«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Место встречи изменить нельзя
Сбежавших с уроков ищут либо в подвалах, либо в компьютерных салонах


Главное, чтобы интересно было!
В хорошей школе все дети на виду


Собирались лодыри учиться, а попали в... реанимацию

Соучастники беды

Минздрав предупреждает?

Насколько здорова будущая Россия?
Ответ на это даст всеобщая диспансеризация детей


Обследование в три этапа

Выйти замуж - не напасть!

Тайное и явное

Бои без правил,
или Дорога в депутатское кресло лежит через помойку


Двенадцать пишем, пять в уме
Второй учебный год в Украине действует новая система оценивания знаний школьников


Сколько стоит патриотизм?

Опасные иллюзии
Школа вправе быть самостоятельной!


От Клавдия Птолемея до картографического дизайна
Всем этим премудростям учат студентов Московского госуниверситета геодезии и картографии


Тема свободы
Комплекты тем сочинений для проведения учреждений письменного экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных 2001/02 учебный год


Комплекс, заслуживающий доверия
Русский язык на первое, на второе и на третье


Рискованный эксперимент
Минобразование Молдовы переписывает историю в духе "толерантности" к фашистской Германии


Особенности национальной аналитики,
или Православие в контексте электромагнитной индукции


Умному достаточно,
или "Пособить" - значит помочь


Почем филькина грамота?
Цена диплома напрямую зависит от его фальшивости


Мама, постирай носки!
Первокурсники не могут справиться с элементарными проблемами


Репетиторские ставки
"Вход" на бюджетное отделение стоит три тысячи долларов


И в Оксфорде взятки берут
Бастион честных правил дал трещину


Ценных специалистов станет больше

Образование - открытая дверь

Глубина пустоты
Пошлость востребована на книжном рынке?


"Ты моя надежда, единственный шанс на счастье"
История любви в письмах


Начистоту

Николай КОНЯЕВ:
Я впервые напечатался в четыре года


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Если слово окрыляет


В наши дни все чаще говорят об утрате духовных ценностей, без них общество заходит в тупик. В широком значении этого слова понятие "дух" означает высшую форму психической деятельности.
В античные времена дух означал наиболее разумную часть души. "Духовное есть фракция высокоорганизованной материи, результат материальной, общественно-исторической практики людей".
Какие культурные и нравственные ценности определил для себя российский человек? Какие черты отображают нашу духовную сторону?
Нас, по мнению многих философов, всегда отличали соборность, коллективизм, взаимопомощь, щедрость души, а не индивидуализм, конкуренция, жесткий расчет. Во все времена наши соотечественники отдавали предпочтение духовным устремлениям, а не материальным. Одной из духовных ценностей, стоящих рядом с патриотизмом и сливающихся с ним, является жертвенность.
Жертвенность, ядро которой составляет любовь к ближнему, присуща немногим. Наши люди всегда отличались патриотизмом. А патриотизм - то чувство, которое формирует духовно богатую личность:
"Патриотизм - это ощущение своей глубинной связи с миром своих современников и предков, с бережным отношением к ценностям, которые создавались предшественниками, восприятие себя значимой частью определенной системы культурных ценностей".
Сегодня в российском обществе ощущается дефицит такой личности, основными качествами которой были бы стремление делать добро, чувствовать ответственность за судьбу своей малой родины.
В школе учитель любого предмета должен заботиться о воспитании у детей духовности, т.е. стараться вызывать интерес к истории нашей Родины, приобщать ребят к национальной культуре. Учить их жить в ладу с самим собой, с окружающим миром, природой.
Безнравственность, царящая вокруг, может разрушить связь времен, культур, народов, поэтому сейчас, в тяжкое время социальной смуты, когда уже стало невмоготу, следует обратиться к чудодейственному роднику живой воды - духовным традициям. Только там можно черпать силу неодолимую, которая поможет перенести пореформенное время.
Но общество, расколотое сегодня на очень богатых и очень бедных, из-за пагубного воздействия средств массовой информации, не уверенное в завтрашнем дне, мечется в заботах о хлебе насущном. Мы, педагоги, упустили из виду, что личность, стремящуюся делать добро, не воспитаешь на "массовой культуре", расхожих выражениях, клише и нецензурной лексике, которые наводнили средства информации. "Массовая книга", что сверкает на многочисленных витринах, разрушительно действует на читателя, особенно юного. Псевдолитература подталкивает к всеядности, расшатывая основы самосознания, гражданственности, патриотизма.
Конкуренция и приобретательство, которые сегодня проповедуются со всех трибун, вплоть до самых высоких, творят свое разрушительное дело. Хотелось бы напомнить слова В.Белинского: "Как бы ни велики были внешнее благоденствие и внешняя сила какого-нибудь общества, но если в нем торговля, промышленность, пароходство, железные дороги и вообще все материально движущие силы составляют первоначальные, главные прямые, а не вспомогательные только средства к просвещению и образованию, то едва ли можно позавидовать такому обществу".
Поэтому, реформируя и преобразовывая современное общество, правительство должно проникнуться мыслью о первооснове образования, просвещения вверенного ему государства, обратить внимание, что средства массовой информации сегодня являются рассадником усредненной "культуры". Эта "массовость" захватывает все более широкие слои, укрепляясь во всех сферах социальной жизни. Продолжается потребительское отношение к классике, в результате которого творения титанов превращаются в сырьевой материал для самоутверждения "гениев массовки".
В основе национальной идеи лежит патриотизм. Патриотическое единение людей имеет духовную природу, духовная же жизнь народа творится посредством языка и хранится языком.
Поэтому первостепенной задачей учителя является воспитание отношения к слову как к великому дару и одновременно силе. А это значит - научить отличать слово, употребленное во благо, от слова, которое вызывает зло, разрушение. Слово дано для стремления к истине.

Нина МАКАРОВА
Новосибирск

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru