«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Законодательный суп
Как выяснить, сколько стоит обучение школьника


Набраться терпения и подождать
Неписаные правила пока сильнее закона


Кто будет хозяином в школе?
Родители "голосуют рублем", но не за реформу


Учитель работает больше, чем директор завода

Мнения

Две стороны медали,
или Бастовать нынче не выгодно?


Момент опасности
Он наступает, как только ребенок шагнул на дорогу


Перспектива есть. Требуются площади!

Подписка

Объективная необходимость,
или Размышления о реформах


Подписка

Здесь, у самого синего моря
объединилось образование с искусством


Под небом голубым
Урок - защита проекта "Город, в котором я хочу жить". География+экология, 9-й класс


Откуда я родом
Путь к гуманной педагогике шел через авторитаризм


Осторожно, "Решебник"

Критик-практик

А нужно ли?
Размышления о реформе в школе и здоровье учеников


Вы левша?
Не паникуйте


"Менуэт" для первоклассника

Ты и твое поколение
Откровенный разговор со старшеклассниками


В сетях магического квадрата

Компьютер не роскошь, а средство обучения

Ханты-Мансийский автономный округ

Лидия Паукова:
Идей и программ много, на месте не стоим


Cделать ребенка центром Вселенной
Основные направления образовательной политики 2002 года


Мир спасет красота
Дополнительное образование в округе


"Я боюсь вас потерять!"
√ признается профессор медицины Нижневартовского пединститута своим студентам


Дождик песенку поет: кап-кап
Только кто ее поймет...


Наркомании "НЕТ"!
сказали в техническом колледже и победили ее


Голова дороже нефти

В Шугур за счастьем

Космонавт из зоопарка


Кадры решают все. Педагогические

Школа, которой позавидует даже Москва

Сорок минут до победы,
или Литераторы правят миром


Всем назад - в ясли-сад
Новая "помощь" семьям с малолетними детьми


"Царство уродов",
или "Родина, где можно жить"


Подписка

Валерий ЗОЛОТУХИН:
Если мне кажется, что я обнаружил истину, я тотчас в ней сомневаюсь


Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Устарел ли Макаренко,
или Что такое "новое", а что "старое"?


Некоторые даже "доказывают", что устарел, и удивляются в том смысле, что какие вообще могут быть разговоры. Вот послушайте: "Статью "Великий педагог ГУЛАГа" прочел с удовольствием - и профессиональным (как преподаватель), и чисто человеческим. Хотелось бы дополнить ее несколькими соображениями.
Помню, как в свое время меня неприятно поразила и больно задела аналогия, которую "гуманист" Макаренко привел в своей лекции "Методы воспитания": "Ведь учат врача производить трепанацию черепа. В наших условиях, может быть, будут учить педагога, как такую "трепанацию" производить". Обратите внимание на кавычки, в которые Макаренко берет слово, - дальше будет видно, почему он это делает.

Примеров, подобных этим, тьма-тьмущая. И когда всевозможные шарлатаны, в первую очередь "научные психологи", пробуют "доказывать", что мы умнее, чем наши предки, пусть даже отдаленные от нас десятками, а возможно, и сотнями тысяч лет, "то моя рука сама тянется к револьверу". Ничто не устаревает раньше, чем на его месте не появится нечто БОЛЕЕ СОВЕРШЕННОЕ, ЭКОНОМИЧНОЕ и ПОЛЕЗНОЕ (спросите Билла Гейтса - он подтвердит), т.е. НОВОЕ не в хронологическом, а ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в ПРАКТИЧЕСКОМ, ПРАГМАТИЧЕСКОМ смысле слова. Это и только это является ПОДЛИННЫМ КРИТЕРИЕМ ПОДЛИННО НОВОГО.
А теперь, не опускаясь до низкопробной схоластики "научных психологов" и не надуваясь квасным патриотизмом, скажите: кто, когда и где, включая "ближнее и дальнее зарубежье", воспитывал и учил детей лучше, чем Макаренко? Прошу, конечно, прощения за этот удар ниже пояса, но прежде чем напрягаться, прочитайте все до конца.
Вопрос о "ТЕХ ВРЕМЕНАХ" и о "ВРЕМЕНАХ НАШИХ" я считаю натурально глупым. Если "ТЕ ВРЕМЕНА" были КАК РАЗ для педагогики Макаренко, то почему она так и не вышла за пределы колонии имени Горького и коммуны имени Ф.Э.Дзержинского? И это тем более странно, ведь для того чтобы увидеть своими глазами, как она невозможное делает возможным, народ ехал со всех частей света, включая Китай и Бразилию. И потом: какие имена! Юлиус Фучик, Анри Барбюс, Эдуард Эррио (французский премьер), Корней Чуковский, Александр Жаров... А куда бы они сегодня поехали, чтобы увидеть такое же? В Академию педагогических наук? В Министерство народного образования?
Специально для очаровашки-журфаковки, которая разбила мне сердце своей фотографией и которая отыгралась на Макаренко только потому, что в пьяном колхозе ее, студентку-журфаковку(!), заставляли копать картошку под видом... "трудового воспитания", предлагаю нижеследующие оправдательные показания. В тезисах к лекциям для работников Наркомпроса (1938 г.) Антон Семенович еще в "ТЕ ВРЕМЕНА" выделил три типа "ИСКРИВЛЕНИЙ" (его слово!) в советской педагогике: тип дедуктивного предсказания, тип этического фетишизма и тип уединенного средства.
По молодости лет журфаковка недооценила именно тот тип (этический фетишизм), который к ее колхозным приключениям относится прямо и непосредственно: "Ошибка типа этического фетишизма заключается в том, что и средство, и метод ставятся рядом с понятием, этическое содержание которого не вызывает сомнения. Вот это самое СТОЯНИЕ РЯДОМ и считается аргументом достаточным и не подлежащим КОНТРОЛЮ. Такие ошибки совершаются нашей педагогической мыслью. Сюда нужно отнести МНОГИЕ попытки организовать ТАК НАЗЫВАЕМОЕ трудовое воспитание. Соседство такого понятия, как труд, оказывалось ДОСТАТОЧНЫМ, чтобы быть уверенным в спасительности многих средств, собственно говоря, никакого отношения к труду НЕ ИМЕЮЩИХ".
Этот "тип" Антон Семенович иллюстрирует собственным опытом: "В первые годы коммуна жила на отчисления, которые производили чекисты Украины из своего жалованья в размере полпроцента. Это давало в месяц около 2000 рублей. А мне нужно было до 4000-5000 рублей в месяц, только чтобы покрыть наши текущие расходы, считая школу. Остальные 2000-3000 рублей мне достать было негде, так как и работать было негде. Были по недоразумению те мастерские, на которые еще от Адама и Евы Наркомпрос возлагал свои надежды, - это сапожная, швейная и столярная. Эти мастерские - сапожная, швейная и столярная, - как вы знаете, считались альфой и омегой педагогического трудового процесса, причем сапожная мастерская состояла в том, что в ней было несколько пар колодок, несколько табуреток, были шилья, молотки и не было ни одного станка, не было кожи, и предполагалось, что мы будем выращивать ручных сапожников, то есть тот тип мастерового, который нам сейчас абсолютно не нужен".
И далее: "Такое же было оборудование и в столярной мастерской, где было несколько фуганков, рубанков, и считалось, что мы будем выпускать хороших столяров, делая все вручную.
Швейная мастерская тоже была построена по дореволюционным нормам, и предполагалось, что мы будем воспитывать хороших домашних хозяек, которые смогут в случае чего подрубить пеленки, положить заплату и сшить себе кофту.
Все эти мастерские вызывали у меня ОТВРАЩЕНИЕ еще в колонии имени Горького, а здесь я совсем не понимал, для чего они устроены. Поэтому я со своим СОВЕТОМ КОМАНДИРОВ закрыл их через неделю, кое-что оставив для наших собственных нужд".
Поскольку отвращение было, а выхода не было, стали гадать думку. И нагадали: на кладбище нэпманов раскопали полузадушенного чудо-менеджера, а с его помощью за два года отгрохали два суперсовременных завода. Один по австрийской лицензии стал выпускать первые в СССР электрические дрели, а второй - погнал на пустующий рынок узкопленочные фотоаппараты (по германской лицензии). А дальше пошло и поехало: полная самоокупаемость, фантастический достаток и 5 миллионов рублей в доход государственного бюджета. Это и есть ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ, как понимал и культивировал его Макаренко.
Как видите - чистое недоразумение. Поэтому не от искренней влюбленности в фотографию, а сугубо по объективным причинам ("шел в дверь - попал в другую") я бы считал, что милое журфаковское существо заслуживает снисхождения.
А теперь шутки в сторону. Что будем делать? Последуем совету доктора философских наук и откажемся от "сталинского детища"? Или перед тем, как принять решение, попробуем разобраться, кто же он такой, этот Макаренко, какого мы действительно никогда не знали (и не очень рвемся узнать), и что представляет собой его СУПЕРНОВАЯ педагогика. Если решили разобраться, тогда закатывайте рукава, потому что работа предстоит серьезная. Серьезная тем, что после того, как "великие основоположники" вкупе с "научными психологами" перевернули все на свете, включая педагогику, с ног на голову, предстоит обратный процесс, возвращение от ходьбы на голове к ходьбе ногами, т.е. что-то похожее на возвращение к полноценной жизни после двустороннего паралича. А можно и так сказать: зачистка мозгов от коммунистической виртуальности, от иррациональных марксистских и "научно-психологических" стереотипов, возвращение в мир реальности, который от этих стереотипов отличается еще больше, чем бразильский карнавал отличается от заточения в монастырской келье.
Валентин Кумарин

P.S. (В следующем номере "Ста друзей" читайте очередной материал - "Еще раз о том же, но при участии Гераклита, Демокрита, Штирнера и Ленина")

 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.
[Обратно] [На титульную] [Вверх]
 

Рейтинг@Mail.ru