«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Страница юного гражданина


Это странное слово "свобода"

Еще в детстве, человек начинает употреблять слово "свобода", придавая ему разные смыслы и оттенки, не задумываясь об этом: "Сегодня воскресенье и я свободен", "Я освобожден от экзамена, потому что все зачеты сдал на 5!" и т.д. Но когда начинаешь размышлять над этим понятием, то скоро приходишь к выводу: знакомое понятие вдруг становится непонятным или не совсем понятным. Почему например на могиле Мартина Лютера Кинга, борца за права негров в США, написано: "Господи! Наконец-то я свободен!"? В различных словарях слово свобода рассматривается в самых различных аспектах:
Наличие выбора, альтернатив, множества мнений и т.д.
Ограждение человека от чего-то нежелательного: свобода от нищеты, голода.
Способность достигнуть цели, самореализация.
Возможность действовать по собственной воле, без ограничений.
В учебнике "Граждановедение" я прочитала, что "свобода - это осознанная необходимость", Гегель.
А вот Вольтер сказал, что "Делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть свободным".
"Человек - раб потому, что свобода трудна, рабство же легко". Это мнение русского философа Н.Бердяева. "Свобода". Это хорошо или плохо для человека? Нужна ли она ему или нет? Почему одни ради нее готовы отдать жизнь, а другие согласны поменять на кусок хлеба?
"Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столько различных впечатлений на умы, как свобода. Одни называют свободой легкую возможность низлагать того, которого наделили тиранической властью; другие - право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи - право носить оружие и совершать насилие. Некий народ долго понимал свободу как обычай носить длинную бороду" Ш.Монтескье. Человек не может быть свободным в несвободной стране, где правит тиран и творятся беззакония. В своем трактате "О духе закона" он писал: "Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане".
Моя свобода должна простираться до тех пор, пока она не нарушает свободу другого, то есть у моей свободы должны быть ограничения. Иначе она, ущемляя свободу и права других, будет уже произволом.
У свободы есть пределы и ограничения? Да, моя свобода простирается только до тех пределов, пока она не посягает на законные права и свободы других, на признанные и законные ценности общества, в котором я живу. В этом, наверное, и есть суть моей ответственности за мою свободы и мои права. И, наверное, не зря тема нескольких уроков граждановедения у нас была такой: "Свобода. Ответственность. Выбор". Излишняя свобода приводит к анархии, недостаток ее приводит к тирании. Чтобы быть свободным и правильно делать свой выбор, человек должен обладать знаниями, умениями, он должен быть приверженцем определенных ценностей основанных на морали и нравственности.

Настя СТОЛБОВСКАЯ,
ученица 8-го класса школы N 27, Ростов-на-Дону

Спасая детей, спасем Россию

Я потерялся в мире чужом,
не цветном, черно-белом!
Где мои папа и мама?
Любовь их, ласка, тепло?
Забыл я папины сказки,
забыл я мамины ласки.
Теперь я один, один на всем свете.

Наверное, каждый из вас знает, какая беда постигла нашу Россию - это детская беспризорность!!! Зададим вопрос: откуда они берутся? Их довольно часто бросают родители. Иногда из-за того, что не на что жить. А сами ребята бегут из дома, потому что они их бьют. Бегут дети и из детского дома, и там они терпят издевательства. Ведь ребенок, брошенный родителями, попадает в жестокий, бесцветный мир.
Чаще всего беспризорники живут в подвалах домов, в метро, в подземных переходах, на рынках и даже на улицах. Маленькие бомжи часто недоедают, собирают бутылки, отбирают сумки с продуктами у пожилых людей. Или же ходят по электричкам, по квартирам, сидят в подземных переходах с табличками - "помогите - хочу есть". Некоторые взрослые просто проходят мимо, а некоторые, пытаются помочь бедным детям.
Наконец-то правительство обратило внимание на беспризорников. Например, правительство Москвы профинансировало программу "Твой двор", "Твоя улица". На нее оно выделило около 7 миллионов рублей. Ведь сейчас, по примерным подсчетам социологов, только 87 процентов детей живут с родителями, а 13 - бездомные. Процент детской преступности в последние годы повысился. Беспризорники совершают 41 процент преступлений. У нас в Обнинске - 34 процента. Дети без родителей, в отличие от других несовершеннолетних, после отбытия наказания не становятся нормальными, а совершают повторные, умышленные преступления.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, страдают такими заболеваниями, как олигофрения, слабоумие, венерические и кожные заболевания. В Обнинске "Человеком года" стал Александр Ильич Котелкин за поддержку и строительство детских домов.
Мне кажется, что помочь этим детям можем только мы. Своей поддержкой и благотворительностью. Ведь даже чья-то ненужная игрушка может помочь брошенному ребенку. Только теплота добрых, сердечных людей может спасти маленьких бродяг.
У нас в Обнинске уже пять лет существует детский дом "Милосердие". Детский приют строится в городе Малоярославце. Российский патриарх Алексий II пытается оказывать детям, беспомощным малышам, существенную помощь. Надо, чтобы дети увидели свет в конце тоннеля, чтобы их глаза посветлели, чтобы в них затеплилась надежда.
Выход из этой ситуации трудный, но возможный. Нужно воспитывать у школьников милосердие, доброту, отзывчивость. Почаще устанавливать на улицах города ящики для пожертвований бедным детям, собирать и передавать им подержанные вещи, артистам устраивать благотворительные концерты. Ведь с каждой спасенной детской душой мы спасаем себя и нашу Россию.

Валерия РАЗУМОВСКАЯ,
ученица гуманитарного лицея, Обнинск

Цепная реакция доброты

Однажды я стала свидетелем такого эпизода. Мама с 5-6-летним сыном шла впереди меня по подземному переходу. Вдруг мальчик остановился и потянул за руку мать, чтобы она тоже остановилась. Малыш во все глаза смотрел на сидящего на полу другого мальчика лет 12-13.
- Мама, а почему такой большой мальчик сидит на грязном полу?
- У него нет дома. Он просит милостыню, чтобы купить себе еды.
- А где его мама и папа? - не унимался малыш.
- Скорее всего у него никого нет, - объяснила ему мать.
- Мама, давай пригласим его к нам в гости, я с ним буду играть.
Мать какое-то время молчала, а затем ответила:
- Нельзя, Сереженька, а вдруг у него все-таки есть родственники и они станут его искать.
Наблюдая все это, я в душе была благодарна этой женщине за то, что она не спешила увести своего маленького сына, оберегая его от такой грустной картины. А женщина между тем говорила своему мальчику:
- Давай лучше купим ему еды, он, наверно, голоден, - и они пошли дальше.
Мне понравился этот маленький мальчик, который, судя по этому эпизоду, будет неравнодушным к чужому горю и когда станет взрослым. И захотелось дождаться возвращения матери с сыном к тому месту, где сидит маленький бродяга.
Минут через пятнадцать они действительно пришли. Мать протянула парнишке пакет с едой: две булочки, граммов сто колбасы, пачка печенья и фруктовый напиток. Когда он начал есть, мать и сын немного постояли, а затем пошли по своим делам. Причем Сережа то и дело оглядывался и махал рукой загадочному для него незнакомцу. А я пожалела, что, к сожалению, сегодня ничем не могу угостить этого мальчика. Зато с тех пор в течение нескольких месяцев я, если приходилось следовать по этому пути, обязательно угощала Пашу, так назвался он при моем знакомстве с ним, яблоком или апельсином. Как-то Паши не оказалось на привычном месте. Я забеспокоилась и стала расспрашивать женщин, торговавших здесь, в подземном переходе, всякой мелочью. Одна из них, которая, как выяснилось, тоже прониклась к нему добрыми чувствами, помогала мальчику, а в церкви молилась, чтобы Бог послал ему спасение. И спасение пришло. Пашу узнала его тетя - сестра бабушки - и увезла к себе в Ярославскую область.
Почему это все я рассказала? Да потому, что доброта, которая передается от сердца к сердцу, как цепная реакция будит гуманные чувства во многих очерствевших людях. И не такие уж мы равнодушные, безразличные к чужому несчастью и чужому страданию. Только порой нам надо, чтобы кто-то словно помог открыть глаза. Давайте не замыкаться в своих проблемах и будем добрее, внимательнее к другим людям, особенно обездоленным, как сказал Даниил Заточник: "Кто человека в печали поддержит, как студеною водою напоит в знойный день".
Алиса ОСИНА,
студентка, Москва

Мы хотим помогать взрослым

В нашем лицее вот уже два года действует школьное самоуправление. За основу была взята модель российского государственного аппарата. Наша лицейская республика "Лидер" начинает свою жизнь в сентябре с предвыборной кампании. Право выдвинуть кандидатуру на высшую должность предоставляется каждому классному коллективу с 8-го по 11-й класс включительно. В течение двух недель идет предвыборная кампания. Оформляются красочные агитационные плакаты с портретами кандидатов с их программами действий, с рекомендациями класса, ученических групп. Ученический штаб по подготовке выборов готовит бюллетени и зал для голосования. Создает условия для предвыборной агитации. Составляются списки избирателей по классам.
В назначенный день и час в школьном зале устанавливаются урны для голосования и происходит захватывающее для детей действо: выбор президента. Победитель объявляется по большинству голосов. Всех остальных кандидатов, участвующих в голосовании, избранный президент приглашает в состав правительства. При распределении портфелей учитываются и личные пожелания и мнения товарищей по правительственному кабинету. Работу президентской команды курирует директор лицея Раиса Павловна Маслевская.
Создается восемь министерств. В каждом классе образуются лицейские советы во главе с председателем. Председатели классных лицейских советов составляют законодательный орган школы - парламент, который избирает спикера. Он собирается один раз в четверть и решает вопросы текущей работы: разработка конституции лицея, законов, правил, утверждение символики.
У нас есть общественные объединения: политический клуб "Дебаты", правовая консультация "Фемида". Спортивно-танцевальный клуб "Капель", психолого-эстетическая "Девичья горница", спортивно-правовой клуб "Добры Молодцы", созданный на основе школьного оперативного отряда быстрого реагирования. Есть ежедневная школьная почта и еженедельный телефон "Доверия".
Многие виды нашей деятельности появились сами собой. Некоторые ребята захотели помогать одиноким старикам и брошенным животным. Выявили детей-бродяг, разыскали брошенных животных. Другие занялись захламленным лесом.
Конечно, сначала мы разрабатывали, обсуждали, принимали конституцию республики "Лидер", которую приняли в присутствии представителей городской власти. Наш президент принес присягу.
Я представляю группу социологов. Моей задачей был опрос жителей нашего города и учащихся нашего лицея. Мы провели социологический опрос о проблемах подростков и молодежи в нашем городе. Вопросы анкеты занесены на стенд. Но не думайте, что мы просто определили эти проблемы. Мы обратились с письмами в те организации, которые ими занимаются, с просьбой нас принять. Нас приняли и дали нам буклеты с адресами центров социальной помощи и поддержки, о которых говорилось ранее, а также согласились сотрудничать с нами.

Наташа МУРОМЦЕВА,
ученица 10-го класса, Калужская область

Кодекс чести чиновника

Пока такого кодекса в природе не существует, по крайней мере именно у нас, в России. А он очень нужен, просто необходим. Причем в каждой отрасли свой. Скажем, у работников пенсионной службы - свой, у почтовой - свой, коммунальных - тоже свой. Нарушил свой кодекс - недостоин больше занимать такую должность, о чем и записывается в его трудовой книжке. Тогда, я уверена, что любой чиновник при исполнении своих служебных обязанностей будет думать прежде всего о чести своего мундира, а значит, и о нас с вами, потому что то и другое совпадает.
Мне недавно исполнилось девятнадцать лет, а я и мои близкие уже столько натерпелись от произвола чиновников всех мастей, что если все эти случаи описывать, то получится целая книга. К примеру, пошла я паспорт менять - свой и своего прадедушки. Он у нас старенький, участник войны, а тут еще споткнулся на тротуаре, где торчат всякие железяки, и сломал ногу. Зная особую придирчивость наших паспортисток, я захватила с собой всякие документы, в том числе, что дед - участник Великой Отечественной войны, и справку о том, что он сломал ногу. На мой взгляд, они и не нужны в этой ситуации. Достаточно собственноручного заполнения им бланков, заявления. Но от меня потребовали доверенности о том, что дед, Василий Нефедович Соловейкин, доверяет своей правнучке получить за него паспорт. "А может быть, он вообще не хочет пока менять свой паспорт?" - сказали мне в ответ на мое недоумение.
Такую доверенность мне дедушка все-таки написал, но, опасаясь, что чиновница паспортного стола (к сожалению, я не узнала ее фамилии) может еще к чему-то придраться, я пошла к самому начальнику. Он возмутился искусственно созданной его подчиненными волокитой, и на другой день к деду пришла другая сотрудница этой организации и выдала деду новый паспорт.
Эта история имела хороший конец. А сколько людей с пустяковыми для чиновников и необходимыми для просящих делами обращаются в разные инстанции. Нередко они довольно откровенно вымогают взятку, хотя за свою работу получают зарплату, пусть даже небольшую. Часто и клиенты их находятся не в лучшем материальном положении. А нередко чиновники просто хотят над просителем покуражиться, поиздеваться, словно мы просим их не о том, что они обязаны делать быстро, хорошо и с уважением по отношению к клиенту, а то, что вовсе не входит в их компетенцию. Если, скажем, просишь справку, то они требуют на это справку от того, кому она должна быть адресована, и т.д.
Вот почему и нужен кодекс чести, в котором было бы подробно и четко расписано, какие обязанности возложены на данного работника и как он должен их исполнять, чтобы не уронить достоинства своего учреждения.

Марина СИДОРЕНКО,
студентка
Московская область

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru