести").
4) Кант утверждал: "Нравственность учит не тому, как стать счастливым". А чему же учит нравственность? (Ответ: "Тому, как стать достойным счастья").
5) По мнению Фрейда, именно эта "задача не входила в план сотворения мира". (Ответ: "Сделать человека счастливым").
Или:
Именно по этой причине Пифагор убеждал своих учеников "не гнаться за счастьем". (Ответ: "Не гонись за счастьем, оно всегда находится в тебе самом").
Понятие N 5.
1) По мнению Блока, "только влюбленный имеет право на это звание". (Ответ: на звание человека).
2) Ларошфуко считал, что именно этого не может постигнуть ни один человек. (Ответ: "Как бы ни был проницателен человек, ему не постигнуть всего зла, которое он творит").
3) Кем, по мнению Канта, "человек может стать лишь благодаря воспитанию"? (Ответ: человеком).
4) Именно по этой причине К.Прутков призывал не робеть перед врагом. (Ответ: "Лютейший враг человека - он сам").
5) По мнению Ключевского, "достойный человек не тот, у кого нет недостатков", а какой же? (Ответ: "Тот, у кого есть достоинства").
Понятие N 6.
1) По определению умирающего Гейне, умение прощать является именно "его специальностью". (Ответ: Бог).
2) Именно это Марк Твен называл "истинной неучтивостью". (Ответ: "Неуважение к чужому богу").
3) Парадоксальный польский сатирик Станислав Ежи Лец утверждал, что "во всем виноваты евреи". Почему же? (Ответ: "Это их Бог нас всех создал").
4) Именно ее Гете называл "таинственной мастерской Господа Бога". (Ответ: историю).
5) А.Линкольн говорил: "Бог, как видно, любил этих людей, коли сотворил их так много". О ком сказана эта фраза? (Ответ: о простых людях).
Понятие N 7.
1) По определению Ш.Монтескье, "... - это право делать все, что не запрещено законом". (Ответ: свобода).
2) Именно поэтому, по мнению Бернарда Шоу, многие боятся свободы. (Ответ: "Свобода означает ответственность. Вот почему ее многие боятся").
3) Именно с этого, по мнению Гете, начинается свобода. (Ответ: "Свобода начинается с иронии").
4) Спартанский царь Агид утверждал, что, независимо от обстоятельств, "человек всегда может остаться свободным". Каким образом? (Ответ: "Презирая смерть").
5) Именно такую одежду, по мнению В.Хлебникова, предпочитает свобода. (Ответ: "Свобода приходит нагая").
Понятие N 8.
1) М.Вебер, автор знаменитой книги "Протестантская этика", утверждал: "Из скота добывают сало, из людей -...", а афинский полководец Алкивиад считал, что "для ведения войны нужны прежде всего они, потом они и, в-третьих, снова они". (Ответ: деньги).
2) Именно по этой причине призывал не брать деньги в долг М.Светлов. (Ответ: "Берешь взаймы чужие деньги и на время, а отдаешь свои и навсегда").
3) Именно этой фразой ответил император Веспасиан сыну, упрекавшему его за введение налога на общественные туалеты. (Ответ: "Деньги не пахнут").
4) Именно эта фраза стала крылатой благодаря Б.Франклину. (Ответ: "Время - деньги").
5) Именно таким образом, по мнению Ш.Монтескье, поддерживают государство финансисты. (Ответ: "Финансисты поддерживают государство, как веревка поддерживает висельника").
Понятие N 9
1) Моцарт называл это "первым наслаждением своей жизни", а О.Уайльд - "проклятием пьющего класса". (Ответ: работа, труд).
2) Авторство знаменитой фразы "Кто не работает, тот не ест" принадлежит вовсе не классикам марксизма-ленинизма, а этому христианскому апостолу. (Ответ: апостол Павел).
3) Этот знаменитый французский философ утверждал: "Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды". Назовите его имя. (Ответ: Вольтер).
4) Этот великий немецкий композитор имел полное право утверждать: "Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград". (Ответ: Бетховен).
5) Именно это призывал делать А.Г.Рубинштейн, "чтобы достигнуть возможного". (Ответ: "Не забывай делать невозможное, чтобы достигнуть возможного").
Понятие N 10.
1) Люк де Клапье Вовенарг называл ее "единственным благом, которым нельзя пресытиться". (Ответ: надежда).
2) Хороша ли, по мнению Ф.Бэкона, надежда на завтрак и на ужин? (Ответ: "Надежда - хороший завтрак, но плохой ужин").
3) По мнению Гете, "злейшими врагами человечества" являются надежда и это чувство. (Ответ: "Страх и надежда - вот злейшие враги человечества").
4) Именно такой человек, по утверждению Сенеки, никогда не отчаивается. (Ответ: "Кто ни на что не надеется, никогда не отчаивается").
5) Что, по мнению Бальзака, является крайне ненадежным "товаром" - "стоит дорого, сохраняется плохо". (Ответ: слава).

Светлана РЫЖОВА,
Валерий РЫЖОВ
Калужская область

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru